Геннадий Данилович Романовский родился 30 июля 1830 года в семье польского дворянина Данилы Константиновича Романовского, доктора Миасского завода и золотых промыслов, входивших в систему Златоустского горного округа.
Семья горных инженеров Романовских хорошо известна в Миассе. Первым в Миассе появился польский дворянин Данила Константинович Романовский, получивший образование в Киевском университете. В 1788 году он начал службу в полку лекарским учеником, звание лекаря получил в 1792 году. По состоянию здоровья он оставил воинскую службу и получил назначение в Оренбургскую губернию, где более 20 лет прослужил в Верхнеуральске, Троицкой округе и на Златоустовских заводах. Круг его обязанностей был очень велик, и жалованье составляло 2000 рублей в год. Кроме обязанностей лекаря, Романовский выполнял и обязанности ветеринара. На Кундравинской улице у Романовских был деревянный дом, владелицей которого в 1842 году значится штаб-лекарша Романовская.
У Романовских была большая семья. Все сыновья учились в Петербургском Горном институте и оставили яркий след в истории.
Наиболее известным стал Геннадий Данилович Романовский, горный инженер, профессор Горного института. Он прославился своими исследованиями месторождений полезных ископаемых Европейской России и многолетними трудами по изучению геологии и палеонтологии Туркестана.
В 1851 году Г.Д.Романовский окончил Институт Корпуса горных инженеров шестым по списку.
В том же году Геннадий Данилович получил назначение c чином поручика по «дальнейшему прохождению службы» на каменноугольные разведки в Тульскую губернию и геогностические исследования в Рязанской, Калужской и Московской губерниях. Его увлечение бурением было замечено руководством Горного департамента и совпало с необходимостью активизировать в Центральной России работы по созданию систем устойчивого снабжения губернских и уездных городов питьевой водой.
В период с 1851 по 1853 гг. поручик Г.Д.Романовский провел геологические исследования в Тульской, Рязанской, Калужской и Московской губерниях. В 1853 г. он успешно руководил бурением артезианской скважины в Серпухове.
Умелое руководство бурением скважины на воду в районе Трехгорной мануфактуры в Москве выдвинуло Геннадия Даниловича Романовского в ряды новаторов в области горного дела. Прежде всего, он обратил внимание на существенные недостатки конструкции долот, покупаемых за границей. После кратковременного употребления они затуплялись, и для их восстановления приходилось производить дорогостоящую наварку сталью. Горный инженер Романовский нашел достаточно простое и эффективное решение, предложив впервые в России оригинальную конструкцию долота с вставными лезвиями.
Еще одной новинкой при осуществлении этой проходки стало усовершенствование способа тампонажа буровых скважин. Использование изобретенного им цементировочного желоночного устройства позволило надежно обеспечить закрепление цементом стенки скважины.
Другим примером его новаторского подхода стало бурение в 1859 г. машинным способом первой в России скважины вблизи села Ерино возле Подольска (Московская губерния). Здесь для проходки твердых пород ударно-штанговым способом он впервые применил паровой двигатель. Достаточно быстро его пример нашел широкое распространение в России, и Романовского по праву стали считать основателем отечественной школы механического бурения.
Успешная работа в Подмосковном регионе получила признание в российском инженерном и научном сообществе, и его избрали членом Императорского минералогического общества.
В начале 1863 г. Геннадий Данилович Романовский получил ответственное поручение - приступить к поисковым работам в Поволжье. По журналу ученого комитета от 23 января 1863 года капитану Романовскому было поручено летом того же года приступить к буровым работам для разведки на каменный уголь на Самарской Луке по Волге, в близком расстоянии от местностей, в которых известно нахождение горной смолы и нефти. Поэтому ученый комитет поручил капитану Романовскому произвести предварительные геологические исследования с тем, чтобы он донес, не сочтет ли нужным приступить к разведочным работам для поисков этих веществ и представил их для химического исследования.
В 1864 г. важной вехой инженерной биографии Геннадия Даниловича стало бурение артезианской скважины в Санкт-Петербурге. Он призвал к необходимости критического пересмотра технологии изготовления буровых деревянных штанг по методу французского инженера Кинда и выступил активным пропагандистом развития новых методов и передовой техники бурения в России.
В 1865 г. «по Высочайшему повелению» Геннадий Данилович Романовский первым из русских специалистов был направлен в десятимесячную командировку за границу, в том числе и для «изучения геологического характера месторождений нефти, способов их разведки и добычи». Для него далекий путь в Северо-Американские Соединенные Штаты вначале пролег через ведущие державы Старого Света - Францию и Великобританию.
