21 марта 2006

"Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2005 году и задачи на 2006 год в части углеводородного сырья и подземных вод"

Доклад Заместителя Руководителя П.В. Садовника на заседании Коллегии Роснедра

21 марта 2006 года

(Слайд 1)

 

Уважаемый Анатолий Алексеевич!

Уважаемые коллеги!

Состояние сырьевой базы углеводородов на протяжении последнего десятилетия характеризуется определенными особенностями и негативными тенденциями, которые по многим параметрам отличаются от других видов полезных ископаемых.

СЛАЙД 2. Так, на сегодня все нефтегазоносные провинции территории Российской Федерации уже выявлены и новых открытий не ожидается. Отличие между провинциями определяется в основном лишь разной степенью изученности недр, разведанности и выработанности запасов.

СЛАЙД 3. Из-за высоких мировых цен на нефть фактические уровни добычи продолжают превышать максимальные показатели, установленные Энергетической стратегией России (благоприятный вариант).

А вот объемы бурения поисково-разведочных скважин в течение  последних лет остаются практически на одном и том же уровне. При сохранении такой ситуации с объемами бурения будет проблематично обеспечить стабильный рост ежегодных приростов запасов с целью достижения в ближайшие годы прямого воспроизводства.

Есть другие особенности и негативные тенденции, о которых уже отмечалось на предыдущей коллегии или будет сказано ниже. Мы их должны учитывать и принимать соответствующие меры, направленные на поддержание сырьевой базы нефтегазового комплекса России на должном уровне.

Потенциал для этого имеется (СЛАЙД 4). По запасам нефти Россия по-прежнему занимает третье место в мире и обладает достаточными ресурсами для дальнейшего их наращивания. Вопрос только в увеличении объемов геологоразведочных работ.

Значительно благоприятнее ситуация по газу. Первое место в мире по запасам, а ресурсный потенциал составляет почти 65%. Хотя проблемы тоже имеются.

Если провести анализ по федеральным округам (СЛАЙД 5), то очевидно, что наибольшим ресурсным потенциалом обладает Уральский ФО, а также Сибирский ФО совместно с Республикой Саха (Якутия) Дальневосточного ФО и шельфы морей. Именно эти регионы будут являться приоритетными для проведения геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета на ближайший период.

 Они соответствуют Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, впервые утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации в июне 2005 года. Программа определяет основные задачи, приоритетные направления геологоразведочных работ по видам полезных ископаемых на период до 2020 года, в том числе по углеводородам и подземным водам, и является основой для формирования ежегодных планов работ, начиная с 2005 года. Реализация программных мероприятий уже к 2012 году должна обеспечить полную компенсацию уровней добычи нефти приростами запасов.

Теперь об основных результатах работ за 2005 год и планах на 2006 год.

 (СЛАЙД 6). В части работ на углеводороды за счет средств федерального бюджета в качестве положительного фактора необходимо отметить, что объемы финансирования в 2005 году увеличились в 2 раза и составили 4.5 млрд.рублей против 2.1-2.3 млрд.рублей в течение 2002-2004 г.г.

Основные объемы работ были сосредоточены в Сибирском  и Уральском федеральных округах.

Увеличение объемов работ в Сибирском округе обусловлено предстоящим строительством нефтепровода Тайшет-Находка и необходимостью формирования соответствующей сырьевой базы для  создания здесь новых центров нефтегазодобычи. Учитывая будущую значимость этого региона для нефтегазового комплекса страны, Министерством природных ресурсов Российской Федерации в июле 2005 года утверждена Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В Программе определены приоритетные направления и объемы ГРР на период до 2020 года, а также планы лицензирования пользования недрами. Соответственно большая часть работ направлена на изучение территорий Восточной Сибири, включая Республику Саха (Якутия), примыкающих к трассам будущих трубопроводов.

В Уральском округе геологоразведочные работы проводятся на территориях малоизученных окраинных частей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции с целью выявления новых зон нефтегазонакопления.

СЛАЙД 7. В результате проведенных в 2005 году работ к лицензированию подготовлены участки недр общей площадью 215 тыс.кв.км, из них на шельфе – 172, выявлено 37 перспективных структур на акваториях арктического шельфа, получена высокая оценка перспектив нефтегазоносности Шелиховского бассейна в Охотском море.

Локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 4.2 млрд. т условного топлива, в том числе на шельфе – 2.0.

