Андрей Фёдорович Морозов – легендарная личность среди руководителей геологической отрасли. С его именем на протяжении более чем тридцати лет связана реформаторская деятельность по сохранению и возрождению региональной геологии. Достаточно вспомнить 90-е годы прошлого столетия, когда с началом рыночных реформ произошло сокращение бюджетного финансирования. Предприятия, выполняющие геологическую съёмку, влачили жалкое существование, а некоторые просто прекратили свою деятельность.
В этот период А.Ф. Морозову пришлось прилагать неимоверные усилия, чтобы решительными действиями прекратить начавшийся развал. Помимо стабилизационных мер по его инициативе была создана Ассоциация руководителей геолого-съёмочных предприятий, располагающихся на всей территории России. Главная цель её создания предполагала выяснение положения дел на местах и выработку совместных действий стратегического развития отрасли. Примерно один раз в год проводились семинары на одном из предприятий, где заслушивались сообщения руководителей о состоянии работ, методике их проведения, технической и лабораторной базе. Конечно, это давало возможность вживую познакомиться с коллективами предприятий, их возможностями, экономической и финансовой устойчивостью. Ну и руководители могли узнать друг друга, оценить общие проблемы и, безусловно, найти пути для делового и товарищеского взаимодействия. Таким способом А.Ф. Морозов сплотил директоров и лучше узнал всех вместе и каждого в отдельности. В этом заключался его успех в проведении эффективной кадровой политики.
По тому, с какой готовностью Андрей Фёдорович откликался на мои приглашения посетить наши полевые объекты, я смог убедиться в том, что он не только кабинетный работник. Конечно, самой впечатляющей была наша поездка в Антарктиду. Она состоялась в январе–феврале 1998 г. в 43 РАЭ и не куда-нибудь на побережье, а на самую удалённую внутриконтинентальную станцию «Восток», где отмечена самая низкая температура на Земле -89,2°.
В 90-е годы геолого-геофизические исследования в Антарктиде складывались очень сложно, из-за недостатка финансирования они проводились в минимальных объёмах. И благодаря личной поддержке Министра природных ресурсов Орлова В.П. ни одна экспедиция не была пропущена.
Упомянутая поездка была организована начальником Российской Антарктической экспедиции Лукиным В.В. для смены зимовочного состава станции «Восток».
Первый пункт перелёта был город Крайсчерс в Новой Зеландии, где располагается американский центр по исследованию Антарктиды. Здесь мы прошли акклиматизацию, полностью были экипированы в полярную одежду и в 30-градусную жару в тёплых куртках были доставлены к американскому военно-транспортному самолёту С-130 «Геркулес». Особенностью данного самолёта является взлёт на колёсах по бетонной полосе и посадка уже на лыжах в Антарктиде.
Перелёт занял около 7 часов, и мы приземлились на снежной полосе американской станции Мак-Мёрдо. По существу, это целый современный городок с почти 1,5-тысячным населением, проводящим исследования природной среды Антарктиды по различным научным программам. Здесь много студентов (подрабатывают на учёбу), немало и женщин. Круглые сутки бесплатно работает кафе. Побывали мы и в научных лабораториях, одна из них глубоко входит в море, через её стенку можно наблюдать подводный мир. В общем, весьма полезно было увидеть комфортную среду в быту и в науке по сравнению с полуспартанскими условиями на наших станциях.
Перелёт с Мак-Мёрдо на станцию «Восток» занял около пяти часов. Уже при подлёте весь экипаж надел кислородные маски. Выйдя из самолёта, мы почувствовали, для чего это делается. Станция «Восток» расположена на высоте свыше 3 623 м над уровнем моря, поэтому из-за нехватки кислорода трудно дышать. Ходить можно только медленным шагом. Строения станции, а их немного, занесены снегом и льдом, между некоторыми из них проложены ледовые тоннели. Мы осмотрели станцию, главной её примечательностью, конечно, была буровая со своими копрами. Хозяевами её были специалисты питерского Горного института, которые на протяжении нескольких лет отлаживали технологию ледового бурения с полным отбором керна. На момент нашего пребывания было пробурено уже более 3 000 м. Самой большой ценностью, конечно, был керн, который по 20–50 см был упакован в полиэтиленовый пакет и размещался в вырубленном во льду кернохранилище с постоянной температурой не выше -30°. Четвертинка добытого керна по специальному соглашению передавалась американцам. За пять дней мы осмотрели все окрестности вокруг станции при ясной круглосуточной солнечной погоде (полярный день) и температуре около 30°мороза. Морозов попал в стихию своей фамилии. Наши специалисты из ПМГРЭ уже провели здесь сейсмические исследования методом отражённых волн и определили глубину раздела лёд-вода в озере в 3700-3 800 м. В 2012 г. на буровой на глубине 3 769,3 м была отобрана первая проба воды. Вот такая точность была нашего предсказания. В обозначенный день снова прилетел «Геркулес», и мы по тому же маршруту в обратном направлении отбыли из Антарктиды.
