10 ноября 2008

Итоги научно-практической конференции «Минерально-сырьевая база России – новый вектор экономического развития»

Проект

Секция I: «Государственная политика в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы: состояние, проблемы и стратегия развития»

Ведущие секции: Лаверов Н.П., Донской С.Е., Ледовских А.А., Орлов В.П.

Секретари: Воропаева Нина Петровна (495) 254-83-44, nauka@mnr.gov.ru

                  Овсепян Марина Львовна (495) 254 62-47, pole@mnr.gov.ru

В работе секции «Минерально-сырьевая база России – новый вектор экономического развития», организованной в рамках VI Всероссийского съезда геологов, приняло участие свыше 200 человек, ветераны геологической службы, первооткрыватели нефтегазоносных месторождений, представители органов государственного управления, Совета Федерации, РАН, научно-исследовательских и производственных геологических организаций, ведущих нефегазовых компаний России.

На заседании секции были заслушаны доклады по проблемам совершенствования государственной политики в сфере геологии и недропользования, правового и экономического обеспечения развития минерально-сырьевой базы страны, роли минерально-сырьевых ресурсов в развитии экономики регионов и страны в целом.

Предложены пути повышения эффективности геологического изучения, освоения и охраны недр.

Обозначены актуальные направления развития законодательной базы в сфере недропользования.

Определена роль науки на современном этапе освоения минерально-сырьевых ресурсов России.

Освещена государственная инвестиционная политика в области недропользования.

Обозначены региональные аспекты в области воспроизводства минерально-сырьевой базы России.

 

Рассмотрев вопросы состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы России секция отмечает.

За период, прошедший после V Всероссийского съезда геологов, наметились положительные тенденции в развитии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. Принята Долгосрочная государственная программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, предусматривающая объединение инвестиций государства и недропользователей. Объем инвестиций в геологоразведочные работы увеличился с 52 млрд. рублей в 2004 году до 160 млрд. рублей в 2008 году. Усилилось внимание к геологоразведочным работам в осваиваемых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, континентального шельфа Российской Федерации.

Вместе с тем, отсутствует комплексная Стратегия геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Остаются нерешенными ряд проблем законодательства Российской Федерации о недрах, как в сфере необходимости более четкого законодательного регулирования отношений недропользования, так и в части устранения имеющихся пробелов в реализации действующих законодательных актов.

Секция рекомендует:

В целях совершенствования государственной политики в сфере геологии и недропользования необходимо:

1. Разработать и принять государственную стратегию геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2030 года, включающую меры по кадровому, технико-технологическому обеспечению.

2. Разработать и принять комплекс мер по научно-аналитическому и информационному обеспечению выполнения мероприятий Долгосрочной государственной программы геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

3. Активизировать работы по обоснованию внешней границы континентального шельфа (ВГКШ) Российской Федерации с привлечением научно-исследовательского потенциала учебных, академических и отраслевых институтов.

4. Разработать целевые механизмы экономического стимулирования в геологоразведочные работы частных инвестиций и инвестиций субъектов Российской Федерации.

5. Внести изменения в Статью 34 ФЗ “О Недрах” в части уточнения понятия первооткрывателя месторождения, разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и недропользователями в части стимулирования работы первооткрывателей. Усовершенствовать порядок выплаты и определения размера поощрительного и денежного вознаграждения первооткрывателям.

6. Продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения для новых и выработанных месторождений полезных ископаемых в направлении дифференциации НДПИ, снижении экспортных пошлин и перехода на налогообложение прибыли.

7. Усовершенствовать механизмы экономического и административного стимулирования рационального недропользования и охраны окружающей среды.

8. Разработать механизмы, стимулирующие комплексное и рациональное недропользование, изучение и ввод в эксплуатацию глубоких горизонтов.

9. Предложить заинтересованным федеральным органам исполнительной и законодательной власти активизировать рассмотрение и согласование поправок в законодательство, предусматривающих:

порядок предоставления земельных участков для нужд недропользования;

порядок предоставления в пользование пользователю недр горного имущества, сооруженного за счет государственных средств, находящегося на участке недр и необходимого для недропользования;

восполнение пробелов в нормативном правовом регулировании в части полномочий субъектов в отношении предоставления в пользование участками недр для целей поисков, оценки, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

установление порядка внесения изменений в условия лицензии и их конкретизации;

установление конкретных оснований и порядка досрочного прекращения права пользования недрами;

совершенствование процедуры проведения конкурсов и аукционов;

установление общих требований к проектной документации на пользование недрами;

совершенствование вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства о недрах;

установление порядка увеличения границ горных отводов;

закрепление права геологоразведочных организаций, ведущих полевые работы, на приобретение и использование огнестрельного оружия;

совершенствование порядка участия субъектов Российской Федерации в финансировании геологоразведочных работ на своей территории.

10. Разработать и реализовать предложения по смягчению негативных процессов в сфере геологии и недропользования, вызванных мировым финансовым кризисом.

Секция II: «Региональное геологическое изучение недр как основа развития наук о земле и воспроизводства МСБ России»

Ведущие секции: Леонов Ю.Г., Рундквист Д.В., Межеловский Н.В., Морозов А.Ф., Петров О.В.

Секретари: Карпузов Александр Федорович (495) 254-70-74, akarpuzov@rosnedra.com,

                  Киселев Евгений Аркадьевич (812)-328-92-85, Evgeny_kisselev@vsegei.ru

 

В работе Секции приняли участие 73 человека (делегаты, приглашенные и гости VI Всероссийского съезда геологов).

