16 июля 2020

К юбилею заместителя руководителя Роснедр Андрея Федоровича Морозова. О совместной работе и многолетней дружбе с Андреем Федоровичем Морозовым рассказывает генеральный директор ВСЕГЕИ, член-корреспондент РАН Олег Владимирович Петров

К юбилею заместителя руководителя Роснедр Андрея Федоровича Морозова. О совместной работе и многолетней дружбе с Андреем Федоровичем Морозовым рассказывает генеральный директор ВСЕГЕИ, член-корреспондент РАН Олег Владимирович Петров

ЗНАКОМСТВО

– Впервые мы встретились с Андреем Федоровичем Морозовым в начале 90-х годов, когда я работал сначала главным геологом, а затем начальником Центрально-Арктической геологоразведочной экспедиции.

Сразу было видно, что это человек, который хорошо знаком с «полем» и работал в таких же суровых условиях, как рядовые геологи. И, конечно, неоднократно проявлялись его незаурядные человеческие качества – прежде всего это внимательное отношение к людям. Когда люди находятся в Арктике, сразу видно – кто есть кто.

Со временем на основе профессиональной работы возникли и крепкие дружеские отношения. Наверное, у нас есть общие человеческие черты – люди, как правило, не становятся друзьями, если их не объединяют одни и те же моральные установки.

Мне с ним всегда интересно. Он – представитель большой династии геологов, которые большой исторический период поддерживали геологию России и «на земле», и на самых высоких уровнях.

ГЕОЛОГ ИЛИ ЧИНОВНИК?

– Я думаю, тут у него совпало. Андрей Федорович реализовался на самом высшем уровне и как практик, и как чиновник, который довольно долго и успешно работает в аппарате Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Еще с советских времен он прошел вместе с Министерством все трансформации и неизменно был надежным звеном в связке между структурами власти и практической геологией. Это говорит о нем как опытном и знающем свою работу чиновнике высочайшего уровня. Но при этом он и очень хороший геолог, получивший хорошее профессиональное образование и знающий региональную геологию всей нашей страны.

УНИКАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ

– Я бы назвал уникальной чертой характера Андрея Федоровича то, что в геологии он прежде всего видит людей. Он работает не с содержательными смыслами геологии, а решает вопросы непосредственно через людей. А это очень важно. Люди это чувствуют и ценят. Это качество Морозова отмечали и простые геологи, и руководители разных уровней. Причем не только в структурах, подведомственных Федеральному агентству по недропользованию, но и в вузовской, научной сферах.

С полной отдачей он занимается подготовкой молодой смены геологов, что является огромной редкостью для чиновников такого уровня, да и вообще редкостью. Он знает всех талантливых участников школьных олимпиад и подающих надежды студентов профильных факультетов.

Он помнит всех, с кем работал, по всей стране – не только по фамилии, но и по имени-отчеству. Помнит о каждом – что человек представляет из себя профессионально, какие вопросы и в какой сфере он может решить, насколько человек готов решать эти вопросы. Это невероятно ценное качество Морозова, как руководителя, так как кадры, как известно, решают все.

ДОВЕРИЕ

– Андрей Федорович «взращивает» талантливых, увлеченных профессией людей. Так, карьерный рост руководителя Роснедр Евгения Аркадьевича Киселева – во многом дело рук Морозова, который сначала привел способного геолога во ВСЕГЕИ, а затем предложил на должность руководителя Федерального агентства.

Второй пример – благодаря инициативе Андрея Федоровича мне была поручена должность руководителя ВСЕГЕИ. Видимо, он разглядел во мне качества, способные «поднять» институт, который на тот момент нуждался в кардинальных переменах.

Сегодня я с удовлетворением отмечаю, что ВСЕГЕИ имеет заслуженный мировой авторитет как центр геологических данных. Искренне надеюсь, что я оправдал оказанное мне доверие.

Поддержка Морозова продолжается и сегодня. Вообще, следует отметить, что, если бы не Андрей Федорович, наш институт был бы другим. Может быть, все было бы не хуже, но абсолютно по-другому.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

– Именно Морозов, благодаря своему чутью на актуальные направления, был энтузиастом внедрения всех инновационных методов исследования, которыми сегодня располагает ВСЕГЕИ. В их числе изотопные исследования и данные, полученные из космоса. Но особое внимание Андрей Федорович уделяет своему детищу – цифровой геологической картографии. Сегодня это одно из ключевых направлений в геологии России.

МИРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

– Морозов внес большую лепту в развитие российской геологической картографии. Как говорил первый выборный президент РАН Александр Петрович Карпинский, имя которого носит наш институт, «геологу нужна вся Земля». Андрей Федорович хорошо понимает значение этих слов. Крупнейшие международные проекты российских геологов были реализованы при его непосредственном участии и поддержке.

Это, во-первых, картографический проект по Азии, который охватывает Китай, Россию, Казахстан, Корею, Монголию. И второй, не менее значимый международный проект – «Атлас геологических карт Циркумполярной Арктики», который позволил обобщить материалы по Арктике. Эти данные сыграли решающую роль в обосновании территориальных претензий России на расширение границ подконтрольного ей континентального шельфа в Арктике. Начиная с подачи в комиссию ООН по геологической карте мира обновленной заявки России, Морозов лично участвует в работе ООН по рассмотрению этого вопроса.

ПРИЗВАНИЕ

– Я думаю, он не сможет уйти из профессии. Как и у меня, так и у него хобби – это геология. Для нас эти понятия неразделимы. Хоть он и собирает коллекции монет, марок и редких геологических образцов минералов, но все-таки главное его призвание – это исследования недр планеты Земля.

вернуться к разделу