На 2006 год объемы финансирования относительно 2005 года увеличатся в 1.6 раза (Слайды 6 и 7), при этом приоритетные направления работ практически полностью приведены в соответствие с Долгосрочной программой.

Главное внимание будет уделяться изучению участков недр, примыкающих к трассам будущего строительства нефтегазопроводов на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Для проведения в этом районе работ в 2006 году планируется направить 2.6 млрд.рублей против 1.2 в 2004 году.

В целом по результатам работ на всей территории Российской Федерации в 2006 году к лицензированию планируется подготовить участки недр площадью около 400 кв. км.

Как видим, получение приростов запасов углеводородов за счет средств федерального бюджета не предусматривается.

СЛАЙД 8. Это обусловлено тем, что в отличие от твердых полезных ископаемых поисково-оценочные работы на нефть и газ из-за высокой стоимости не планируются. Все средства направляются только на проведение региональных работ. А задачи по финансированию поисково-разведочных работ возлагаются на недропользователей.

СЛАЙД 9. Приведенные на рисунке показатели финансирования работ свидетельствуют о том, что большинство компаний с пониманием относятся к поставленной задаче и постепенно наращивают объемы работ.

Следует отметить существенное увеличение объемов финансирования в 2005 году, что вероятнее всего объяснятся активизацией лицензирования пользования недрами.

В результате работ по предварительным данным в 2005 году недропользователями открыто 23 месторождения, обеспечено увеличение прироста запасов нефти с конденсатом на 65 млн.т по сравнению с 2004 годом (СЛАЙД 10). Кроме того, за счет внедрения новых технологий и повышения нефтеотдачи пластов ожидается увеличение извлекаемых запасов предварительно до 300 млн.т.

СЛАЙД 11. По газу прирост запасов впервые за последние годы превысит объемы его добычи.

СЛАЙД 12. Вместе с тем, серьезную озабоченность вызывает состояние объемов глубокого бурения на нефть и газ, которые, как уже отмечалось, в последние годы остановились практически на одном уровне. Именно поисково-разведочное бурение обеспечивает открытие новых месторождений и приросты запасов. Такая ситуация вероятнее всего обусловлена невыполнением некоторыми компаниями лицензионных условий пользования недрами, а также недостаточным объемом лицензирования в период 2001-2004 г.г.

СЛАЙД 13. В целом объем глубокого бурения в 2005 году составил 1137 тыс.пог.м, при этом доля крупных компаний составляет 68%.  Основная часть бурения сосредоточена в Уральском и Приволжском федеральных округах, а наибольший объем работ выполнен компанией «Сургутнефтегаз».

Считаем, что 2006 год станет переломным в этом направлении. Такую уверенность вселяет наметившееся увеличение в 2005 году сейсморазведочных работ (СЛАЙД 14), а также активизация лицензирования пользования недрами.

СЛАЙД 15. Так, в 2005 году проведено 233 аукциона на право пользования недрами, что в 5 раз больше, чем в 2004 году. Предложенные победителями аукционов разовые платежи составили 32.1 млрд.рублей при стартовых – 5.4.

Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой активности компаний в получении новых участков недр, хотя по многим участкам аукционы не состоялись (СЛАЙД 16). Всего аукционы не состоялись по 97 участкам, в том числе по 7 – из-за отказа победителя уплатить разовый платеж. После введения в условия аукционов требований об уплате задатка в размере 100% суммы стартового разового платежа такие явления прекратились. Остальные участки остаются пока для компаний недостаточно привлекательными, из них 48% - это участки только с ресурсами углеводородов и 30% - с запасами газа.

В результате проведенных аукционов недропользователям передается 63 тыс.кв.км участков недр, 80 млн.т запасов нефти, 130 млрд.куб.м запасов газа и 2.6 млрд.т.у.т ресурсов углеводородов.

СЛАЙД 17. Кроме того, после утверждения в 2005 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации требуемых порядков возобновилась работа по лицензированию участков недр для геологического изучения за счет средств недропользователей, а также по выдаче лицензий на разведку и добычу углеводородов при установлении факта открытия месторождения.

Всего для приема заявок на геологическое изучение опубликовано 276 участков недр, из них только на 96 участков поступило по одной заявке, по которым в соответствии с утвержденным порядком может  рассматриваться вопрос о предоставлении лицензии. Решение о предоставлении лицензии на пользование недрами принято по 82 участкам недр площадью 63 тыс.кв.км.

