Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не будет включать компании, пострадавшие из-за ограничений, введенных западными странами, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ФАС.
В ведомстве при этом напомнили, что "неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым относится нарушение логистических цепочек из-за введенных ограничительных мер, не является основанием для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков".
"Некоторые компании столкнулись с невозможностью приобрести продукцию импортного производства и выполнить условия контракта в полном объеме. В ряде случаев заказчики отказываются от исполнения контракта в одностороннем порядке, ссылаясь на неисполнение поставщиками своих обязательств. По мнению ФАС России, такого рода ситуации являются обстоятельствами непреодолимой силы и не должны приводить к включению сведений о поставщиках в РНП", - сказали в пресс-службе ФАС, пояснив, что к такому выводу служба пришла после рассмотрения ряда обращений.
ФАС России отмечает, что комиссия ведомства принимает решение, основываясь на "всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех доказательств, представленных сторонами на заседании". При этом участник закупок должен представить информацию и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением ограничений зарубежных стран.
Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП - это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС - единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на два года.
По мнению председателя генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнера BGP Litigation Ирины Акимовой, в текущей экономической ситуации под угрозой срыва находится деятельность поставщиков по государственным контрактам, предмет которых связан с международными поставками.
"Нарушение логистических цепочек поставок товаров из-за административных барьеров иностранных государств может привести к отказу контрагента-иностранца от поставок необходимого оборудования или сырья российскому поставщику, - сказала она ТАСС. - В обычной ситуации отказ контрагента являлся бы предпринимательским риском поставщика, и такое обстоятельство не могло бы стать основанием для невключения его в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении условий контракта".
Однако сейчас, по мнению эксперта, необходимо сконцентрироваться на поддержке бизнеса и не допускать формального подхода при включении поставщиков в РНП. Собеседник агентства подчеркнула, что "поставщики также должны доказать невозможность исполнения обязательств по контрактам в связи с введенными иностранными государствами ограничениями".
"В случае, если поставщик предпринял все возможные условия для исполнения контракта (например, при отказе иностранного поставщика предпринимал действия по поиску аналогов в России и за рубежом, уведомил о возможном срыве заказчика), то включение такого поставщика в РНП не соответствует целям государственного контроля в сфере закупок, - отметила Акимова. - Актуальная практика антимонопольного органа подтверждает необходимость анализа всех обстоятельств дела, которые привели к нарушению условий по госконтракту. Безусловно, подобная позиция антимонопольного органа является эффективной как для поставщиков, так и для контрактной системы в целом".