Что изменилось с 1 сентября 2024 года для представителей заявителей?
В соответствии с положениями части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 443-ФЗ, с 1 сентября 2024 года вступили в силу нормы Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» об обязательности использования машиночитаемых доверенностей (МЧД) при подписании документов электронной подписью представителя по доверенности.
Таким образом, возможность подписания электронных документов на основании ранее выданных «бумажных» доверенностей путем приложения в комплект заявочных материалов сканобразов таких доверенностей с 1 сентября 2024 года отсутствует.
Также уточнены требования к видам электронной подписи, используемым разными субъектами при подписании документов.
Так, электронные подписи, в которых указаны сведения об организации, индивидуальном предпринимателе, могут использоваться только руководителем соответствующей организации (УКЭП ЮЛ), индивидуальным предпринимателем (УКЭП ИП). Сотрудники организаций и индивидуальных предпринимателей, действующие по доверенности, подписывают документы УКЭП ФЛ, в которой не содержится данных о работодателе. Подписание документов сотрудниками по доверенности требует приложения МЧД.
Таким образом, представитель подписывает документы, представительствуя в интересах различных компаний, одной и той же электронной подписью (УКЭП ФЛ), в которой содержатся только сведения о данном представителе, при этом каждая компания выдает представителю МЧД.
Что такое МЧД?
МЧД – доверенность в электронной форме в формате .xml, подписанная открепленной усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (УКЭП).
МЧД является формой оформления полномочий, в то время как содержание института представительства, общие положения о доверенностях регламентируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части нотариального удостоверения доверенностей, в том числе выданных в порядке передоверия.
Суть внедрения МЧД заключается в автоматизации проверки полномочий – предполагается, что в МЧД будут указываться коды полномочий, применимые для каждого из сценариев представительства (например, представительство в целях предоставления конкретной государственной услуги, подписания документов определенной категории), и при исполнении такого сценария представительство в отсутствие необходимых полномочий будет технически невозможным. При этом справочник кодов полномочий (классификатор полномочий) в настоящее время формируется, в связи с чем полномочия в большинстве случаев указываются вручную.
Как оформить МЧД?
Как было отмечено ранее, МЧД – электронная доверенность, отличающаяся от классических «бумажных» доверенностей специальными требованиями к ее форме.
Требования к форме МЧД утверждены приказом Минцифры России от 18.08.2021 № 857 и описывают состав и структуру МЧД.
В рамках утвержденных требований органами власти могут быть разработаны собственные форматы МЧД, при этом по умолчанию используется единый формат МЧД — 003. Такой формат используется и при взаимодействии с Роснедрами.
Оформить МЧД можно как на портале ФНС России https://m4d.nalog.gov.ru/emchd, так и на Госуслугах (код необходимого полномочия - EPGU_SUBMIT_EPGU), в системах электронного документооборота. В случае подачи заявлений посредством Госуслуг МЧД оформляется именно там.
МЧД оформляется посредством формирования .xml – файла на основе данных, введенных в электронные формы (сведения о доверителе, о представителе, состав полномочий и так далее). Сведения о полномочиях могут вводиться как вручную, так и выбираться из классификатора полномочий. Полномочия для взаимодействия с Роснедрами, его территориальными органами и подведомственными организациями пока отсутствуют в классификаторе, в связи с чем пока вводятся вручную. Информирование о введении классификатора полномочий будет осуществлено дополнительно, в том числе в Телеграм-канале Роснедр.
Xml – файл МЧД требуется подписать открепленной УКЭП доверителя.
Для удобства проверки действительности МЧД на стороне контрагента, в том числе, органа власти, целесообразно загрузить файлы МЧД (xml и файл подписи) в распределенный реестр ФНС России https://m4d.nalog.gov.ru/emchd/upload. Ряд систем электронного документооборота направляет сведения об МЧД в реестр автоматически.
Кроме того, если МЧД будет использоваться при работе в информационных системах, где авторизация, идентификация, аутентификация осуществляются посредством ЕСИА, в том числе, в Личном кабинете недропользователя, организации – доверителю необходимо прикрепить профиль поверенного к профилю организации в личном кабинете Госуслуг (инструкция по ссылке https://www.gosuslugi.ru/help/faq/company_profile/sotrudnik_k_uz).
Как представить МЧД?
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17.2, пунктом 2 статьи 17.3, частью первой статьи 17.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», МЧД представляется путем направления файлов МЧД (xml и файла подписи) вместе с пакетом подписанных документов контрагенту, в орган власти.
Также отмечаем, что если МЧД выдана в порядке передоверия, то необходимо представить файлы всех МЧД в цепочке передоверия.
При этом отмечаем, что представление МЧД в каком-либо другом формате (например, pdf, или направление контрагенту только номера МЧД) требует заключения соответствующего соглашения с контрагентом или издания приказа органа власти, что следует из содержания Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 224.
Сообщаем, что в настоящее время такой приказ Роснедр отсутствует и может быть принят после апробации функционала единого реестра сведений о полномочиях на базе ЕСИА, создание которого предусмотрено пунктами 6-6(1) Организационно-технических требований к порядку хранения, использования и отмены указанных в статьях 17.2 и 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи» доверенностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 223. В случае издания такого приказа информирование будет осуществлено дополнительно, в том числе в Телеграм-канале Роснедр.
Дополнительно отмечаем, что в случае подачи заявок на получение государственных услуг, в том числе, предоставляемых Роснедрами, посредством Госуслуг, прикладывать МЧД к пакету документов не требуется - файлы МЧД, сформированные на Госуслугах, будут добавлены к заявке и пакету документов автоматически.