Доклад Начальника Управления геологии и лицензирования нефти и газа, подземных вод и сооружений В.М. Закальского на 5-м Международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» 4 апреля 2005 года г.Санкт-Петербург
Уважаемые господа!
Нефтегазовому комплексу по-прежнему принадлежит и будет принадлежать ведущая роль в развитии экономики России.
Не буду впечатлять обилием цифр, а приведу лишь для примера (СЛАЙД 1) структуру поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации налогов на добычу полезных ископаемых в 2004 году по данным Федеральной налоговой службы России. Как видим из рисунка, при общем объеме поступивших налогов в сумме 511.1 млрд. рублей, доля налогов от добычи углеводородного сырья фактически составляет 96%!
Такому благополучному положению нефтегазовый комплекс во многом обязан надежной сырьевой базе углеводородов, сформированной на протяжении многих десятилетий геологами России, в основном до 1990 года. В результате Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа и третье место -по запасам нефти.
По состоянию на 01.01.2005 года в разных регионах России открыто 2901 месторождение нефти и газа (СЛАЙД 2), при этом лидирующее положение занимают Приволжский и Уральский федеральные округа. Необходимо отметить, что большая часть месторождений в настоящее время находится в распределенном фонде недр. При этом, нефтегазовым компаниям передано в пользование 92% запасов нефти и 82% запасов газа.
С положительной стороны можно оценивать сегодня в целом для России структуру начальных суммарных ресурсов углеводородов (СЛАЙД 3), особенно по газу. Как видно из рисунка, и по нефти и по газу Россия действительно обладает достаточным потенциалом сырьевой базы, позволяющим обеспечить на многие десятилетия потребности страны в углеводородах при условии эффективного ее использования и воспроизводства. Казалось бы, каких-либо опасений в этом направлении не должно быть.
Но нашу озабоченность вызывает прежде всего складывающаяся на протяжении последних десяти лет ситуация с состоянием разведанных запасов углеводородов, поскольку только они могут обеспечить достижения требуемых уровней добычи, особенно по нефти. Здесь накопилось достаточно много проблем, требующих решения. Назову лишь некоторые, основные.
1. Большая часть оставшихся запасов нефти относится к категории мелких месторождений или расположенных в отдаленных, труднодоступных и недостаточно обустроенных регионах со сложными их горно-геологическими характеристиками.3
2. (СЛАЙД 4). Из-за недостаточного финансированиягеологоразведочных работ сокращаются объемы бурения поисково-разведочных скважин, что соответственно ведет к сокращениюприростов разведанных запасов нефти и газа.
3. (СЛАЙД 5). В результате уровень прироста разведанныхзапасов нефти не обеспечивает даже простого воспроизводстваежегодных объемов добычи.
4. (СЛАЙД 6). Из-за высоких мировых цен фактическиеуровни добычи нефти уже превышают показатели дажеблагоприятного варианта, установленные Энергетическойстратегией России, утвержденной всего-навсего в 2003 году. Притаких темпах роста объемов добычи следует ожидать, что втекущем году они достигнут показателей, установленныхЭнергетической стратегией на 2010 год. В результате разрыв междуприростом запасов и добычей увеличивается.
5. (СЛАЙД 7). Средние размеры запасов новых открываемыхместорождений по сравнению с наиболее благоприятным периодом1971-
Не буду говорить о других негативных факторах. Ясно одно. Проблемы накопились достаточно серьезные, и решать их надо безотлагательно.
Что Агентством сделано в этом направлении, и что на наш взгляд предстоит сделать.
1. (СЛАЙД 8). В прошлом году была продолжена переоценкаресурсов нефти и газа на основе новых результатов работ,полученных в течение последних 10 лет. Напомню, что последняяоценка ресурсов проводилась в 1993 году, объемы которыхприведены на этом слайде. Как видим, наибольшим ресурснымпотенциалом обладают Уральский, Сибирский федеральные округаи шельфы морей, особенно по газу.
Работу по переоценке планируется завершить в июне этого года, результаты которой будут учитываться при формировании планов работ на 2006 год.