Андрей Фёдорович всегда уделял пристальное внимание геолого-съёмочным работам на арктических островах. Он ежегодно участвовал в рассмотрении результатов работ и принимал решения по оценке выявленных перспективных районов на различные виды полезных ископаемых. В 1993 г. он посетил Безымянский рудный узел на Новой Земле. С руководством экспедиции и партии состоялся обстоятельный осмотр всех проявлений и коренных выходов свинцово-цинковых руд на перспективном участке. В результате им было принято решение о проведении геолого-минералогического картирования масштаба 1:50 000 на всех выявленных рудоносных площадях. Их выполнение плодотворно сказалось на разбраковке и первичной оценке рудоносности бассейна реки Безымянной. Оценены прогнозные ресурсы свинца и цинка в категории Р1 для наиболее перспективного Безымянского рудопроявления. Уже в 1999 г. этим объектом заинтересовалась Первая горнорудная компания, возглавляемая известнейшим в своё время руководителем геологической отрасли Борисом Матвеевичем Зубаревым. В итоге в сентябре 2000 г. МПР РФ была выдана лицензия этой компании на геологическое изучение Безымянской площади на 5 лет. По заданию Зубарева Б.М. в экспедиции в конце 2000 г. был составлен проект на выполнение полевых работ на два полевых сезона. После утверждения проекта основным исполнителем работ была назначена ПМГРЭ. Благодаря интенсивной героической работе партии двухлетнее задание было выполнено за один сезон. В результате был составлен отчёт с подсчётом запасов. И уже 17 мая 2002 г. он был вынесен на экспертизу Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. Приводим выдержки из протокола ГКЗ:
«Экспертиза считает, что выполненный подсчёт запасов достаточно корректен, и цифры подсчёта запасов можно утвердить в авторском варианте.
Экспертиза считает возможным отметить высокий уровень выполненных полевых геологоразведочных работ и камеральной обработки материалов, что позволило в течение короткого полевого сезона выявить и оценить высокоперспективное Павловское месторождение свинца и цинка и представить по нему материалы на Государственную экспертизу».
Вот так первое рудопроявление стало оценённым Павловским месторождением серебросодержащих свинцово-цинковых руд. Запасы и ресурсы Павловского месторождения и прилегающих рудопроявлений по сумме металлов утверждены в количестве 21,4 млн. тонн с общей стоимостью 49,7 млрд. долларов.
Павловское месторождение по сумме положительных факторов превосходит все известные в стране месторождения и по своим масштабам входит в первую пятёрку крупнейших месторождений свинца и цинка в мире.
Мы подробно остановились на этом объекте для того, чтобы показать, как классический результат соблюдения стадийности работ от геологической съёмки, геолого-минерагенического картирования до поисков и разведки приводит к открытию месторождения.
Этот пример с полным основанием может записать себе в актив Морозов А.Ф.
Конечно, мои зарисовки – лишь маленькая толика в многогранной деятельности А.Ф. Морозова. Он по праву является признанным нашим лидером и отменным высокопрофессиональным руководителем-региональщиком. По своему внутреннему складу он очень демократичный человек, выстраивает свои отношения на доверии, но с прямым контролем исполнения поставленных задач.
Успехов Вам, Андрей Фёдорович, здоровья, благополучия! Да хранит Вас Господь!
Научный руководитель АО «ПМГРЭ»
В.Д. Крюков