02 февраля 2010

Основные результаты работ Федерального агентства по недропользованию в 2009 году и приоритетные задачи на 2010 год.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Геологоразведочные работы 2009 года осуществлялись Федеральным агентством по недропользованию в условиях весьма ощутимого 15% сокращения объемов бюджетного финансирования. Это, в свою очередь, привело к уменьшению количества объектов государственного заказа более чем на 20%.

Выполнение мероприятий Долгосрочной программы за счет средств федерального бюджета (в денежном выражении) в 2009 году составило всего лишь 85%.

СЛАЙД 3

В 2009 году впервые с 2004 года уменьшились объемы внебюджетного финансирования геологоразведочных работ. Тем не менее, за период 2004 - 2009 годов за счет внебюджетных источников обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы по 22 видам полезных ископаемых из 59, на которых недропользователями проводились оценочные и разведочные работы. В первую очередь компенсация добычи приростом запасов обеспечена по важнейшим видам стратегического сырья: нефть, газ, уголь, хром, медь, никель, золото, металлы платиновой группы.

СЛАЙД 4

Сокращение объемов бюджетного финансирования, несмотря на предпринятые Роснедрами меры по оптимизации размещения госзаказа в пользу высоколиквидных стратегических полезных ископаемых (нефть, газ, золото), обусловило ухудшение основных показателей деятельности Федерального агентства по недропользованию.

СЛАЙД 5

Общий объем финансирования работ из средств федерального бюджета в 2009 году составил 18,9 млрд. руб. при 22 млрд. руб. в 2008. Работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы России проводились на 625 объектах (800 объектов в 2008 году). Структура затрат федерального бюджета на геологоразведочные работы в 2009 году практически не изменилась.

СЛАЙД 6

В 2009 году региональными геологическими исследованиями продолжено изучение территории страны и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики.

Получена и систематизирована новая комплексная информация о геологическом строении недр. По оперативным данным выявлено и обосновано 58 перспективных площадей с оценкой их металлогенического потенциала и прогнозных ресурсов минерального сырья низких категорий.

Важные для обеспечения геополитических интересов России геологические результаты получены 54-ой и 55-ой Антарктическими экспедициями.

Разработан Технический проект на выполнение дополнительных гидрографических и геофизических работ по определению и обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

Выполнена оценка состояния геологической среды на территории страны. Осуществлены региональные прогнозы развития опасных геологических процессов, а также прогнозы сезонного положения уровней грунтовых вод на 2008-2009 годы для обеспечения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране.

СЛАЙД 7

В 2009 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,9 млрд. руб. против 10,1 млрд. руб. в 2008 году.

СЛАЙД 8

В связи с резким сокращением бюджетного финансирования почти вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м в 2008 г до 8,9 тыс. м в 2009 г) и более чем на треть объемы сейсморазведки (с 44,8 тыс. пог. км в 2008 г до 29,6 тыс. пог. км в 2009 г).

СЛАЙД 9

Как и в предыдущие годы, основной объем работ на углеводородное сырье в 2009 году был сконцентрирован на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) с целью дальнейшего наращивания сырьевой базы углеводородов за счет всех источников финансирования в районе строящегося нефтепровода.

Кроме того, в значительных объемах проводились работы на территориях Уральского и Приволжского федеральных округов, а также на континентальном шельфе Российской Федерации с целью выявления новых зон нефтегазонакопления и последующего их лицензирования.

Общее направление работ на углеводородное сырье соответствует мероприятиям Долгосрочной программы и обеспечивает реализацию Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).

В результате работ 2009 года локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 7,2 млрд. т условного топлива, что на 14% больше, чем в 2008 году.

К лицензированию подготовлены участки недр площадью 440 тыс. кв. км, из них на суше - 165 тыс. кв. км.

Положительные результаты получены недропользователями. Так, по имеющейся предварительной информации количество открытых месторождений нефти и газа составит 74.

СЛАЙД 10

Начиная с 2005 года, прирост запасов углеводородов превышает годовой уровень их добычи. В 2009 году при добыче нефти и конденсата 494 млн. т, а газа - 556 млрд. м3, прирост запасов за счет геологоразведочных работ составил соответственно - 620 млн. т и 580 млрд. м3.

СЛАЙД 11

По подземным водам завершены поисковые и поисково-оценочные работы по обоснованию защищенных подземных источников водоснабжения для городов Рязань, Орел, Воронеж и др.

СЛАЙД 12

В 2009 году финансирование работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета составило 5,7 млрд. руб., что составляет только 81% от объемов финансирования 2008 года (в сопоставимых ценах). Количество объектов работ сократилось на 15% - 235 против 274 в 2008 году.

СЛАЙД 13

Это, в свою очередь, обусловило ухудшение основных показателей по сравнению с 2008 годом.

Стабильно позитивны результаты работ на твердое топливо - задание по приросту запасов и прогнозных ресурсов перевыполнено более чем вдвое.

Следует отметить традиционно высокую эффективность работ на неметаллы - все плановые показатели, скорректированные с учетом секвестра, оказались перевыполненными.