На Секции были представлены геологические организации и предприятия страны различных форм собственности и ведомственной принадлежности, РАН, ВУЗы, горнодобывающие предприятия, государственные органы управления, а также общественные организации.

На заседании Секции были заслушаны 13 докладов, обсуждению которых было посвящено 27 выступлений.

 

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

1. Региональное геологическое изучение недр России и ее континентального шельфа является необходимым, обязательным и важнейшим элементом в системе формирования и использования минерально-сырьевой базы страны и обеспечения ее геополитических интересов. Базовая геологическая информация, формируемая при региональном геологическом изучении недр, определяет качество и эффективность мероприятий государства, бизнеса, и науки по воспроизводству МСБ и повышению обороноспособности страны, по формированию и отстаиванию ее геополитического пространства, по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований о недрах Земли, по прогнозу, контролю и предотвращению, негативных геологических процессов.

2. На время проведения V съезда геологов, общая региональнаягеологическая изученность территории страны и её континентального шельфа составляла около 34%. Из-за старения геологической информации и отставания выполняемых исследований от современных требований происходило заметное ухудшение ее потребительских свойств. Имело место стагнация и ухудшение всех аспектов проведения региональных работ: по качеству и объемам работ, научному, кадровому, техническому и технологическому обеспечению, а также по нормативно-правовому обеспечению и сопровождению. Реализация рекомендаций V съезда геологов России, принятых Правительством страны «Основ государоственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» и мероприятий «Долгосрочной государственной программы воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов страны на период до 2020 года» приостановили негативные процессы развития региональных геологических исследований предыдущего этапа.

3. Обеспечен существенный прирост геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации, по которым получена и систематизирована новая информация о геологическом строении недр. Увеличились темпы создания глубинной геологической основы прироста ресурсного потенциала на территории страны и ее континентальном шельфе. Осуществлены морские экспедиции «Арктика-2005» и «Арктика-2007», в результате проведения которых подучены геолого-геофизические материалы, являющиеся геологическим обоснованием расширения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

В геологических интересах страны выполнялись региональные геологические исследования в Арктике и Антарктике. Осуществлена консолидация и улучшено состояние государственных геологических информационных ресурсов, установлены прозрачные и открытые процедуры доступа к этим ресурсам. Приняли системный характер международные отношения в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов, как со странами СНГ, так и странами Дальнего зарубежья.

6. Существенно вырос уровень научно-методического обеспечения и сопровождения геолого-геофизических и геохимических работ при региональных геологических исследованиях. Продолжены фактически свернутые ранее научно-исследовательские работы при геологическом изучении территории и воспроизводстве, минерально-сырьевой базы России.

Полученные результаты, в целом, позволили:

продолжить создание геологических основ недропользования для планирования и реализации мероприятий по воспроизводству МСБ;

повысить уровень регулирования недропользования на территории России и в зонах ее геополитических интересов;

осуществить или уточнить прогноз ресурсного потенциала известных и новых нефтегазоносных и рудных регионов страны;

выявить и локализовать новые перспективные нефтегазоносные и горнорудные районы, площади и участки;

разработать и реализовать стратегические направления изучения и рационального использования недр.

Участники Секции также отмечают:

1. Задачи по обеспечению оптимальной региональной геологической изученности территории и континентального шельфа страны решаются на недостаточном уровне. Совокупная геологическая изученность страны, отвечающая современным требованиям, не превышает 40%. Около 20% территории России остаются белым пятном на геологических картах среднего масштаба. Недостаточной является глубинная геолого-геофизическая изученность страны, которая служит основой для объемного геологического картирования и прироста ресурсного потенциала территории и континентального шельфа Российской Федерации. Остается низкой специальная изученность страны, не завершены государственные гравиметрические съемки масштаба 1:200000. Недостаточные объемы финансирования геолого-съемочных работ ограничивают использование в их составе эффективных прогнозно-поисковых технологий и сдерживают формирование поискового задела на нераспределенном фонде недр.

2. Государственная геологическая служба России, как таковая, отсутствует. В стране имеется только ее верхнее звено в лице отдельных подразделений центральных аппаратов Минприроды и Роснедр. Основная функция, геологической службы – геологическое изучение национальной территории и информационное обеспечение государства, и обществу различной информацией о составе строении и состоянии недр в России выполняется благодаря функционированию немногих оставшихся ФГУП, которые ни нормативно, ни организационно не являются составными частями Государственной геологической службы.

3. В законодательстве страны не закреплена определяющая роль государственного геологического изучения недр как системной, основы прогноза и оценки минерально-сырьевой базы страны. Отсутствуют механизмы сбора и оборота геологической информации, полученной за счет средств недропользователей. Одной из назревших проблем является увязка и исправление отдельных положений Закона РФ «О недрах», Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» с учетом интересов государства в геологическом изучении недр.

4. Сложившаяся система ценообразования и распределения госзаказа на ГРР снижает привлекательность последнего и приводит к оттоку квалифицированных кадров в частные компании. Уровень кадровой обеспеченности производства работ по региональному геологическому изучению составляет по отдельным регионам России не более 13% от аналогичной обеспеченности передовых зарубежных стран. Дефицит квалифицированных геологов в системе Роснедр, РАН, в ВУЗах, слабый приток молодых специалистов напрямую влияют на, эффективность работ, угрожают преемственности и будущему геологических наук в России.

