18 марта 2025

Труд геологов-дальневосточников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В военное время деятельность геологов на Дальнем Востоке была направлена главным образом на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых для обеспечения горнодобывающих и промышленных предприятий региона, а по отдельным видам сырья – и страны.

Золото. На протяжении рассматриваемого периода (1941-1945 гг.) одной из ведущих отраслей горнодобывающей промышленности на территории Приамурья оставалась золотодобывающая. При этом главными объектами эксплуатации преимущественно являлись россыпи. К началу войны достаточно чётко определились главные золотоносные районы Сутарский, Тумнинский, Пильдо-Лимурийский, Херпучинский, Удской, Харгинский, Унья-Бомский, Дамбукинский, Джанинский и другие. Тресты «Приморзолото» в Хабаровском крае и «Амурзолото» в Амурской области обеспечили необходимый при- рост запасов металла по россыпям путём разведки новых месторождений и за счёт доразведки и переоценки известных объектов. Наряду с производственными работами проводились тематические исследования. По заявкам трестов в Дальневосточном геологическом управлении (ДВГУ) геологом А. З. Лазаревым была составлена сводка по оценке золотоносности бассейнов рек Амгуни, Буреи и Селемджи; по четырём золотоносным районам – Ниманскому, Кербинскому, Харгинскому и Хурмулинскому – были количественно оценены перспективы россыпного золота.

В 1941 г. работами геолога «Приморзолото» Г. Е. Грищенко были выяв- лены новые россыпи на территории Колчанского приискового управления, а в 1943 г. геологом Я. И. Тарлаковым установлены промышленные россыпи по р. Почель. В бассейне среднего течения р. Има оконтурен полигон для гидравлической добычи по р. Кума. В 1944 г. геологом В. В. Фроловым в бассейне р. Уды выяснены общие перспективы золотоносности побережья Охотского моря и Шантарских островов. По данным геолога М. С. Суматова в Афанасьевском рудопроявлении открыты россыпи золота по ключам Попутному и Евгеньевскому. В Удыльском районе на площади Покровско-Троицкого месторождения выявлено около 60 кварцевых жил с золотом. По двум из них начата добыча.

Геологами треста «Амурзолото» в период 1941-1945 гг. в Архаринском районе, по рекам Малая Бира, Большой Урил, Малый Урил и по р. Карымке в бассейне р. Солокачи выявлены золотоносные площади для механической раз- работки. В Зейском районе в 1943 г. геологами К. Г. Плечевым и Б. И. Бенкогеновым разведаны довольно крупные россыпи для мускульной отработки по

ключам Северный, Нагорный, Н. Итачи, притокам р. Джелтулы. Подсчитаны приросты запасов. В Сутарском районе геологом А. М. Анисимовым в 1942 г. установлены промышленные золотоносные россыпи по рекам Артамониха, Переходная, Малый Урил. В бассейне р. Тумнин Хабаровского края геологами треста «Амурзолото» открыт ряд промышленных россыпей по рекам Токуинке и Мули.

Геологом «Амурзолоторазведки» М. Т. Чудиновым в бассейне р. Уды обнаружены террасовые россыпи по левым притокам р. Джана и кл. Обещанному. НИГРИзолото получены положительные результаты испытаний обогатимости руд месторождения Белая Гора и тонкого, связанного золота в россыпях Октябрьского и Дамбукинского приисков. В 1944 г. геологом В. В. Фроловым проведены поиски от ГИНзолото в бассейне рек Удыхин и Чогар. Там разведаны россыпи золота по рекам Удыхин, Правый Мурил и кл. Дерагинскому.

В результате ГРР в регионе были выявлены месторождения рудного и россыпного золота, запасы по которым позволили увеличить добычу металла, так необходимого для оплаты зарубежных поставок военной техники, матери- алов, снаряжения и продовольствия.