По золоту, несмотря на невыполнение плановых показателей, получены значительные объемы прогнозных ресурсов в Иркутской области и Якутии. Важнейшим достижением является получение положительных результатов по золотоносности Кабардино-Балкарии, что значительно повышает оценку промышленных перспектив Северного Кавказа.

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

Приоритетные задачи 2010 года. Объем бюджетного финансирования геологоразведочных работ 2010 года составляет 20,1 млрд. руб., что практически совпадает с объемами финансирования 2009 - 99% в сопоставимых ценах. Но при этом затраты на проведение работ на нефть и газ, твердые полезные ископаемые и подземные воды сокращаются и составят только 90-88% от уровня прошлого года, а увеличение финансирования работ общегеологического назначения (127%) связано с необходимостью завершения работ по решению проблемы внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.

Секвестр расходов 2009 г. и отмена росписи расходов на 2010 и 2011?годы, вызванные финансово-экономическим кризисом, обусловили образование дефицита бюджетных обязательств по заключенным государственным контрактам в 2010 г. в размере 286 млн. руб.

Сложившаяся ситуация исключает возможность ввода новых объектов государственного заказа на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и обуславливает сокращение действующих объектов: 235 - в 2009 году; 148 - в 2010 году; 60 - в 2011 году. Пропорционально сократится количество участков недр, подготовленных для передачи в недропользование (поисковый задел).

Для выхода из сложившейся ситуации и частичного смягчения последствий снижения объемов бюджетного финансирования геологоразведочных работ Роснедра принято решения о переносе сроков завершения работ по ряду действующих государственных контрактов без изменения их стоимости и объемов работ. Получено предварительное согласие исполнителей госзаказа, а также Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты России.

СЛАЙД 16

В 2010 году в составе работ общегеологического назначения предусматривается выполнение гидрографических и геофизических исследований в Арктике с целью обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. На их проведение дополнительно выделено 1,3 млрд. руб.

Увеличено в 2010 году на 247 млн. руб. финансирование работ по государственному геологическому информационному обеспечению.

Финансирование основных направлений региональных работ составляет лишь 85% от уровня 2009 года (в сопоставимых ценах).

Приоритетными задачами в условиях сокращения бюджетного финансирования являются:

- сохранение минимально необходимого уровня и масштабов работ по геологическому обеспечению геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике;

- сохранение достигнутого в последние годы уровня изученности опасных геологических процессов и процессов загрязнения подземных вод на пунктах государственной опорной сети и полигонах федерального значения;

- создание и обновление мелко- и среднемасштабной геолого-геофизической картографической продукции по перспективным регионам страны.

СЛАЙД 17

По углеводородному сырью приоритетными направлениями работ 2010 года являются:

- продолжение реализации Программы геологического изучения и лицензирования Восточной Сибири и республики Саха (Якутия);

- продолжение реализации Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

- продолжение работ по физической ликвидации экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр.

СЛАЙД 18

В 2010 г. на проведение ГРР на углеводородное сырье планируется затратить из средств федерального бюджета 8,6 млрд. рублей. По результатам работ в 2010 г. планируется пробурить 8 тыс. м и отработать 15 тыс. пог. км сейсморазведки 2Д.

Главное внимание будет уделяться подготовке к лицензированию участков недр, примыкающих к трассам строительства будущих нефтегазопроводов на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Для проведения в этом районе работ в 2010 году планируется направить свыше 4,3 млрд. руб.

Кроме того будут продолжены работы на нефть и газ на территории Западной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.

СЛАЙД 19

Затраты федерального бюджета на проведение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в 2010 составят 5,4 млрд. руб. (88% от уровня 2009 года).

Приоритетными направлениями работ в условиях продолжающегося снижения объемов бюджетного финансирования являются:

- сохранение в полном объеме геологоразведочных работ на остродефицитные стратегические виды минерального сырья (хром, марганец, рений и др.);

- концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с использованием программно ориентированных принципов планирования;

- геолого-экономический анализ, переоценка имеющихся прогнозных ресурсов и кадастровая оценка участков недр с целью вычленения активной части запасов Государственного баланса.

- сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана, имеющих важное геополитическое значение.

СЛАЙД 20

В 2009 году проведено 400 аукционов и конкурсов, это столько же, сколько было в 2008, но в 2,5 раза меньше, чем в 2007 году.

В дополнение к сокращению спроса на участки недр, вызванному кризисом, с начала 2009 возникла проблема, связанной с недостатками новой методики расчета стартового платежа.

Примененные в методике формулы и эмпирические коэффициенты в несколько раз увеличивали расчетную производительность действующих предприятий и приводили к необоснованному увеличению размера стартового платежа.

Предусмотренный методикой единственный источник информации по ценам на минеральное сырье (Минэкономразвития России) исключал возможность расчета стартового платежа для ряда полезных ископаемых.

Новая методика оказалась неприменима для расчета стартового платежа по аукционам на минеральные воды и лечебные грязи.

Поправки к новой методике вступили в силу только в июле 2009 года, но при этом осталась не решенной проблема с лицензированием объектов на минеральные воды и лечебные грязи.