5. Отраслевая информационная система, формировавшаяся и эффективно действовавшая в течение нескольких столетий, оказалась структурно разобщенной. Территориальные фонды геологической информации выведены из единой организационной структуры российских геологических информационных ресурсов.

6. Научное обоснование, обеспечение, опережение и сопровождение региональных геологических исследований не получило необходимой государственной поддержки и соответствующего развития в научно-исследовательских и инновационно-технологических работах МПР России и Роснедр, Роснауки и Минобразования России.

7. Использование механизма размещения Госзаказа на геологоразведочные услуги, определенного ФЗ №94 от 21.06.2005г., не применимо по отношению к недрам, как объекту изучения, в силу его вероятностной, изменчивой природы. Процедуры размещения госзаказа не учитывают также особенности геологоразведочного производства, которые нередко проводятся в неопределенных до конца геологических обстановках, в экстремальных природно-климатических условиях и, зачастую, в течение достаточно длительного периода.

8. Организационно разобщенные остатки предприятий и учреждений геологического профиля после приватизации 90-х годов не способны сформировать и разместить заказы на научно-исследовательские, опытно- конструкторские разработки и выпуск необходимой техники, оборудования и приборов. При этом и Федеральное агентство по недропользованию не имеет прав на осуществление такой деятельности. Зависимость геологоразведочной отрасли от западных технологий, техники, оборудования стала очевидным фактором и продолжает усиливаться, что способствует подрыву национальной безопасности страны.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в настоящее время процессы интеллектуальной, кадровой, технической, технологической и организационной стагнации регионального геологического изучения недр страны и нормативно-правового обеспечения этой деятельности продолжают развиваться и могут привести к окончательному и системному ее разрушению.

Участники Секции рекомендуют для включения в Резолюцию съезда следующие положения:

В области государственной политики и законодательства:

1. Четко определить и закрепить в новой редакции «Закона о недрах» и принимаемых на его основе нормативных правовых актах статус государственного геологического изучения недр, включая региональные геологические исследования и другие работы общегеологического и специального назначения, имеющие многоцелевой характер и общегосударственное значение. Этот статус должен быть подкреплен введением правовых норм, устанавливающих обязательства государства по поддержанию оптимального уровня геологической изученности территории страны на основе применения при геологических исследованиях современных методов и технологий, а также вовлечения в оборот геологической информации, получаемой недропользователями.

2. Разработать нормативные правовые акты и поправки в действующие акты, стимулирующие участие недропользователей в геологическом изучении недр, порядок и способы использования геологической информации, получаемой недропользователями для целей государственного геологического изучения недр.

3. Законодательно закрепить статус, задачи, функции и полномочия Государственной геологической службы Российской Федерации. При этом законодательно предусмотреть в федеральном бюджете Российской Федерации целевую статью на государственное геологическое изучение недр и на обеспечение деятельности Государственной геологической службы Российской Федерации с соответствующей инфляционным процессам индексацией расходов.

4. В законодательном порядке исключить использование механизма размещения Госзаказа в геологии, определенного ФЗ №94 от 21.06.2005г. Предусмотреть разработку нормативно-правовых актов по размещению госзаказов при государственном геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы на основе механизмов, которые учитывают специфику геологоразведочного производства.

5. В законодательном порядке предусмотреть механизм выделения средств федерального бюджета на проведение государственного геологического изучения недр, учитывающий необходимость сохранения темпов прироста геологической информации не ниже темпов ее старения с повышением качества работ на основе поддержания современного научного и технико-технологического уровня проводимых исследований, в том числе в целях усиления их ресурсной направленности.

6. В законодательном порядке разрешить федеральному органу исполнительной власти в сфере геологического изучения и использования недр формирование, размещение и финансирование Госзаказа на НИОКРы и выпуск геологоразведочной техники, оборудования и приборов российскими научными и промышленными предприятиями.

В области организационного обеспечения государственного геологического изучения недр:

1. Сохранить до создания рынка геологических услуг и структурных преобразований в отрасли, отвечающих современным требованиям, подведомственные Роснедрам геологические предприятия в федеральной собственности. Приостановить приватизацию государственных геологических предприятий и организаций.

2. Образовать одно федеральное ведомство с возложением на него полномочий по государственному регулированию регионального геологического изучения недр и управлению государственными геологическими предприятиями.

3. Разработать и реализовать структурные преобразования в системегосударственного геологического изучения недр. Рассмотреть целесообразность создания специализированных и многопрофильных научно-производственных структур или создания государственной корпорации с задачами систематического государственного геологического изучения недр и информационного геологического обеспечения воспроизводства МСБ, использования и охраны недр Российской Федерации и ее континентального шельфа.

4. Восстановить структуру Всероссийского Государственного геологического фонда вернув в него все бывшие территориальные подразделения, наделив его при этом не только функциями по сбору, учету и хранению геологической информации, но и аналитическими функциями в сфере недропользования.

5. Образовать централизованный фонд на техническое перевооружение предприятий отрасли в связи с их низкой прибыльностью, не позволяющей производить техническое перевооружение за счет собственных средств.

6. Рекомендовать головным подведомственным предприятиям создание на их базе учебно-производственные центры постоянного действия с целью укомплектования геологических предприятий квалифицированными специалистами и рассмотреть вопрос их финансирования.

Участники Секции выражают надежду, что состояние региональных геологических исследований, как и, в целом, геологоразведочных работ общегеологического и специального назначения, станут предметом пристального внимания государства, проблемы будут успешно решены в ближайшие годы и тем самым продолжено создание многоцелевой геологической основы устойчивого и сбалансированного настоящего и будущего развития Российской Федерации.