Олово. В начале 1942 г. Япония продолжала развязывать войну и интервенцию на Тихом океане и в АТР, захватив Филиппины, Малайзию, Индонезию, Бирму и Сингапур, обеспечив себе силовое влияние и в других странах Юго-Восточной Азии. Это привело к прекращению торговли стратегическими товарами со странами антигитлеровской коалиции. В числе таких товаров оказались концентраты касситерита и металлическое олово. Прекратилось их по- ступление союзникам. В этих условиях особое значение приобрела директива об увеличении в стране производства олова. Дальневосточное геологическое управление (ДВГУ) получило задание на расширение работ по поискам и разведке месторождений олова. Выполнение задания отчасти облегчалось уже имеющимся заделом намеченными по результатам геокартирования масштабов 1:100 000 и 1:200 000 оловоносными площадями и участками.

В районах Южного Приморья к 1941 году уже были локализованы оловоносные участки и открыты крупные оловорудные месторождения Лифудзинское и Хрустальное, которые начали разрабатываться соответственно с 1941 г. и 1942 г. Уточнение структуры рудоносных участков производилось в этом же году геологами Е. Е. Фроловой в процессе геосъемки масштаба 1:50 000 и Л. Б. Кривицким в масштабе 1:100 000 в бассейне р. Даданци. В это время поисковые работы осуществлялись в бассейне р. Тумбанци С. Ф. Усенко.

В 1941 г. в предгорьях хр. Турана (Верхнебуреинский район Хабаров- ского края), в бассейне среднего течения р. Ниман проводила геокартирование масштаба 1:200 000 партия ДВГУ. В процессе работ под руководством В. В. Онихимовского, при участии геологов Е. Е. Фроловой и В. М. Цымбал, в при- устьевой части р. Агдони – правого притока р. Ниман, было установлено ме- сторождение оловоносных кварц-полевошпатовых и пегматитовых жил и шлиховые ореолы касситерита по р. Б. Аимка и другим притокам реки Ниман. На основе этих открытий, в зиму 1941-1942 гг. ДВГУ была организована Ниманская экспедиция. Её руководство осуществляли В. В. Онихимовский и П. И. Лаптев, документацию и опробование выработок проводили Г. Т. Вага- нов и В. М. Цымбал, анализы многих тысяч шлиховых проб проводила мине- ралог О. М. Чуракова. Экспедиция разведала промышленные долинные рос- сыпи касситерита р. Агдони, русловые россыпи р. Ниман и долинные россыпи кл. Обещающего – правого притока р. Большая Аимка. Попутно с разведкой россыпей велась добыча оловянного концентрата, который на оленьих нартах перевозился до железнодорожной станции Эльга и далее направлялся в Ново- сибирский оловоплавильный завод. С 1943 г. комбинатом «Востоксиболово» был организован небольшой прииск по разработке и добыче касситерита на россыпи р. Агдони.

В 1943 г. на северных склонах хр. Эзоп, в Селемджинском районе Амурской области, в бассейне р. Талыма геологом «Дальцветметразведки» К. В. Александровым установлены рудопроявления олова и вольфрама и выявлено небольшое Таломинское олово-мышьяковое месторождение. Россыпи р. Та- лымы и её притоков разведывались силами треста «Амурзолото» и в 1944 г. стали разрабатываться с получением вольфрам-оловянного концентрата. Ра- ботами руководил геолог В. И. Крутиков.

В Еврейской автономной области в 1944 г. выявлено, разведано и пере- дано в эксплуатацию Минцветмета СССР крупное Хинганское оловорудное месторождение касситерит-хлоритового типа штокверковой морфологии и связанная с ним россыпь. Открытие месторождения связано с именами геологов М. И. Ициксона и А. П. Прокофьева. В то время месторождение относи- лось к числу наиболее крупных на Дальнем Востоке. Расположение месторождения всего в 12 км от железнодорожной станции Облучье определило его интенсивную разработку.

