Ловозерский горно-обогатительный комбинат территориально располагается за полярным кругом в центральной части Кольского полуострова на 67°35' северной широты и 4°00' восточной долготы (от Пулковского меридиана). Между двух крупных озер Умбозеро и Ловозеро расположен горняцкий поселок Ревда.
Рельеф местности горный и холмисто-равнинный, Вершины Ловозерских гор достигают отметки 1110 метров, абсолютная высота низменных участков района колеблется в пределах 150-250 метров. Геологические условия района - характеризуются наличием крупного палеозойского массива нефелиновых сиенитов (Ловозерский щелочной массив), состоящих из полевого шпата, нефелина, эгирина, щелочного амфибола, виллиомита и некоторых других минералов.
Изучение Ловозерского щелочного массива было начато в конце XIX в. экспедициями под руководством известного геолога Вильгельма Рамзая. В 20-х годах XX в. оно было продолжено отрядами АН СССР под руководством академика А.Е. Ферсмана, а с 1931 г. Приступили к систематическому изучению горных богатств Ловозерских тундр. В середине 30-х г. Были открыты рудные горизонты лопарита. На Аллуайвском разведка включала горные и буровые работы, в результате чего были выявлены огромные запасы лопаритовых руд. За этот же период геологами С.Д. Покровским, М.А. Золотарем, И.В. Зеленковым, И.А. Воробьевой, Н.К. Нефедовым было сделано много геологических открытий.
С 1939 г. началось промышленное освоение Аллуайвского месторождения. Был организован комбинат «Аллуайвстрой» по добыче и переработке лопаритовых руд. Первым директором стал Лев Евгеньевич Эгель (1939-1941 гг.). В этом же году был построен небольшой рудник с ручной откаткой руды и пустой породы, началось строительство опытной Аллуайвской обогатительной фабрики, которая была введена в эксплуатацию в 1940г. Производимый концентрат направлялся на дальнейшую переработку в Москву.
В 1940 г. Возник небольшой поселок Аллуайв для рабочих, добывающих руду из рудных пластов, выходящих на поверхность. Вблизи поселка в ручную, без механизации были пройдены первые штольни. Руду перевозили на автомашинах на обогатительную фабрику, расположенную у подножия горы Аллуайв. На промплощадке, примыкающей к оз. Ильма, пройме р. Сергевань геологоразведочной партией был построен другой поселок из нескольких домов, где жили рабочие обогатительной фабрики. От 72-го километра трактата Пулозеро - Ловозеро до оз. Ильма проложили дорогу протяженностью 16 км.
В этом же году директор «Аллуайвстроя» Л.Е. Эгель в составе областной делегации был направлен в Москву для подготовки доклада о необходимости строительства комбината и железной дороги до него от основной магистрали. 21 апреля 1941 г. И.В. Сталин подписал постановление о строительстве крупного комбината. Уже тогда в плане предусматривалось строительство не только рудников и обогатительных фабрик, но и металлургического завода по переработке лопаритового концентрата.
Перед началом Великой Отечественной войны на предприятии работали только вольнонаемные, но после подписания И.В. Сталиным этого постановления на стройку были привезены 17 тысяч заключенных (военнослужащие, побывавшие в плену во время финской войны). С началом войны людей и оборудование эвакуировали. Заключенные были вывезены в Пулозеро, где вновь приняли присягу и в составе штрафных рот отправились на северо-запад области. На оз. Сейдозеро (озеро в Ловозерских тундрах) была создана база партизанского отряда (начальник В.П. Бусыгин) на случай захвата фашистами района.
В конце великой Отечественной войны встал вопрос о восстановлении «Аллуайвстроя». Восстановительные работы начались в 1946 г. Начальником строительства был назначен Н.И. Воронцов. С лета 1946г. по северному склону горы Карнасурт велись крупномасштабные геологоразведочные работы. Работы на Аллуайве были остановлены, так как нашлась руда ближе и богаче по содержанию. Были проведены восстановительные работы на фабрике, в промышленных условиях руды испытаны на обогатимость, получена партия лопаритового концентрата.
16 декабря 1947 г. Совет министров СССР принял постановление «О мероприятиях по освоению Ловозерского горного массива». Спустя три дня после выхода постановления министр цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако подписал приказ о строительстве комбината по добыче и переработке лопаритовых руд. Этим документом были определены производственные мощности будущего предприятия, основные организационные и технические мероприятия по строительству. На организацию и непосредственное строительство отводилось менее двух лет, комбинат предписывалось ввести в эксплуатацию во II квартале 1949 г. Такие сжатые сроки диктовались высокими темпами развития всех отраслей промышленности страны. 6 февраля 1948г. было организовано Управление строительства Ловозерского предприятия, а 1 июня 1948 г. прибыл и приступил к работе его директор Владимир Федорович Игошин. Первоначально темпы строительства сдерживались из-за отсутствия проектной документации, разработку которой поручили институту Гипроникель. Однако специалисты-проектировщики во главе с главным инженером проекта Василием Семеновичем Головенковым в сжатые сроки разработали проектное задание, а затем технический проект.
