27 февраля 2023

Обзор СМИ. Денис Мантуров: Российская промышленность смогла перестроиться

Обзор СМИ. Денис Мантуров: Российская промышленность смогла перестроиться

«Российская газета»

"Благодаря усилиям как государства, так и бизнеса по итогам 2022 года удалось избежать значительного падения промышленного производства. Помогли оперативные антикризисные меры. Это и особые условия кредитования системообразующих предприятий, и льготные займы от ФРП, и финансирование НИОКР, и механизм параллельного импорта, и работа Единой региональной субсидии, и механизм льготной промышленной ипотеки, и многие другие инструменты. В ряде отраслей запущены новые собственные производства и существенно снизилась зависимость от импортной продукции.

Выпуск продукции ОПК по разным направлениям вырос в 3-10 раз. Что касается "гражданских" отраслей, можно уверенно сказать, что они приспособились к особым условиям работы и смогли перестроить все свои внутренние процессы. Это касается и автопрома, и авиапрома, и других отраслей. Уверен, что запуск новых механизмов - кластерной инвестиционной платформы, а также озвученные президентом в ходе Послания Федеральному Собранию налоговые льготы при покупке российского оборудования станут существенным импульсом для обеспечения технологического суверенитета в ключевых отраслях.

Удалось практически удержать планку 2021 года и по объему несырьевого неэнергетического экспорта. По ряду отраслей зафиксирован рост поставок на внешние рынки, растет товарооборот с дружественными странами. И конечно, что наиболее заметно нашим гражданам в повседневной жизни, нам удалось сохранить широкий ассортимент потребительских товаров в магазинах - в этом заслуга как российских производителей, оказавшихся готовыми занять нишу ушедших иностранных брендов, так и развитой отрасли торговли".

Освободившиеся ниши занимают российские промышленные компании

Промышленное производство в России в 2022 году снизилось, по данным Росстата на 0,6%, в целом намного меньше, чем можно было ожидать. А в некоторых секторах даже наблюдался рост. На ситуацию, конечно, повлиял уход крупных зарубежных компаний.

Но и этот фактор оказался не столь критичным. Несмотря на первоначальные опасения, по данным швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймона Эвенетта из России ушло только 9% компаний. При этом часть крупных европейских предприятий продолжили работать, но снизили маркетинговые активности, стремясь избежать внешнего давления и сохранить российских рынок. Освободившиеся ниши заняли российские компании.

Удачно воспользовались новой ситуацией, прежде всего фармацевтические предприятия. Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, выросли по итогам прошлого года на 8,6%. Заметный рост в 7,8% также показали полиграфическая деятельность и копирование носителей информации. Металлообработка выросла на 7%.

Промышленное производство просело летом и осенью, это была реакция на уход ряда зарубежных компаний. Но уже в декабре по сравнению с ноябрем 2022 года положительную динамику показали уже все секторы промышленного производства.

В феврале прошлого года в России работало 2405 дочерних предприятий зарубежных и транснациональных компаний, а также 1404 фирм из ЕС и "Группы семи". К концу ноября 120 корпораций (8,5%) продали хотя бы одну компанию. По данным аналитиков, Россию покинуло менее 18% дочерних фирм из США, 15% - из Японии и - 8,3% из Евросоюза. Например, по данным специалистов Йельского университета, призывавшим компании к уходу из России и внимательно отслеживавшим этот процесс, полностью ушли такие крупные предприятия как IKEA, McDonald's, Renault, Ford и Shell. Кроме того, российский рынок покинули 18 швейцарских компаний из 53, работавших до введения санкций. Среди ушедших, например, нефтетрейдер Vitol, страховая компания Zurich Insurance Group, производитель шоколада Lindt & Spr?ngli, производители строительных материалов Holcim.

Во многих случаях активы компаний были проданы российским владельцам, которые смогли перезапустить производство.

Впрочем, немало крупных компаний остались в России. Среди них 19,5% из Германии, 12,4% - из США. Например, продолжили работу американская сеть быстрого питания Subway, итальянский производитель пасты Barilla. Бизнес в России сохранили и четыре швейцарские компании: деревообрабатывающее предприятие Swiss Krono, продавец потребительских товаров Zepter, а также производители полимеров Ems-Chemie и строительной техники Liebherr.

"В России остается много европейских компаний. Всем - и ушедшим с российского рынка, и оставшимся - приходится приспосабливаться к новым условиям. Многие европейские компании продолжают вести бизнес в России, особенно в секторах, менее затронутых санкциями", - рассказал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг в ходе состоявшейся накануне встречи с советником президента РФ Антоном Кобяковым. При этом, Шиллинг высоко оценил готовность органов государственной власти России прислушиваться к мнению зарубежного бизнеса, сообщили в пресс-службе фонда "Росконгресс".

вернуться к разделу