ДВГУ выполнило задание директивных органов и систематически пере- выполняло приросты запасов. В 1944 г. задание по приросту запасов олова управлением перевыполнено в 63 раза. Открытые месторождения быстро вовлекались в разработку горнодобывающими предприятиями Минцветмета

СССР. Тем самым страна получила олово, так необходимое для нужд обороны и гражданской промышленности.

Молибден. В 1943 году, когда вражеские войска подходили к Эльбрусу, было принято решение о взрыве рудника на крупном Тырнаузском молибден- вольфрамовом месторождении. Это вызвало дефицит молибдена, являющегося добавкой (присадкой) для легированных сталей, используемых оборонными заводами. В данной ситуации единственным добывающим этот металл предприятием стал Умальтинский рудник, расположенный в Верхнебуреин- ском районе Хабаровского края.

Умальтинское месторождение было открыто и предварительно разве- дано известным в стране специалистом по молибдену Н. А. Хрущевым, а затем доразведано геологом Р. Е. Дизик. Разведка месторождения и поддержание его запасов в военное время связаны с именами геологов В. И. Красникова, Б. Г. Малышева (1942 г.) и В. Е. Пригода (1944 г.).

Получаемый на Умальтинском молибденовом месторождении концен- трат немедленно вывозился самолётами. Благодаря усилиям геологической службы рудника, проводившей доразведку известных и разведку новых промышленных жил, все военные годы поддерживался высокий уровень добычи руды.

Сурьма. В годы Великой Отечественной войны в стране сложился де- фицит с сурьмой, так необходимой для получения сплавов для производства подшипников, пуль, в пиротехнике, в резиновом производстве. В связи с этим ДВГУ и «Дальцветметразведка» получили задание по выявлению и оценке сурьмяных месторождений. В качестве объектов исследований уже были известны кварц-стибнитовые руды (Солокачинское и Ленинское месторождения), флюорит-стибнитовые руды (Богучанское месторождение), кварц-золото-стибнитовые (Малоурканское проявление), кварц-стибнит-полиметаллические (Сидагинское проявление).

Геологоразведочные работы ДВГУ были сосредоточены на Солокачинском месторождении Архаринского района Амурской области, а работы

«Дальцветметразведки» на Ленинском месторождении Селемджинского рай- она той же области. На Солокачинском месторождении предварительная разведка началась с 1940 г. и продолжалась до 1941 г., были выявлены промышленные запасы сурьмы. Работами руководил горный инженер-геолог А. Н. Никифоров, при участии геологов А. П. Прокофьева, А. Ф. Баранова, Н. А. Селезнева и В. А. Васильева.

«Дальцветметразведка» в 1944 г. завершила разведку Ленинского место- рождения. Работу возглавлял геолог С. Н. Петровский. Запасы руды неболь- шие, были подсчитаны только по категориям С1 и С2 и рекомендованы для старательских работ. В 1944 г. они начались с выплавлением крудума, который отправлялся в европейскую часть страны.


Сырьё для чёрной металлургии. В 1942 г. в г. Комсомольске-на-Амуре начал действовать завод чёрной металлургии «Амурсталь». В числе его продукции были метизы, стальные балки и листовой прокат. Работал цех белой жести. Сырьём служил лом чёрных металлов и привозной чугун.

С началом проектирования, строительства, а затем эксплуатации завода резко усилились работы ДВГУ по поискам и разведке минерального сырья для него. Прежде всего проводились поиски и предварительная разведка месторождений железных руд, вспомогательного сырья для чёрной металлургии.

К началу войны были известны железорудные месторождения Малого Хингана в Еврейской автономной области, из которых наиболее изученным и перспективным являлось Кимканское месторождение железистых кварцитов. Изучением месторождения и отбором технологических проб занимались геологи Н. М. Хусницкий и М. А. Гуськов. В последующие годы на продолжении к югу железорудного горизонта были выявлены Сутарское и Костенгинское месторождения.

В военный период в западной железорудной полосе Малого Хингана вы- явлено и предварительно оценено геологами В. М. Твердомет и С. Я. Николаевым Южно-Хинганское месторождение марганцевых руд. Важным достижением явилось открытие в Амурской области крупного Гаринского месторождения богатых магнетитовых руд, детально разведанного в конце сороковых годов.