Негативно сказывались на строительстве неритмичность финансирования, отсутствие плана по строительно-монтажным работам и поступлению оборудования. Так, на строительную площадку поступали электровозы, погрузочные машины, трансформаторы, рельсы, трубы, которые могли быть использованы не ранее второго полугодия 1949 г. В то же время отсутствовало оборудование для земляных работ нулевого цикла и их выполняли вручную.
В мае приступил к исполнению обязанностей начальник рудника «Карнасурт» Иван Прокофьевич Овсий. В июле началась проходка штольни «Главная», в августе - штольни «Подэтажная». Возглавлял ее молодой специалист - начальник смены Валентин Михайлович Забродин. Одновременно отрабатывалась технологическая схема обогащения лопаритовых руд, под руководством начальника фабрики П.В. Савицкого и механика Н.П. Фельдберга реконструировалась опытно-обогатительная фабрика.
В июне 1949 г. вступил в строй энерговагон, оборудованный генератором и дизельным двигателем (до этого времени повсюду было керосиновое освещение). В этом же году заложили поселок Восьмой километр. В 1950 г. построили здание ремонтно-механического цеха и новую компрессорную с двумя компрессорами, а поселок Восьмой километр получил название Ревда.
19 сентября 1951 г. государственная комиссия приняла комбинат со всеми подразделениями в эксплуатацию. В октябре горняки выдали первые тонны руды, а обогатители - первый концентрат. С этого момента началась история Ловозерского горно-обогатительного комбината.
В 1956 г. были полностью освоены проектные мощности по добыче и переработке руды.
С 1957 г. по 1964 г. в западной части Ловозерского массива, близ оз. Умбозеро, проводятся дополнительные геологоразведочные работы, определяются запасы лопаритовых руд, изучается вопрос о целесообразности их промышленной разработки.
В 1965 г. цехом щелочных металлов произведена первая продукция.
Выход в августе 1967 г. постановления Совета Министров СССР «О развитии комбината на базе Карнасуртского и Умбозерского месторождений» поставил перед коллективом новые сложнейшие задачи по строительству и вводу новых мощностей на Карнасуртской и Умбозерской площадках.
1 апреля1967 г. на западном склоне горы Аллуайв, в 4 км. от оз. Умбозеро, состоялась закладка Умбозерской промышленной площадки. На строительство Умбозерского рудника был привлечен коллектив шахтопроходчиков комбината «Кривбассшахтопроходка», образовано строительно-монтажное управление «Ловозерстрой».
В 1973 г. бы осуществлен ввод новых мощностей на Карнасуртской промплощадке, освоено более 40млн. руб. в промышленном и более 10 млн. руб. в жилищном строительстве. Большую помощь на завершающем этапе ввода мощностей на Карнасуртском комплексе оказало объединение «Никель».
Наиболее плодотворной в жизни комбината явилась девятая пятилетка. За этот период обеспечен рост: добычи и переработки руды в 2 раза; выпуска концентрата в 1,7 раза; проходки горных выработок в 2,5 раза. Производительность труда возросла на 22% при росте средней зарплаты на 17,1%.
В 1974 г. введена в эксплуатацию вторая очередь по добыче руды на промплощадке «Карнасурт». Коллектив рудника, работая в тесном содружестве с Горным институтом КФ АН СССР, совершенствовал технологию горных работ, изыскивая новые варианты системы разработки, внедрял новые более производительные горные машины. Содружество обогатителей с коллективом проектного института Гиредмет позволило в сжатые сроки освоить проектные мощности и новое технологическое оборудование.
В 1978 г. основой продукции комбината - лопаритовому концентрату - присвоен государственный Знак качества.
В январе 1984 г. госкомиссией принят в эксплуатацию рудник «Умбозеро».
Распад СССР привел к разрыву многих технологических циклов, в том числе по выпуску тантала, ниобия редкоземельных металлов. За границами России остались заводы, производившие редкоземельные металлы (Казахстан, Киргизия, Эстония), металлический ниобий и тантал. Возникли перебои с потреблением и переработкой лопаритового концентрата.
С июня 2005 г. у Ловозерского горно-обогатительного комбината появился новый собственник и начался новый этап в развитии предприятия. Сегодня предприятие производит 9 тыс. тонн лопаритового концентрата. В 2009 году планируется увеличить объем производства на 15 %. В 2010 году ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» должен произвести уже 12 тыс. тонн лопаритового концентрата. Для достижения поставленных целей (рост объёмов производства) ООО «Ловозерский ГОК» реализует обширную инвестиционную программу. За последние 3 года предприятие потратило на обновление устаревшего оборудования порядка 250 млн. рублей. Основным направлением инвестиционной программы ООО «Ловозерский ГОК» является изменение технологии добычи руды. Внедрение самоходных буровых машин и проходческих комплексов позволит улучшить условия труда рабочих, а так же приведет к повышению производительности труда шахтеров в 1,5 раза.
В состав предприятия на Карнасуртской промплощадке входит цех щелочных металлов, выпускающий особо чистые щелочные металлы: натрий, калий рубидий, цезий и их соединения.
Предприятие имеет весь комплекс вспомогательных цехов и служб: ремонтно-монтажное специализированное управление, автотранспортный цех, энергоцех, военизированный горноспасательный взвод, отдел технического контроля, центральную лабораторию, турбазу, краеведческий музей, кабельное телевидение, столовые и складские помещения.
Пресс-служба Роснедр