Из-за отсутствия претендентов на получение права пользования недрами 78% объявленных в 2009 году аукционов были признаны несостоявшимися.

Тем не менее, нам удалось перевыполнить бюджетное задание 2009 года по разовым платежам за пользование недрами - 41 млрд. руб. при плане 40 млрд. руб. (102,5%)

СЛАЙД 21

Удалось решить проблему катастрофического сокращения количества участков недр, предоставляемых для геологического изучения за счет средств недропользователей (23 участка в 2008 году). Всего в 2009 году (без учета участков, срок приема заявок по которым закончился 28 декабря 2009 года) для приема заявок опубликован 261 участок недр, из них только на 135 участков поступила 1 заявка. Выдано 92 лицензии.

СЛАЙД 22

Возникли проблемы по факту открытия месторождений:

- Минэкономразвития России не представлена информация о ценах на большинство видов полезных ископаемых для расчета разовых платежей;

- это же ведомство до полугода и более задерживает согласование условий лицензий;

- весьма длительной является процедура получения решения Правительства по участкам недр федерального значения.

В результате в 2009 году только 50% заявок первооткрывателей было удовлетворено и не выдано ни одной лицензии на пользование участком недр федерального значения.

СЛАЙД 23

В 2009 году снизилась активность недропользователей по переоформлению лицензий на пользование недрами. По заявлениям недропользователей было переоформлено 332 лицензии. Вместе с тем, значительно увеличилось количество обращений недропользователей по переносу сроков освоения месторождений и по снижению объемов геологоразведочных работ.

В 2009 году только центральным аппаратом Роснедр отклонены, как необоснованные, 40% таких заявок.

Роснедра совместно с Росприроднадзором продолжают активную работу с нарушителями условий пользования недрами. Всего за прошедший год рассмотрено представлений Росприроднадзора по 550 лицензиям, в том числе 150 по результатам проверок выполнения Уведомлений Роснедр. За невыполнение условий лицензий направлено 222 уведомления и по 163 лицензиям право пользования досрочно прекращено.

К сожалению, вступивший в силу с 1 мая 2009 года закон «О защите прав юридических лиц ... » фактически свел на нет деятельность Агентства в этой сфере, исключив возможность поведения Росприроднадзором проверок выполнения недропользователями уведомлений Роснедр. В результате в настоящее время по 57 лицензиям сроки уведомлений истекли, а проверки хода устранения нарушений Росприроднадзором не проводятся.

Агентством неоднократно поднимался вопрос о включении в план нормотворческой деятельности Министерства на 2010 год поправок в закон «О защите прав юридических лиц ... », но пока эта проблема остается нерешенной.

Весьма важной для недропользования является экспертиза запасов и согласование технических проектов разработки месторождений.

ФГУ «ГКЗ» является последней инстанцией в длительном процессе поисковых, оценочных и разведочных работ.

В 2009 году «ГКЗ» проведена государственная экспертиза запасов по 1853 месторождениям полезных ископаемых. Общее количество экспертиз выросло в 14 раз по сравнению с 2004 годом.

Примерно такой же объем работ ожидается и в 2010 году. В тоже время в 2010 году на 42% сокращено бюджетное финансирование ФГУ «ГКЗ». Этих средств недостаточно для проведения всех экспертиз, что совершенно недопустимо.

В 2009 году ЦКР Роснедра проведено согласование проектной и технической документации 902 объектам, рассмотрено 698 планов горных работ в части нормативов потерь полезных ископаемых. Экономический эффект от увеличения количества извлекаемых из недр балансовых запасов ТПИ в силу снижения нормативов потерь при согласовании проектной документации составит около 55 млрд. руб.

Рассмотрение и согласование технической и иной проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых затрудняется отсутствием легитимной нормативной базы. Работа в этом направлении ведется, но её необходимо ускорить.

СЛАЙД 24

В заключении хлчу сказать, что основными проблемами, затрудняющими Роснедрам решение задач воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, являются:

- последовательное уменьшение объемов финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. В этих условиях выполнение показателей воспроизводства МСБ составит в 2010 году лишь 86% к уровню предыдущего года (а по твердым полезным ископаемым - 50%) с дальнейшим падением в 2011 -2012 годах, что исключает возможность реализации основной задачи Долгосрочной государственной программы - обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах к 2020 году.

- несоответствие норм Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» специфике проведения геологоразведочных работ;

- отсутствие легитимной нормативной базы рассмотрения и согласования технической и иной проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых;

- отсутствие методики расчета стартового платежа для проведения аукционов на минеральные воды и лечебные грязи;

- отсутствие Порядка подготовки и проведения аукционов и конкурсов по участкам недр федерального значения;

- законодательные проблемы осуществления повторных проверок устранения нарушений, указанных в уведомлениях «Роснедр»;

- отсутствие Порядка оценки, апробации и учета прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых;

Тем не менее, хочу заверить присутствующих, что, несмотря на существующие проблемы, коллектив Федерального агентства по недропользованию приложит все силы для выполнения задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

СЛАЙД 25

Спасибо за внимание!

Слайды к докладу

вернуться к разделу