2. (СЛАЙД 9). Большая работа проведена по формированиюпланов работ на 2005 год за счет средств федерального бюджета.Необходимо отметить, что работа над планами была закончена вдекабре 2004 года и впервые за последние годы в феврале начатофинансирование переходящих объектов ГРР, завершен конкурс попервому блоку конкурсных объектов.
Основные объемы работ в 2005 году запланированы на территориях Сибирского и Уральского федеральных округов. По сравнению с 2004 годом на 6% снижены объемы работ в Приволжском федеральном округе.
Хочу отметить, что работа по выбору приоритетных направлений работ на нефть и газ будет усилена. Мы планируем приступить к формированию планов работ 2006 года на 1-2 месяца раньше. При этом во внимание будут приниматься «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления
и воспроизводства минерального сырья», одобренная в ноябре 2004 года Правительством Российской Федерации, комплексная программа геологического изучения и освоения ресурсов углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), результаты переоценки ресурсов углеводородного сырья, а также другие программные документы, которые приняты или будут приняты к этому времени.
Полагал бы целесообразным добавить к вышеизложенному, что улучшить ситуацию с приростами запасов углеводородного сырья только за счет небольшого по объему федерального бюджета невозможно.
3. (СЛАЙД 10). Поэтому следующим важным направлениемнашей работы является максимальное привлечение средствнедропользователей в поиски и разведку месторождений нефти игаза.
Приведенные на слайде показатели финансирования работ свидетельствует о том, что компании принимают участие в финансировании работ. Но в целом сегодняшних объемов недостаточно. Оперативные расчеты показывают, что они должны быть увеличены минимум в 2 раза. Для этого нужно создать определенные условия.
4. (СЛАЙД 11). И одним из следующих важных направленийнашей работы является нормализация работы по лицензированиюпользованию недрами в целях значительного расширения6
распределенного фонда недр путем предоставления новых лицензионных участков в наиболее перспективных районах.
В прошлом году проведена определенная работа. Значительно сокращены сроки утверждения Перечней объектов лицензирования, активизирована работа по проведению аукционов, сокращены сроки на их подготовку, особенно после внесения поправок в Закон Российской Федерации «О недрах». В результате было проведено 43 аукциона на право пользования недрами, в основном во втором полугодии 2004 года.
Но этого недостаточно и работа в текущем году должна быть усилена.
(СЛАЙД 12). Если посмотреть основания выдачи лицензий, то по-прежнему преобладает доля их переоформления.
В текущем году мы планируем провести более 270 аукционов против 43 в 2004 году. С утверждением порядка рассмотрения заявок, предусмотренного новыми поправками к Закону «О недрах», в ближайшее время будет восстановлена работа по выдаче лицензий на бесконкурсной основе для поисков и оценки новых месторождений нефти и газа. Для оперативного решения задач предусматривается расширить полномочия территориальных органов в части лицензирования пользования недрами.
Улучшение ситуации с приростами запасов во многом зависит от того, насколько всеми компаниями выполняются лицензионные условия пользования недрами. Поэтому важной совместной задачей является также усиление контроля и требований к тем компаниям, которые не выполняют лицензионные условия пользования
недрами, «замораживают» участки недр. А такие фактывыявляются. Только в этом году на основании рекомендаций Комиссии МПР России по рассмотрению вопросов соблюдения условий лицензий на право пользования недрами Агентством направлены уведомления о допущенных нарушениях по 36 участкам недр, подписаны приказы об аннулировании 6 лицензий на пользование недрами.
Полагаю, что улучшить ситуацию в части привлечения средств недропользователей позволит новая редакция законопроекта о недра, разработка которого Министерством практически завершается.
Многие проблемы предстоит решить в текущем году по другим не менее важным направлениям, таким как экспертиза запасов полезных ископаемых, согласование проектных документов на разработку месторождений нефти и газа, научно-методическое сопровождение работ, выполняемых за счет федерального бюджета, формирование системы информационного обеспечения недропользования и другие.
Спасибо за внимание!
Доклад В.М. Закальского