Олейников Александр Николаевич – доктор геолого-минералогических наук (1973), профессор (1984), Академик энергоинформационных наук (1996), Академик Международной академии наук экологии безопасности человека и природы (МАНЭБ, 1997).
После окончания геологического отделения Одесского государственного университета в 1958 г. вернулся в Ленинград и был принят на работу во Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ), где проработал более полувека (1958–2013), пройдя путь от рядового геолога до главного научного сотрудника, председателя Ученого Совета ВСЕГЕИ.
Высококвалифицированный специалист, геолог широкого профиля, А.Н. Олейников – автор более 300 научных работ в области осадочной геологии, стратиграфии мезозоя, палеонтологии (моллюски, ракообразные, миоспоры), прикладной математики и геологической документалистики. Основатель логико-математического направления исследований в области палеонтологии. Используя методику формирования нетрадиционных признаковых пространств, разработал информационные модели прогноза на алмазы (Восточная Сибирь), золото (Агадырское плато), никель (Ветренный пояс), нефтеносные структуры (Западная Сибирь, акватория Черного моря).
На протяжении многих десятилетий А.Н. Олейников являлся председателем Комиссии по триасовой системе и Комиссии по региональным стратиграфическим схемам Межведомственного стратиграфического комитета (МСК). С 2005 г. он стал заместителем председателя МСК России, одним из составителей третьего издания Стратиграфического кодекса России (2006).
Был составителем-редактором и соавтором раздела «Палеозоология» Геологического словаря, изданного в 3 томах.
Почетный член Палеонтологического общества России, руководил аспирантами и соискателями, преподавал на Курсах повышения квалификации специалистов Министерства геологии, а также в Ленинградском горном институте (с 1960 г.) и Санкт-Петербургском университете (с 1962 г.). Председатель комиссии по проблемам энергоинформатики Русского географического общества.
В течение многих лет А.Н. Олейников вел большую работу в области международного сотрудничества. Был региональным представителем Геологической службы страны в Международной организации по хранению, автоматизированной обработке и поиску геологической информации (КОГЕОДАТА), руководил проектом №106 «Пермо-триасовая стадия геологической эволюции» Международной программы геологической корреляции. Организовал и провел международные совещания по данному проекту в Австрии, Венгрии и Италии.
А.Н. Олейников награжден медалями Геологических обществ Чехии и Словакии и юбилейным знаком Геологической службы ВНР.
Еще одна сторона деятельности А.Н. Олейникова – изучение и практическое использование биоэнергетических методов. Он оказал активное содействие внедрению биоэнергетических методов в практику археологических исследований по программам Института археологии РАН и Государственного Эрмитажа. Руководимая им группа специалистов выполняла поиски погребенных объектов на территориях Новгорода, Пскова, Калининграда, Закарпатья и других полигонов, а также вынесла на местность контуры захоронений печально известной Левашовской пустоши под Санкт-Петербургом, где в 30-е годы было расстреляно более 40 000 человек (в том числе Н.М. Олейников).
Будучи членом редакционной коллегии Ленинградского Мартиролога, участвовал в издании 12 томов Книги памяти жертвам политических репрессий. А.Н. Олейников принимал участие в организации научных работ и проведении совещаний по астрологии, являясь членом Совета отделения планетологии РГО. В 1996 г он, совместно с Е.Б. Паевской, опубликовал прогноз обнаружения Трансплутона – 10-й планеты Солнечной системы (Новые идеи в естествознании. Часть II. - Санкт-Петербург, 1996, Российская Академия Наук, серия «Проблемы исследования Вселенной» выпуск 19). В декабре 2005 г. она была обнаружена. Ее масса, средний диаметр, объем и размеры орбиты совпали с предсказанными параметрами.
А.Н. Олейников – профессиональный литератор, исследователь творчества российского авангарда 20–30-х годов прошлого столетия. Как и отец – поэт, автор 2 книг стихотворений («Стихотворения», 2002 и «Песни и пляски», 2008), составитель и соавтор сборников стихов геологов «Друза», «Гравитация» и «Азимут». Автор научно-популярных книг «В недра планеты» и «Геологические часы», неоднократно переизданной и переведенной на вьетнамский и японский языки.
В роли составителя, текстолога, автора комментариев или вступительной статьи он участвовал практически во всех корректных с литературной точки зрения изданиях прозы («Боевые дни» 1991, «Кружок умных ребят» 2008, «Уважаемые дети», 1989) и стихов («Пучина страстей» 1990, «Вулкан и Венера» 2004, «Прочь воздержание» 2011, «Стихотворения и поэмы» 2000 г в Библиотеке поэта) своего отца.
В активе А.Н. Олейникова лингвиста и переводчика – работа над «Финско-русско-английским словарем по вычислительным методам» и «Многоязычным тезаурусом по геологическим наукам». Переводил он и классическую европейскую поэзию (Гейне, Гете, Киплинг, Лир). До сих пор не опубликован его перевод «Бхагават-гиты». Исследователь и толкователь «Слова о полку Игореве» (2014). Новый перевод «Слова» отличается от уже известных тем, что А.Н. Олейникову удалось выявить ритмическую структуру памятника, поделив текст первоисточника на строки и сгруппировав их в подобие строф. Каждая строка перевода соответствует строке древнерусского текста не только словесно, но и числом слогов и расстановкой ударений.
В «Примечаниях» к его статье «Магия поэзии и проза событий» дана необычная трактовка некоторых «темных» мест, а также географический и исторический комментарий. Из статьи очевидно, что взгляд А.Н. Олейникова на идейное содержание памятника расходится со взглядами его предшественников. Книга опубликована посмертно.
Пресс-служба Роснедр.
Металлогенические исследования в Советском Союзе в условиях планомерного социалистического хозяйства получили широкий размах и общее признание вследствие насущной необходимости установления закономерностей размещения рудных месторождений и создания научных основ их прогнозирования. Именно такая практическая направленность сделала их столь распространенными среди советских геологов. О большой популярности металлогенических исследований свидетельствует факт регулярного созыва Всесоюзных металлогенических совещаний, проведенных в Ленинграде (1950, 1952, 1965 гг.), Алма-Ате (1958 г.), Киеве (1960 г.), Баку (1962 г.), совещания по металлогении Кавказа (1957 г.), конференции по геологии и металлогении Тихоокеанского подвижного пояса во Владивостоке (1960 г.) и последующих. На этих совещаниях всесторонне обсуждались проблемные вопросы металлогении, происходил обмен опытом составления металлогенических и прогнозных карт.
Развитию металлогении во многом содействовали работы Межведомственной комиссии по закономерностям размещения главнейших полезных ископаемых, созданной в 1955 году Н.С. Шатским, а также деятельность Научного совета по рудообразованию, возглавляемого В.И. Смирновым.
В 1994 г. в Екатеринбурге состоялось I Всероссийское металлогеническое совещание по общей проблеме применения основных принципов тектоники литосферных плит к металлогеническому анализу складчатых систем.
В 1999 г. в Иркутске II Всероссийское металлогеническое совещание с участием иностранных специалистов было посвящено вопросам геодинамики, металлогении и нефтегазоносности Северо-Азиатского кратона и орогенных поясов его обрамления.
Пресс-служба Роснедр.