Таким образом, в результате активизации работы по лицензированию пользования недрами и предоставлению в пользование новых участков компании получают возможность расширить геологоразведочные работ, что в конечном итоге приведет к открытию месторождений нефти и газа и наращиванию сырьевой базы углеводородов.

Вместе с тем, выявляется много случаев невыполнения рядом недропользователей взятых на себя обязательств по объемам геологоразведочных работ. Поэтому важной совместной задачей является усиление контроля и требований к тем, которые не выполняют лицензионные условия, «замораживают» участки недр. И в этом направлении работа тоже активизировалась.

СЛАЙД 18. Так, в 2005 году в связи с невыполнением лицензионных условий аннулировано 39 лицензий на пользование недрами. Для сравнения следует отметить, что по этим же основаниям за период 1993-2004 г.г. было аннулировано всего 130 лицензий. Работу в этом направлении необходимо продолжить.

Всего в 2005 году выдано 492 лицензии, аннулировано по разным основаниям 528, что на 36 лицензий больше, чем выдано.

По состоянию на 01.01.2006 года действует 2686 лицензий. Вместе с тем, если взять сушу Российской Федерации, то в пользование передано только 1.25 млн.кв.км перспективных площадей или 14% от общей перспективной площади, что явно недостаточно (СЛАЙД 19). При этом площадь нераспределенного фонда недр с плотностью ресурсов более 10 тыс.т/кв.км  составляет 2.24 млн.кв.км.

СЛАЙД 20. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшую долю нераспределенного фонда недр (1.4 млн.кв.км) с плотностью ресурсов более 10 тыс.т/кв.км  составляют территории Сибирского и Уральского федеральных округов, которые, как уже отмечалось, являются приоритетными для проведения геологоразведочных работ. Отсюда очевиден вывод – работу в сфере лицензирования пользования недрами необходимо усиливать.

Теперь о подземных водах, где тоже накопилось много проблем, особенно в части пресных подземных вод, которые являются единственным и наиболее защищенным от загрязнения источником обеспечения населения высококачественной питьевой водой  (СЛАЙД 21).

С одной стороны Россия обладает не только огромным ресурсным потенциалом, но и достаточным объемом разведанных запасов, которые по-прежнему в 3 раза превышают уровни добычи. В нераспределенном фонде находится 2292 месторождения с запасами 46 млн.куб.м/сут.

Вместе с тем, необходимо признать, что не все раннее разведанные месторождения нераспределенного фонда могут быть использованы для водоснабжения. Часть месторождений в настоящее время  оказалась застроенной, на других изменилась санитарная и водохозяйственная ситуация, в том числе из-за консерватизма водоснабженческих организаций, отдававших предпочтение поверхностным водам.

Отдельные месторождения не могут быть вовлечены в эксплуатацию по экономическим причинам, из-за большой удаленности от потребителя или необходимости применения дорогостоящей водоподготовки.

СЛАЙД 22. В результате в структуре источников питьевого водоснабжения населения преобладает доля поверхностных вод, которая в целом по России составляет около 55%.

Поэтому одной из основных задач ближайшего периода является расчистка государственного кадастра на основе проводимой в настоящее время инвентаризации месторождений подземных вод, снятие с учета тех месторождений, которые по различным причинам не могут быть вовлечены в освоение.

В то же время поисково-оценочные работы за счет средств федерального бюджета необходимо проводить, прежде всего, в тех районах, где по различным основаниям существует дефицит в разведанных запасах подземных вод и в первую очередь для водоснабжения крупных населенных городов. И такая работа ведется.

СЛАЙД 23. В 2005 году объем финансирования поисково-оценочных работ по сравнению с 2004 годом увеличился в 2.6 раза и составил 270.3 млн.рублей. При этом отмечается резкое сокращение объемов финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что объясняется принятым решением о передаче с 2005 года объемов геологоразведочных работ по всем видам полезных ископаемых на федеральный уровень.

СЛАЙД 24. По результатам 2005 года завершены поисково-оценочные работ на 28 объектах, в том числе для решения проблемы питьевого водоснабжения таких крупных городов, как Омск, Ростов, Мурманск и другие. В 2006 году работы в этом направлении планируется продолжить, в том числе для обеспечения водоснабжения таких крупных городов, как Владикавказ, Волгоград, Красноярск и другие.

В заключение хочу отметить, что кроме указанных существуют  проблемы по другим направлениям деятельности Агентства в части углеводородного сырья и подземных вод. Мы их решаем, и будем решать совместными усилиями.

Спасибо за внимание.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

вернуться к разделу