Секция III: «Ресурсная база нефтегазовой отрасли России: состояние и перспективы развития»

Ведущие секции: Мазур В.Б., Дмитриевский А.Н., Клещев К.А., Конторович А.Э., Хлебников П.А.

Секретарь: Мартьянова Татьяна Аркадьевна (495) 254-63-47, tmartyanova@rosnedra.com

                                                                                         

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

 

1. Нефтегазовый комплекс России относится к базовым отраслям экономики и имеет особую роль в обеспечении энергетических потребностей страны. Важнейшей задачей государственной политики в сфере недропользования является воспроизводство сырьевой базы нефтегазодобычи в объемах предусмотренных энергетической стратегией России на период до 2020 г.

 

2. Анализ ресурсных проблем отрасли показывает, что для дальнейшего развития добычи нефти и газа в стране на ближайшие 20 лет необходимые предпосылки имеются. В соответствии с распределением перспективных и прогнозных ресурсов Россия может развивать нефтегазовые работы по многим направлениям. Но экономическим интересам страны в большей степени будет оставаться дальнейшее их развитие в Западной Сибири, Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) и шельфе РФ.

 

3. Дальнейшее развитие ГРР по воспроизводству минерально-сырьевой базы сдерживается:

 

несовершенством структуры федеральных государственных органов исполнительной власти в области природных ресурсов и недропользования;

 

отсутствием Энергетической стратегии России на период до 2030 года;

 

не определены этапы и стадии геологоразведочных работ, находящиеся в зоне ответственности государства (средства федерального бюджета), что затрудняет планирование оптимальных объемов работ при геологическом изучении недр и подготовке новых объектов лицензирования;

 

действующее законодательство о размещении Госзаказа на геологоразведочные услуги не учитывает специфику геологоразведочного производства (длительность этапов и стадий работ по геологическому изучению недр (до 10 лет), вероятностный характер ожидаемых результатов, наличие геологических рисков, необходимость научно-методического сопровождения работ в мониторинговом режиме и т.д.);

отсутствием отраслевой системы подготовки и роста квалификации кадров.

Участники Секции рекомендуют для включения в Резолюцию съезда следующие положения:

1. Для улучшения управляемости фондом недр и приведения в соответствие структуры органов государственного управления задачам геологического изучения и воспроизводства запасов углеводородного сырья образовать отдельный орган исполнительной власти (например, Геологическая служба РФ или Министерство геологии РФ с прямым подчинением Правительству РФ.

2. Отложить акционирование и сохранить в ведении Роснедр научно-исследовательские институты и предприятия нефтяного профиля, обеспечивающие научно-методическое сопровождение, оценку перспектив нефтегазоносности и обоснование эффективных направлений ГРР по воспроизводству минерально-сырьевой базы по субъектам РФ и России в целом.

3. Разработать Энергетическую стратегию РФ на период до 2030 г.

4. Признать, что геологоразведочные работы, финансируемые из средств федерального бюджета должны ограничиваться стадией региональных исследований и этапом выявления и подготовки объектов к поисковому бурению стадии поисков и оценки.

5.. Внести дополнения и изменения в действующее законодательство о размещении Госзаказа на геологоразведочные услуги, учитывающие специфику геологоразведочных работ. В частности исключить из состава видов работ, региональных ГРР и НИР в области геологии, регулируемых Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Организовать на базе головных и территориальных НИИ учебные центры постоянного действия с целью повышения квалификации специалистов. Рассмотреть возможность предоставления жилья молодым специалистам в разных формах (наем, приобретение, строительство).

7. Разработать регламентацию доступа к первичной геолого-геофизической информации полученной недропользователями для государственных нужд.

Секция IV: «Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых»

Ведущие секции: Бавлов В.Н., Михайлов Б.К., Мигачев И.Ф., Коренюк М.К.

Секретари: Щендригин Александр Николаевич(495) 315-06-92, us@tsnigri.ru,

 

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

Работы по развитию МСБ и воспроизводству запасов ТПИ осуществляются в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 годы и до 2020 года)», которая конкретизируется через оперативные минерально-сырьевые программы и программы социально-экономического развития регионов с использованием программно-целевых методов управления. Задания «Долгосрочной программы» по выявлению прогнозных ресурсов и обеспечению простого воспроизводства запасов с 2010 г. выполняются. По ряду ведущих полезных ископаемых уже достигнуто простое воспроизводство погашения запасов. Начато создание альтернативных минерально-сырьевых баз.

Важное значение имеет научное обоснование, обеспечение, опережение и сопровождение геологоразведочных работ; создание и реализации инновационно-технологических систем во всем минерально-сырьевом комплексе, а также программно-целевых систем воспроизводства МСБ.

Вместе с тем, дальнейшее развитие ГРР по воспроизводству МСБ и ее использованию сдерживается:

отсутствием долгосрочной (до 2030 г.) национальной минерально-сырьевой стратегии;

несовершенством общей структуры Геологической службы (ГС) страны и ослаблением ГС за счет приватизации и перепрофилирования геологоразведочных предприятий;

износом основных фондов и снижением уровня технической вооруженности предприятий;

все возрастающим кадровым дефицитом (как по количеству, так и по квалификации);

отсутствием актуализированной стадийности ГРР, обязательной для всех недропользователей;

несовершенством правового поля лицензионного недропользования в части ускорения ГРР и промышленного освоения месторождений.

