22 декабря 2023

Обзор СМИ. Зафиксирован новый рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути. Перевезено 35 млн тонн грузов

Обзор СМИ. Зафиксирован новый рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути. Перевезено 35 млн тонн грузов

АТОМ Медиа

По состоянию на 21 декабря зафиксирован новый рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути в современной истории России — перевезено 35 млн тонн грузов (для сравнения, в 2022 году значение этого показателя составило 34,117 млн тонн). Предварительное подведение итогов 2023 года состоялось в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот».

 В ночь с 20 на 21 декабря в порт Мурманск дизель-электроход «Талнах» (ПАО «ГМК „Норильский никель“») доставил 13 тысяч тонн груза. Именно они позволили достичь показателя 35 млн тонн. Два атомных ледокола ФГУП «Атомфлот» работают по долгосрочным контрактам с ПАО «ГМК „Норильский никель“» для оказания услуг по прокладке и поддержанию каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка.

В режиме видео-конференц-связи капитан головного универсального атомного ледокола «Арктика» Василий Губкин доложил о текущей работе судна.

 «Президент России вернул нам гордость за освоение Арктики: возрождение и рекордное развитие Севморпути — важное достижение для всей страны, — отметил капитан головного универсального атомного ледокола „Арктика“ ФГУП „Атомфлот“ Василий Губкин. — Строительство и ввод в эксплуатацию современных атомных ледоколов являются лучшим подтверждением лидерства России в высоких широтах. С каждым годом увеличивается состав флота предприятия. Моряки атомного ледокольного флота выполняют поручения Президента и готовы к решению новых амбициозных задач».

По состоянию на 21 декабря атомными ледоколами ФГУП «Атомфлот» обеспечено 730 проводок судов (для сравнения, с 1 января 2022 года по 21 декабря 2022 года — 653).

  «Сегодня, как раз буквально в ночные часы, 35-миллионная тонна была перевезена, и до конца года ежедневно планируем перевозить по 100 тыс. тонн. В итоге стремимся к 36 млн тонн. В 1987 году в Советском Союзе рекорд перевозок по СМП составил 7 млн тонн. В современной истории рекорд перевозок по СМП был поставлен в 2021 году: было перевезено 34,9 млн тонн. Но именно сегодня в ночные часы в России поставлен новый исторический рекорд, перевезена 35-миллионная тонна. В прошлом году, несмотря на значительный рост перевозок российских компаний, падение транзитного грузопотока вследствие геополитических факторов превысило 90 процентов. Но, опять же, уже в этом году был поставлен новый рекорд — рекорд транзитного грузопотока, который был полностью восстановлен: перевезли 2 млн 127 тыс. тонн. Этот груз был перенаправлен с Суэцкого канала на Северный морской путь. Этот рекорд стал возможен благодаря труду тысяч людей, работающих в Арктике компаний, среди которых в первую очередь хотелось бы отметить „Новатэк“, Норникель, Газпромнефть, Роснефть, „Лукойл“, СУЭК и „ЕвроХим“. Этот вклад будет только расти. Северный морской путь определен Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным одним из стратегических приоритетов развития. Мы выполняем поставленные Президентом задачи и видим результат этой работы», — отметил спецпредставитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

 Грузопоток в акватории Северного морского пути демонстрирует стабильный рост. Госкорпорацией «Росатом» выполняется большая работа по созданию максимально привлекательных условий для работы в Арктике.

 «Сегодня 34% работников Росатомфлота — младше 35 лет, — сказал советник генерального директора ФГУП „Атомфлот“ Андрей Теницкий. — Это достойный показатель для судоходной компании. Арктика интересна юношам и девушкам. Молодежь привлекает работа на новых универсальных атомных ледоколах: современное отечественное оборудование, уникальные технологии и надежность. Но на этих судах есть и заметный карьерный рост. Например, на атомоходах проекта 22220 есть два капитана, которым еще не исполнилось 42 лет. Для сравнения, я стал капитаном в 55 лет».

Новые рекорды, установленные в акватории Северного морского пути, демонстрируют перспективность создания единого логистического пространства страны, простирающегося от Мурманска до Владивостока, объединяющего воды от западной морской границы России до рубежей Азиатско-Тихоокеанского региона.

 Справка

Под акваторией Северного морского пути (СМП) понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар. Судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике, СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина этой транспортной артерии составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до мыса Дежнева.

 Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал — более 12 тыс. миль, соответственно длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

 Развивая Северный морской путь, правительство страны влияет на глобальную экономическую реальность и помогает России добиться новых возможностей в сфере мировой логистики.

 Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.

 

вернуться к разделу