За период ВОВ геологами ДВГУ выявлены и разведаны промышленные запасы вспомогательного сырья для чёрной металлургии. К нему относятся флюсовые известняки Лондоковского месторождения в Еврейской автоном- ной области и Падалинское в Комсомольском районе Хабаровского края. В Амурской области разведано Неверское месторождение динасовых кварцитов, огнеупорные глины Южно-Бузулинского месторождения, формовочные пески на Райчихинском (Антоновском) и Дармаканском месторождениях. В ЕАО разведано Биджанское и Старосмолокуровское месторождения магнезитов, Бираканское месторождение огнеупорных доломитов. Существенный вклад в изучение и разведку месторождений вспомогательного сырья внесли геологи Д. З. Залеев, В. А. Перваго, Е. Ф. Малеев, Е. Я. Шапошников, А. Р. Григорьева.

Уголь. Важнейшее значение для промышленности, энергетики и транс- порта всего Дальнего Востока имели ископаемые угли. Основная их добыча производилась в Южном Приморье, в Амурской области, на Северном Саха- лине и в Хабаровском крае. Геологоразведочные работы на уголь были сосре- доточены в тресте «Дальуглеразведка» и в ДВГУ. Кроме того, небольшие ра- боты производились Востоксибуглеразведкой и Крайтопуправлением Хабаровского крайисполкома.

ДВГУ обобщало данные, полученные при разведке, проводило поиски угольных объектов, их изучение и исследовало петрографический состав уг- лей. ВИМС занимался литологическими исследованиями в угленосных районах, выяснением условий углеобразования и синонимикой пластов угля. ВУ- ХИН изучал обогатимость и вопросы коксования, а «Геофизуглеразведка» занималась поисками и оконтуриванием угленосных площадей.

В первые годы Великой Отечественной войны (до половины 1943 г. включительно) наибольший объём геологоразведочных работ треста

«Дальуглеразведка» приходился на Хабаровский край, в основном Кивдо-Райчихинское буроугольное месторождение (в настоящее время территория Амурской области) и Ургальское каменноугольное месторождение в Верхнебуреинском районе.

В Кивдо-Райчихинском буроугольном месторождении были детально разведаны 7 участков, их запасы, пригодные для открытой отработки, по сумме категорий А2+В+С1 оценены в 194 926 тыс. т, что увеличило запасы месторождения до 513 537 тыс. т. Большое значение в разведке месторождения имели работы геологов треста М. Е. Цветова и Е. М. Помошникова.

Одними из первых геологов на разведке Ургальского месторождения были в 1941 г. Е. М. Помошников, В. В. Михайлов, А. Т. Семенов. В итоге разведки вскрыто 45 пластов угля, из которых 22 пласта рабочей мощности. В военный период разведкой были охвачены 10 участков, выявленные запасы промышленных категорий составили 227 млн т. На основании исследований ВУХИН геологами М. В. Цветовым (1942 г.) и В. С. Огарковым (1943 г.) обоснована целесообразность использования ургальских углей для получения металлургического кокса.

На западном побережье о. Сахалин геологоразведочные работы проводились на 9 каменноугольных месторождениях. По итогам были уточнены за- пасы всей группы месторождений – на 1.01.1945 г. они составили по сумме категорий А2+В+С1 40 797,6 тыс. т; переданы для планирования разведанные участки под строительство шахт Северо-Арковской и Бродяжской.

В Приморском крае доизучению подвергались участки и поля действующих шахт Сучанского бассейна, Артёмовского и Тавричанского буроугольных месторождений, Подгорненского, Липовского и Ильичевского каменно- угольных месторождений.