Участники Секции рекомендуют для включения в Резолюцию съезда следующие положения:

1. Разработка отечественной минерально-сырьевой стратегии до 2030 г.

2. Актуализация общей структуры национальной Геологической службы с полным сохранением в ее составе производственных и научных звеньев.

3. Разработка комплекса мер по технико-технологическому перевооружению ГРР.

4. Реализация целевой подготовки и переподготовки специалистов.

5. Актуализация стадийности ГРР в соответствии с действующей с 01.01.2008 г. классификацией прогнозных ресурсов и запасов; введение стадии (подстадии) геолого-поискового до изучения для расширения фонда поисковых объектов.

6. Усиление поисковой направленности всех видов и стадий ГРР.

7. Доработка нормативно-правового поля лицензионного недропользования с целью ускорения ГРР и освоения месторождений.

6. Укрупнение с увеличением сроков исполнения проектов ГРР в регионах, сопряженных с центрами экономического роста.

8. Введение ежегодной корректировки объемов финансирования проектов геологоразведочных работ с учетом инфляционных процессов. Внесение соответствующих поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Секция V: «Гидрогеологическое, инженерно-геологическое изучение и мониторинг состояния недр»

Ведущие секции: Осипов В.И., Трофимов В.Т., Круподеров B.C., Боревский Б.В., Лыгин А.М., Перепадя С.В.

Секретари: Орфаниди Елена Константиновна  (495) 521-31-48, vseginge@rol.ru ,  

                  Кисель Татьяна Ивановна (495) 254-36-55, tkisel@rosnedra.com ,

                  Бачурина Татьяна Николаевна (495) 601-98-72, info@geomonitoring.ru

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

1. Внедрение инновационных технологий в производство и наращивание объемов опережающих региональных гидрогеологических, инженерно-геологических и геокриологических работ, обеспечи­вающих создание объемных геогидродинамических моделей формирования подземных вод, активизации эндогенных и экзогенных геологических процессов изучаемых территорий в районах действующего и перспективного освоения минерально-сырьевых ресурсов страны, а также густо населенных урбанизированных территорий;

2. Выполнение оценки современного состояния созданной во второй половине XX века минерально-сырьевой базы месторождений питьевых подземных вод с учетом произошедших изменений антропогенной и водохозяйственной обстановки, нормативно производственной базы, требований к изученности запасов н геолого-экономической оценки ранее выявленных, оцененных и разведанных месторождений;

3. Развитие государственного мониторинга состояния геологической среды, обеспечивающее создание эффективной общегосударственной системы изучения и прогнозирования изменения состояния и качества подземных вод, опасных эндогенных, экзогенных процессов и геокриологических условий на территории страны, включая анализ и оценку геологических катастрофических событий.

Секция VI: «Организационно-правовая основа деятельности геологических предприятий. Производственно-технологическое, кадровое, социальное и другие средства обеспечения геологоразведочных работ»

Ведущие секции: Романченко А.А., Кременецкий А.А., Фаррахов Е.Г., Голиков С.И., Мазур В.Б.

Секретари: Екименко Любовь Александровна (495) 444-22-15, ekimenko@imgre.ru

                  Усова Наталья Владимировна (495) 952-57-72, rosgeo@yandex.ru

 

В работе Секции приняли участие 156 ведущих геологов и руководителей предприятий, представляющих 41 предприятие отрасли, в т.ч. 27 ФГУПов, 14 предприятий – недропользователей, 7 организаций Советов Ветеранов, в т.ч. от Минприроды и 6-ти региональных, 3-х профсоюзных организаций (Центральный комитет и 2 – региональных) и Ассоциации геологических организаций. А также представители Роснедр и Росгео.

Было заслушено 22 базовых сообщений по тематике стола после чего состоялась продуктивная дискуссия и были приняты решения.

 

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

 

Первостепенной и жизненно важной проблемой является пакет вопросов, связанный с реформированием и реорганизацией предприятий, обеспечивающих изучение и воспроизводство МСБ России:

Это – проблемы взаимодействия геологических предприятий с учреждениями и органами различных уровней власти.

Это – финансово-экономическая деятельность подведомственных геологических предприятий и экономическая эффективность, выполняемых ими геологоразведочных работ.

Это – акционирование и приватизация геологических предприятий, проблемы, связанные с отчуждением имущественного комплекса, а также нормативно-правовые особенности деятельности геологических предприятий в период реформирования отрасли.

Это – состояние с кадровым обеспечением геологоразведочных работ:

Это – техническое перевооружение предприятий отрасли.

Это – проблемы, связанные с организацией техники безопасности, охраной труда и социальной поддержкой всех категорий работников отрасли.

Первый блок проблем – организационно-правовая деятельность геологических предприятий.

Производственный потенциал отрасли по сравнению с 1990 годом снизился до критического уровня. Так за 18 истекших лет количество геологических предприятий сократилось более чем в 5 раз, общая численность специалистов отрасли уменьшилась более чем в 3 раза, а доля исследуемой территории на 1-го геолога выросла в 6 раз.

В результате принятых Правительством РФ и Минприроды России мер в 2005-2008 гг. наметились некоторые положительные тенденции в развитии ГРР, направленные на воспроизводство МСБ России. Тем не менее объем государственного заказа уже в 2009-2010 годах не обеспечит компенсацию растущих затрат на выполнение ГРР, а имеющиеся производственные мощности геологических предприятий явно недостаточны для выполнения объемов работ, намеченных на период до 2020 года.

