25 мая 2006

«Южморгео» подняло «черные ящики» аэробуса А-320 «Армянских авиалиний»

«Южморгео» подняло «черные ящики» аэробуса А-320 «Армянских авиалиний»

В четверг, 25 мая,  около трех часов ночи со дна Черного моря в районе Сочи был поднят второй «черный ящик» аэробуса А-320 «Армянских авиалиний», который 3 мая потерпел катастрофу при заходе на посадку в аэропорту Адлер.  Первый - речевой самописец удалось извлечь с глубины около 500 метров еще в понедельник. Однако основную информацию, способную пролить свет на причины катастрофы, содержит, по утверждению экспертов,  параметрический самописец – тот самый второй «ящик».

В поиске и подъеме на поверхность обоих приборов решающее участие приняла группа из 13 специалистов, возглавляемая Андреем Тарасенко, заведующим отделом НИПИОкеангеофизика – ГНЦ «Южморгеология».  Они работали с уникальным глубоководным аппаратом РТ-1000, разработанным в этом институте.  «Аппарату три года, в 2005 году он был модернизирован - рассказал генеральный директор «Южморгео» Артур Пронкин. -  По своим характеристикам он не уступает аналогам в США, Англии, Франции. Предназначен для инспекции подводных трубопроводов – визуального осмотра, выявления нарушений целостности трубы, оценки ее состояния.  РТ-1000 способен работать на глубине до 1 км. Аппарат оснащен тремя видеокамерами, прожектором, манипулятором и различными датчиками».

По словам Артура Пронкина,  после падения и разрушения самолета «черные ящики» погрузились в ил. Первый – на глубину 30 сантиметров, второй – на метр. Их примерное местонахождение, еще до того как в район катастрофы был доставлен РТ-1000, установили по радиомаякам французские специалисты. «После прибытия нашей группы  началось с помощью РТ-1000 обследование участка морского дна, указанного французами. Когда один и другой самописцы были обнаружены, потребовалось размыть ил.  А уже затем «черные ящики» захватывались манипуляторами аппарата и поднимались на поверхность».

Интересные подробности сообщил заместитель директора НИПИОкеангеофизика Иван Котов. «Было очень непросто, - сказал он, - точно определить местонахождение самописцев. Ведь наш аппарат «не умеет» распознавать сигналы радиомаяков подобной частоты. А французы определили участок с радиусом до 40 метров. Нашим специалистам удалось в условиях жесточайшего цейтнота оперативно выйти из положения: найти и установить  пеленгатор, который  помог локализовать поиски.  Справились и с другой проблемой – по созданию устройства, позволившего размывать ил.  Получилось своего рода изобретение с использованием подручного средства. В результате из достаточно большого участка мы выделили точное месторасположение объектов – диаметр точки размывания ила составил всего полметра, ящики нашли с первой попытки». 

По признанию Артура Пронкина,  решение сложнейшей технической задачи с помощью отечественной разработки еще раз продемонстрировало всему миру потенциал  российских ученых и конструкторов.

Пресс-служба Роснедра

вернуться к разделу