Флагман российской полярной флотилии «Академик Федоров», еще находился в дороге, а встречающие уже знали: ученые возвращаются в Санкт-Петербург с настоящей сенсацией. Российская экспедиция «Арктика-2005» привезла неоспоримые доказательства права России на шельф Северного Ледовитого океана, сырьевые ресурсы которого, по оценкам экспертов, составляют не менее 100 млрд тонн условного топлива.
Такого не было уже 20 лет
Сенсацией стала и сама организация этой, недавно завершившейся уникальной экспедиции – ведь подобная прошла давно, 20 лет тому назад. Организатором нынешнего арктического плавания стало Федеральное Агентство по недропользованию, специалисты которого работали на борту судна в течение всего «ледового похода». Роснедра финансировали и первый этап экспедиции, возглавил которую ВНИИОкеангеология.
Известно, что Арктический бассейн является регионом особых геополитических, оборонных, научных и экономических интересов России. Но, как ни парадоксально, до сих пор границы российского сектора в Арктике не имеют юридического статуса.
Получение новых геолого-геофизических и батиметрических материалов, необходимых для официального определения внешней российской границы на расширенном континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане – такова основная цель экспедиции «Арктика-2005».
В ледовый поход научно-экспедиционное судно, отправилось 17 июля этого года, с открытием навигации по «Севморпути», в сопровождении атомохода «Советский Союз». Цель – район работ, расположенный в Восточно-Сибирском море, севернее острова Врангеля.
- Россия занимается обоснование претензий на шельф довольно давно, - заявил на пресс-конференции, проходившей перед походом в Арктику на борту «Академика Федорова», директор ВНИИОкеангеология, руководитель экспедиции Валерий Каминский. - У нас были созданы карты дна океана, а два года назад мы передали в специальную комиссию ООН обоснование наших претензий на шельф. В ответ мы получили рекомендацию – до 2008 года представить в ООН более полное обоснование наших претензий на глубоководную часть океана. Наша экспедиция как раз и займется этой работой.
По словам В. Каминского, изучение шельфа Северного Ледовитого океана и подготовка к его разработке – это «одна из важнейших задач, так как в ближайшие семь лет, по прогнозам, начнется активное освоение шельфа. Начнется оно, скорее всего, с Баренцева и Карского морей».
Напомним подробнее о геологической стороне вопроса. В 1997 году Российская Федерации ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву. С этого времени ВНИИОкеангеология совместно с рядом других научных организаций начала активную подготовку заявочных материалов по обоснованию внешней границы континентального шельфа нашей страны в Арктическом бассейне, расположенной за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Территории, которую недавно один известный американский экономист назвал «устланной золотом», имея в виду ее нефтегазовые залежи.
Результатом этой работы и стала заявка России по внешней границе своего расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах, направленная в ООН.
В ответ на эту заявку специальная Комиссия ООН по границам континентального шельфа поставила под сомнение наши доказательства о принадлежности крупнейших поднятий дна Амеразийского суббассейна – хребта Ломоносова и поднятия Менделеева к компонентам континентальной окраины Евразии.
При этом наибольшую дискуссию в ученых кругах вызывает строение областей сопряжения этих поднятий с окраинами окружающих континентов. Поэтому Комиссия ООН настаивает, чтобы русская сторона представила дополнительные, подкрепленные экспериментальными данными, убедительные доказательства геологической природы поднятий Амеразийского бассейна, их принадлежности к материковой окраине.
Именно для выполнения данных рекомендаций и была создана экспедиция Роснедра «Арктика – 2005», в ходе которой проводились широкомасштабные, комплексные геолого-геофизические исследования на поднятии Менделеева и в зоне его сопряжения с шельфом Восточно-Сибирского моря.
Работа учеными проделана поистине титаническая. Так, в ходе исследований дна было осуществлено уникальное сейсмическое глубинное зондирование – с помощью глубинных взрывов направленного действия, мощностью до полутора тысяч килограммов тротила. С их помощью ученые планируют получить точное представление о составе земной коры на глубине до
Изучение шельфа проводилось также с воздуха: самолетом ИЛ-18, оснащенным новейшими приборами, и двумя вертолетами МИ-8.
На самом судне расположены 12 лабораторий. Его океанические лебедки позволяют опускать исследовательскую аппаратуру на глубину до
Привет от аборигенов Арктики
Несмотря на современную «вооруженность» экспедиции, суровая природа Заполярья давала о себе знать, и не однажды. Ведь «Академик Федоров», под руководством капитана М.С. Калошина, в этом походе стал первым транспортным судном, которое самостоятельно пересекло 87-ю параллель. Новый абсолютный рекорд был установлен в 16.00 по московскому времени 26 августа 2005 года.
- Ни одно транспортное судно никогда прежде не рисковало подбираться без ледокола так близко к Северному полюсу, - подчеркнул находящийся на его борту вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий.
– С погодой нам не везет, - добавил он. Сильный ветер, метель. Найденные час назад среди громадных ледовых полей каналы захлопываются прямо перед носом судна. Огромные, пятиметровой толщины глыбы многолетнего льда нехотя всплывают из-под корпуса «Академика Федорова».
Никогда еще за всю свою 18-летнюю историю флагману нашего научного полярного флота не приходилось работать в таких льдах.
По признанию полярника, единственный на борту человек, радующийся сложившейся обстановке – известный корабел, доктор технических наук Олег Тимофеев. Он изучает ледовые нагрузки на судно. Корпус судна облеплен десятками датчиков, фиксирующих ледяные удары. Такие данные особенно важны для специалистов, проектирующих суда, способные работать в Арктике и Антарктике.
«Словно снимается кардиограмма нашего путешествия» - шутят ученые.
И, как удивительная повесть о странствиях, читаются путевые корабельные записи:
«Крайне сложные ледовые условия сложились в южной части района исследований. Устойчивый северо-западный дрейф и аномальный вынос тепла в последних числах июля привели к тому, что южный участок геотраверса оказался в условиях 3-4-балльного льда.
В сложившихся условиях проведение сейсмических работ авиадесантным способом на первый взгляд казалось нереальным.
Однако, высокое профессиональное мастерство командиров вертолетов И. А. Закутилина и В. А. Кукушкина, громадный опыт работы в Арктике руководителя экспедиции В. Д. Каминского, начальника рейса В. А. Поселова, руководителей сейсмических отрядов Г. П. Аветисова, А. В. Маухина, Ю. Я. Заманского, Ю. Г. Чернышева, В. Г. Петухова, Ю.Н. Гонтарева, В.Г. Григорьева, М.В.Иванова позволили выполнить поставленные задачи в полном объеме и получить материалы хорошего качества.
Еще одним осложняющим фактором наледных работ неожиданно явилась излишняя любознательность аборигенов Арктики – белых медведей, которые упорно срывали красные флажки, обозначавшие местоположение сейсмических станций, вскрывали станции и выводили их из строя».
Несомненно, ледовой поход «Академика Федорова» надолго запомнится его участникам. Бесспорно, он станет заметным событием в отечественной науке. Возможно, он коренным образом перевернет наше представление о мировой географии углеводородных залежей.
- Участники экспедиции проделали огромную работу, - заявил по прибытии в Санкт-Петербург ее руководитель Валерий Каминский. - Общая протяженность маршрутов составила
Главная задача нашей экспедиции – доказать, что шельф океана структурно идентичен береговой части северной границы России, а значит, наше государство имеет полное право на его освоение – выполнено. Проще говоря, эта зона шельфа – наша, российская. Нам ее и осваивать.
Источник: «Российские Недра», 10 октября