В настоящее время в ведении Роснедр находятся 25 организаций (22 предприятия и 3 учреждения). В основном это научно-исследовательские организации, которых явно недостаточно для осуществления деятельности Роснедр в важнейших сферах недропользования (региональные геологосъемочные работы, геофизические работы, а также ГРР на углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые).

В соответствии с пунктом 13 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы от 23 мая 2006 года № 2, были подготовлены перечни геологических организаций, включающие еще 17, ФГУПов и 31-о акционерное общество, управление которыми сегодня осуществляет Росимущество. Указанные организации, согласно многочисленным распоряжениям Правительства Российской Федерации, принятым в период 2002-2007 гг. находятся в стадии акционирования или преобразованы в акционерные общества.

Распоряжением Правительства № 1272-р от 1 сентября 2008 г. в прогнозный План программы приватизации на 2009 год включены практически все оставшиеся геологические ФГУПы. Это еще 50 предприятий, а до 2010 намечено акционирование всех предприятий отрасли.

Эта, безусловно, тревожная тенденция может привести к необратимым негативным последствиям, и даже срыву, выполнения Долгосрочной программы по изучению и воспроизводству МСБ России.

Анализ деятельности геологоразведочных предприятий, изменивших юридический статус в процессе приватизации, проведенной в период с середины 90-х по начало 2000-х годов показал некоторые позитивные стороны этого процесса (расширение спектра услуг, оптимизация системы управления предприятием, стремление наряду с выполнением госзаказов по геологическому изучению недр, активно работать с другими недропользователями различных форм собственности), но в основном преобладают негативные результаты.

К ним относятся:

смена профиля деятельности предприятий вплоть до полного ее прекращения и последующей ликвидации по процедуре банкротства;

потеря недвижимого имущества, геологического оборудования и снаряжения, уникальной и секретной информации;

переход квалифицированных специалистов в другие сферы экономики, что приводит к снижению качества выполняемых работ по государственным заказам;

частные компании занимаются разработкой месторождений высоколиквидного сырья (золото, платима, алмазы, нефть, газ и т.д.) и не включают в сферу своей деятельности освоение других видов полезных ископаемых, необходимых для обеспечения безопасности РФ;

не разрабатываются новые и не совершенствуются известные методы и методики ведения геологоразведочных работ;

практически отсутствуют работы, связанные с экологической безопасностью при освоении новых площадей;

в результате сокращения государственных предприятий нарушено равномерное геологическое изучение территории России, что приводит к удорожанию проводимых работ в связи с необходимостью привлечения геологических организаций из других регионов;

отрабатываются наиболее богатые участки месторождений и не проводятся работы на площадях, расположенных в труднодоступных регионах, что приводит к выводу из оборота известных месторождений, и новых площадей поисков;

анализ существующих механизмов акционирования геологических организаций показывает, что доходная часть федерального бюджета не пополняется должным образом и планируемый объем поступаемых средств в виде инвестиций в недропользование не оправдался.

Если сравнивать доходы федерального бюджета от приватизации с таковыми от поступлений за право пользования недрами, то доходы от приватизации в сто раз меньше доходов от поступлений за право пользования недрами.

Это убедительно подтверждается и аналитической запиской Счетной палаты Российской Федерации об итогах приватизации государственной собственности за период 1993-2003 гг., согласно которой приватизация в нефтяной, газовой, энергетической и угольной отраслях ТЭК и процесс структурного реформирования предприятий не принесли необходимых положительных результатов по повышению эффективности и конкурентоспособности, улучшению финансового состояния и увеличению инвестиционной привлекательности предприятий комплекса. В эти годы было приватизировано более 85% от общего числа государственных и муниципальных предприятий. В 1996 году в золотодобывающей отрасли функционировало более 1000 субъектов хозяйствования. После приватизации в государственной собственности осталось всего 33 предприятия, из них 11 рудников и приисков, на долю которых оставалось около 1% от объема золота в России.

В итоге, несмотря на то, что в конце 90-х годов предшествующего века в целом по России была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации так и не был достигнут.

В частности:

не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;

привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Наряду с этим, проводимая в последние годы политика постепенной приватизации предприятий (и в 1-ую очередь, геологического профиля) с целью сокращения расходной части федерального бюджета может привести, при переходе в частное владение, к утрате национальных стратегических сведений о строении, запасах и условиях эксплуатации как действующих, так и перспективных месторождений полезных ископаемых. Это, в свою очередь, требует серьезной доработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей сохранность уникальных материалов, основным владельцем которых было и должно оставаться государство.

С учетом вышесказанного, для выполнения государственных задач по геологическому изучению недр, руководство Роснедр предприняло ряд мер, с целью закрепления за агентством необходимого количества предприятий.

Правильность такого решения нашло отражение в октябрьском Постановлении Совета Федерации 2008 г., в котором Правительству России предлагается рассмотреть вопрос о передаче в оперативное управление Федеральному агентству по недропользованию все геологические федеральные государственные унитарные предприятия, а также государственные акции акционерных обществ геологического профиля. При этом предлагается также приостановить приватизацию ранее акционированных предприятий, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. №1272-р.

Участники Секции полностью поддерживают эти инициативы и предлагают включить в резолюцию Съезда следующие предложения по вопросам организационно-правовой основы деятельности геологических предприятий:

1. Рекомендовать Минприроды России и Роснедрам продолжить работу с вышестоящими органами государственной власти по закреплению подведомственных геологических предприятий в федеральной собственности, что должно обеспечить укрепление материальной базы геологии и всего комплекса геологоразведочных работ в рамках государственных программ по обеспечению минерально-сырьевого потенциала страны.