За период ВОВ трестом «Дальуглеразведка» оценено геокартированием, поисками и разведкой 90 участков. Всего в регионе было выявлено запасов углей по сумме категорий А2+В+С1 568 389 тыс. т, в том числе в качестве резервного фонда 410 389 тыс. т. Угледобыча выросла с 1941 г. по 1945 г. с 2,68 млн т до 6,7 млн т. Была достигнута обеспеченность топливом промышленных предприятий, железной дороги, ТЭС, Тихоокеанского флота, населения.


Гидрогеологические и инженерно-геологические работы. Непрекращающееся военное и гражданское строительство в период 1942-1945 гг. обусловило проведение гидрогеологических и инженерно-геологических работ, связанных с изысканиями на строительных площадках и на разведываемых месторождениях для решения вопросов обводненности и осушения объектов, их водоснабжения, для водообеспечения предприятий и населённых пунктов. Наиболее крупные инженерно-геологические работы проводились на площадках строительства завода «Амурсталь», нефтеперегонного завода и нефтепровода. В таких работах принимали участие гидрогеологи Г. И. Бабушкин, Э. Э. Борман, А. А. Андреев и геолог Е. Е. Фролова. Именно последняя впервые установила в эллювиальных грунтах строительной площадки завода

«Амурсталь» повышенное содержание касситерита. Это дало возможность связать наличие касситерита с выносами р. Силинки и выявить оловоносный район с известными месторождениями Солнечного ГОКа.

Сравнительно широкое развитие получили исследования, связанные с гидрогеологией месторождений полезных ископаемых. Наиболее основа- тельно такие работы осуществлялись на Ургальском каменноугольном место- рождении Л. Б. Рузовским, А. Л. Сорокиным и И. Б. Райхлиным. На Райчихинском буроугольном месторождении работал гидрогеолог В. М. Кобризон, на Кимканском месторождении железных руд – Л. П. Нелюбов, А. А. Андреев, В. А. Селин.

В военный период составляются сводные средне- и мелкомасштабные карты гидрогеологического содержания для наиболее важных в народно-хозяйственном отношении районов. В 1942 г. сотрудником ДВГУ гидрогеологом А. А. Андреевым составлена гидрогеологическая карта Амуро-Зейско-Буреинской низменности и окаймляющих её горных массивов, а гидрогеологом Н. М. Богатковым составлена карта и написан очерк для Амуро-Уссурийской низменности и окаймляющих её горных массивов. К сводной работе 1943 г. отно- сится обобщение гидрогеолога А. Г.Семенова «Материалы об источниках во- доснабжения железнодорожных станций Хабаровского и Приморского краёв». Изучению минеральных подземных вод посвящена работа Н. М. Богаткова 1945 г. «Минеральные источники ДВК», где дано описание источников Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Хабаровского и Приморского краёв.

Для решения вопросов водоснабжения различных объектов Приамурья за военную пятилетку пробурено 150 скважин на воду, расположенных в го- родах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Благовещенске, Белогорске, Райчихинске и других местах. В результате этих работ устанавливался дебит буровых скважин, характеризовался химический и иногда бактериологический состав вод, обосновывались оптимальные условия эксплуатации водоносных горизонтов, определялись зоны санитарного охранения.

Источники:

  1. В. В. Онихимовский. Дальневосточные геологи в годы Великой Отечественной войны. Хабаровск, 1994 (рукопись автора).

  2. Отчёт о деятельности треста «Дальуглеразведка» за период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Фондовая.

  3. Отчёт о геологических результатах работ Дальневосточного геологического управления за 1941 г. Фонды Дальгеолкома.

  4. Отчёт о деятельности Дальневосточного геологического управления за 1942 г. Фонды Дальгеолкома.

  5. Производственно-геологический отчёт по работам Дальневосточного геологического управления за 1943 г. Часть 1. Фонды Дальгеолкома.

  6. Производственный геологический отчёт по работам Дальневосточного геологического  управления за 1944 г. Часть 1. Фонды Дальгеолкома.

  7. Производственный геологический отчёт Дальневосточного геологического управления за 1945 г. Часть 1. Фонды Дальгеолкома.

вернуться к разделу