Горный инженер Г.Д.Романовский во время своего пребывания во Франции тщательно собрал все имевшиеся сведения по технике и технологии бурения, стараясь не упустить даже мелочей. Впоследствии это ему во многом помогло при работе над новым буровым инструментом.
В Северной Америке подполковник Романовский побывал на нефтяных месторождениях Пенсильвании. Результаты своей командировки Геннадий Данилович Романовский подробно изложил в «Рапорт Горному департаменту подполковника Романовского о буровых работах в Европе и об осветительных материалах». На основе глубокого анализа он описал состояние нефтяного дела в США, обозначил перспективы и направления дальнейшего развития геологии нефти и совершенствования буровой техники, дал некоторые практические рекомендации для отечественных специалистов.
В 1866 г. был получен приказ директора Горного департамента о повторной командировке в Поволжье. Предстояло завершить работы, начатые в 1863 г.
В 1868 г. Г.Д.Романовский первым в России сделал прогноз о перспективности на нефть Волго-Уральской провинции, получившей в 30-е годы ХХ века звучное название «Второе Баку».
В период с 1867 по 1871 гг. деятельность горного инженера Романовского была связана с изучением Крыма и Кубани.
В 1871 г. статский советник Геннадий Данилович Романовский получил предложение от директора Санкт-Петербургского горного института академика Григория Гельмерсена приступить к преподаванию курса горного искусства.
В 1872 году Романовскому был подарен бриллиантовый перстень за успешность проектированных им водопроводных работ в имении ее императорского величества в Ливадии.
В начале 1875 года по приглашению генерал-губернатора К.П.Кауфмана статский советник Г.Д.Романовский приехал в Ташкент.
В 1881 г. за геологические исследования Туркестанского края горный инженер Геннадий Романовский был удостоен высшей награды Императорского русского географического общества - Константиновской медали.
В 1879 г., после возвращения из четырехлетней Туркестанской экспедиции, профессор Романовский возобновил чтение курса горного искусства. Вскоре его избирают членом Горного ученого комитета.
20 апреля 1880 года в институт пришло известие, что император Александр II за отличную усердную службу и особые труды присвоил чин действительного статского советника профессору Г.Д.Романовскому. В генеральском звании Геннадий Данилович Романовский отправился в командировку в Екатеринославскую губернию, на обширной территории которой ускоренными темпами создавался южный горно-металлургический район Российской империи.
В 1884 г. в знак признания заслуг перед отечественной геологией профессора Геннадия Даниловича Романовского избирают почетным членом Императорского минералогического общества.
В начале 1894 г. император Александр III присвоил ему чин тайного советника.
2 апреля 1895 года Геннадий Данилович стал полным кавалером ордена Св.Анны, одного из самых значимых орденов Российской империи, девизом которого было «Любящим Правду, Благочестие, Верность».
Летом 1901 г. в Санкт-Петербурге широко праздновалось 50-летие деятельности в горном деле тайного советника Геннадия Даниловича Романовского. В «Горном журнале» была помещена статья об этом событии и особо выделены слова юбиляра о его заветной мечте - «производстве разведок глубоким бурением на нефть в бассейне реки Ухты, Архангельской губернии и в Ферганской долине, где источники нефти могут оказаться столь же обильными, как и на Кавказе».
24 декабря 1902 г. Министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов утвердил положение о премии профессора Горного института, тайного советника Г.Д.Романовского «за лучшую работу по геологии, горному мастерству и минералогии». Достаточно быстро эта премия получила признание в инженерном сообществе и стала одной из престижных наград для российских горных инженеров. До последних дней Геннадий Романовский активно работал, своим примером вновь и вновь опровергая утверждения скептиков о возрастном пределе творческих возможностей человека.
В 1904 году Геннадий Данилович был командирован в Польшу, в Домбровский каменноугольный бассейн, для разрешения вопросов, касавшихся замены практикующейся там разработки медных пластов с обрушением кровли разработкой с закладкой пустой породой.
Вернувшись из командировки 19 декабря 1904 года, он почувствовал сильные боли в спине, в марте 1905 года болезнь его усилилась, осложнившись в раковое воспаление.
22 апреля (5 мая) 1906 года после тяжелой болезни Геннадий Данилович ушел из жизни и был похоронен на «горном» участке Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге.
За свою жизнь Геннадий Данилович Романовский написал около 150 трудов Романовского. Его публикации были изданы в «Горном Журнале» и «Записках Минералогического Общества», с начала 50-х гг.
Пресс-служба Роснедр