2. Считать одной из важнейших задач Роснедр научно-практическую разработку перспективной структуры управления геологическими исследованиями недр на территории Российской Федерации с целью повышения уровня управления геологоразведочными работами в регионах организациями различных форм собственности и участия их в реализации программы воспроизводства минерально-сырьевой базы.

3. Одобрить инициативу Роснедр по созданию Ассоциации геологических организаций, направленную на консолидацию научных, производственных и организационных усилий для повышения эффективности исследования недр и решения насущных проблем укрепления минерально-сырьевой базы России.

Возвращаясь к текущему моменту и, в частности, к необходимости исполнения вышеназванных последних распоряжений Правительства РФ о приватизации в т.ч. геологических предприятий, участники Секции предлагают Роснедрам:

1. Провести дополнительные исследования по созданию многопрофильных научно-производственных структур, обеспечивающих кардинальное улучшение положения в области расширения минерально-сырьевой базы РФ и перспективной оценки направлений геологоразведочных работ. При этом ни в коей мере нельзя признать эффективным такие формы управления геологическими предприятиями, как их объединение в качестве структурных подразделений (филиалов) под 2-3 НИИ, которым будет поручено обеспечение выполнения, например, региональных работ, ГРР по ТПИ и УВ.

2. Рекомендовать совместно с Минприроды России выйти с предложением в Правительство РФ о закреплении в оперативном управлении за Роснедрами государственных акций акционированных геологических предприятий.

3. Рекомендовать совместно с Минприроды России и Минэкономразвития внести изменения в законодательство РФ, связанное с приватизацией и акционированием, в части управления Федеральным агентством по недропользованию всем процессом акционирования от момента включения каждого конкретного предприятия в прогнозный план Программы (проекта) приватизации до момента завершения процесса акционирования.

Второй по важности блок проблем, которые обсуждались на Секции – это технико-технологическое перевооружение предприятий отрасли.

Не секрет, что и здесь мы достигли критической точки. Так, износ основных средств в целом по отрасли сегодня составляет почти 70 %, а единственными формами обновления техники являются или использование прибыли предприятий, которая как правило, ничтожно мала по сравнению со стоимостью необходимого оборудования, или лизинговые схемы, требующие так же больших вложений, и которые крайне редко обеспечиваются стоимостью контрактов на выполнение ГРР.

Исключение при этом составляют отдельные ФГУПы (например «Уралгео») и частные компании («Полиметалл», «Норникель», « Алроса» и др.), которые, занимаясь разведкой и разработкой месторождений, имеют возможность получать сверхприбыль и направлять ее на техперевооружение своего предприятия.

Учитывая эти и многие другие проблемы, связанные с технико-технологическим перевооружением отрасли, требующие кардинального и оперативного решения, участники Секции постановили:

1. Рекомендовать Минприроды России Минэкономразвития, Минфину, Минпрому и Роснедрам разработать механизмы образования централизованного фонда на техническое перевооружение предприятий отрасли в связи с их низкой прибыльностью, не позволяющей производить техническое перевооружение за счет собственных средств. При этом учесть возможность подготовки Федеральной целевой программы технического перевооружения предприятий геологической отрасли, а также организации кредитных схем для предприятий, при покрытии процентных ставок по кредитам за счет средств, полученных от разовых платежей за недропользование.

2. Рекомендовать Минприроды России создать систему, позволяющую формировать инновационный фонд финансирования НИОКР и подготовку производства для серийного изготовления новой техники. Инновационный фонд должен находиться в распоряжении Минприроды России, имея в виду, что оно будет осуществлять координацию научной и производственной поддержки технико-технологического обеспечения геологоразведочных работ.

3. Считать эффективным путем решения проблем оптимального функционирования и развития лабораторной службы геологической отрасли создание отраслевых региональных аналитических центров коллективного пользования с современным инструментальным парком, как основы обеспечения единства измерений в сфере лабораторно-аналитического сопровождения всех стадий ГРР.

4. Создать Роснедрам в первой половине 2009 года программу, определяющую приоритетные направления развития технико-технологической базы геологоразведочного бурения и аналитического оборудования на перспективу до 2020 г. с учетом анализа ее современного состояния и наметить пути их реализации на основе скоординированных действий научно-исследовательских и производственных предприятий независимо от их форм собственности.

Участники Секции рекомендуют для включения в Резолюцию съезда следующие положения:

1. Роснедрам создать подразделение по координации работ связанных с охраной труда в геологической отрасли. Разработать отраслевую целевую программу по охране труда и технике безопасности на 2009-2013 гг., включая меры по минимизации воздействия на здоровье людей токсичных природных и антропогенных геологических объектов, а также обеспечения геологических партий стрелковым оружием с внесением изменений в действующее законодательство.

2. Минприроды России и Роснедрам изучить состояние дел с обеспеченностью отрасли кадрами высшей и средней квалификации и, вместе с ведущими общеобразовательными, институтами, разработать программу потребности в кадрах различных специальностей и утвердить ее в установленном порядке.

3. Роснедрам рекомендовать головным подведомственным предприятиям организовать на их базе учебно-производственные центры постоянного действия с привлечением ВУЗов для выполнения работ по государственным контрактам с целью укомплектования геологических предприятий квалифицированными специалистами и рассмотреть вопрос возможности их финансирования.

4. Роснедрам совместно с Российским геологическим обществом разработать комплекс мероприятий, направленных на популяризацию профессии геолога и повышение престижности и привлекательности среднего специального и высшего геологического образования.

5. Считать детско-юношеское геологические движения (ДЮГД) важнейшим звеном в деле подготовки кадрового резерва в геологии и в системе непрерывного геологического образования. Рекомендовать производственным и научным предприятиям геологической сферы всех форм собственности оказывать материальную поддержку детскому геологическому движению.

6. Рекомендовать геологоразведочным и добывающим предприятиям различных форм собственности активизировать подготовку специалистов-геологов за счет собственных средств.

7. Рекомендовать Роснедрам при предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения устанавливать в условиях пользования недрами конкретные требования по финансовому обеспечению подготовки в учебных заведениях специалистов геологического профиля (например, 1% от объема инвестиций).

8. Использовать практический опыт в области первооткрывательства в геологии с образованием специальной комиссии из ведущих специалистов Минприроды России и Роснедр, а также разработкой и утверждением приказом Министра диплома и нагрудного знака «Первооткрыватель России» с денежным вознаграждением за счет прибыли предприятия.

9. Рекомендовать Минприроды России и Роснедрам рассмотреть вопрос о создании фонда поддержки ветеранов геологии.

10. Считать целесообразным создание в Москве Центрального дома геолога, как культурно-просветительского центра отрасли.

Секция VII: «Финансово-экономическое обеспечение и ценообразование геологоразведочных работ»

Ведущие секции: Айвазова М.А., Комаров М.А., Межеловский Н.В., Шмидт В.Р., Янбухтин Т.К.

Секретари: Разумовский Дмитрий Олегович (495) 254-61-10, razum@rosnedra.com ,

                  Терентьева Марина Владимировна (495) 950-30-22, mterentieva@geoexpert.ru

 

Участники Секции, заслушав докладчиков и обменявшись мнениями, отмечают следующее:

1. Финансово-экономическая составляющая является одним из основных факторов, влияющих на качество и эффективность геологоразведочных работ и позволяющих обеспечить полноту и комплексность геологического изучения недр.

2. Действующий порядок планирования, проектирования и ценообразования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы не в полной мере учитывает особенности отрасли, связанные с разнообразием условий расположения геологических объектов на территории страны, определяющих содержание геологоразведочного процесса, а также не в полном объеме учитывает требования гражданского, бюджетного и налогового законодательства. Это не стимулирует повышения эффективности геологоразведочных работ.

3. Внедрение новых принципов бюджетного планирования, базирующихся на программно-целевых методах и ориентированных на результат, обусловливает необходимость оперативной подготовки средне- и долгосрочных финансовых планов и прогнозов. Для успешной реализации этой работы необходимо применять методы экспрессной оценки предстоящих затрат, взаимоувязанных с получаемыми результатами.

4. Отсутствие установленных критериев оценки эффективности геологоразведочных работ, учитывающих их вероятностный характер и объективное удорожание, зачастую приводит к неверной трактовке результатов работ, в том числе органами государственного финансового контроля.

5. Существующая система ценообразования делает государственный заказ на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы малопривлекательным, значительно усложняет процесс приемки и оплаты выполненных работ.

6. В условиях действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Заказчик обязан в конкурсной документации указывать начальную (максимальную) цену контракта на выполнение геологоразведочных работ. Это требует разработки и использования инструментов, позволяющих оперативно и с приемлемой достоверностью определять начальную цену контракта.

7. Низкий уровень автоматизации планирования и проектирования гео­логоразведочных работ требует выполнения большого количества трудоемких расчетов и приводит к значительному увеличению сроков проектирования.

8. Существующий в отрасли дефицит кадров (в том числе экономического профиля) является одной из причин, сдерживающих рост эффективности геологоразведочных работ.

Полученная в ходе обсуждения информация свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по совершенствованию существующей системы финансово-экономического обеспечения геологоразведочных работ.

Участники Секции рекомендуют для включения в Резолюцию съезда следующие положения:

1. Обеспечить реализацию принципов программно-целевого планирования и долгосрочного прогнозирования при выполнении работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

2. Разработать критерии и методику оценки эффективности геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, учитывающие отраслевые особенности.

3. Принять меры по совершенствованию системы ценообразования геологоразведочных работ с учетом требований действующего законодательства и современных экономических условий.

4. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечивающих учет специфики отрасли при размещении государственного заказа на проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

5. Разработать регламент и усовершенствовать процедуру организации и проведения конкурсов на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы с учетом стадийности геологоразведочных работ и специфики видов полезных ископаемых.

6. Обеспечить четкую регламентацию и прозрачность формирования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы на основе использования современной нормативной базы.

7. Рассмотреть возможность создания в регионах центров по ценообразованию с целью предоставления государственным заказчикам актуализированной информации о финансово-экономическом обеспечении и ценообразовании геологоразведочных работ.

8. Организовать разработку методик (технических регламентов) выполнения новых видов геологоразведочных работ.

9. Провести внедрение автоматизированных систем определения начальной (максимальной) цены контракта, а также расчета сметной стоимости геологоразведочных работ.

10. Принять экономические меры по восстановлению престижности геологических профессий и стимулированию притока молодых кадров в производственные и научные организации отрасли.

11. Продолжить взаимодействие с отраслевыми вузами в части совершенствования подготовки экономических кадров и их трудоустройства в организации геологической отрасли.

12. Восстановить процесс переподготовки кадрового состава геологоразведочных предприятий, в том числе на основе дистанционных методов обучения.

 

 

вернуться к разделу