Хорошо известно, что наша страна является крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья. В 2004 году использование недр принесло государству более 1,4 трлн. рублей. За счет минерально-сырьевого комплекса формируется более 50% федерального бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта.
На современном этапе развития России минерально-сырьевой комплекс (МСК) является основной сферой промышленного производства – «локомотивом», способным поддерживать высокие темпы роста ВВП. Решить поставленную Президентом России В.В. Путиным задачу по удвоению национального ВВП невозможно без соответствующего увеличения производства в МСК.
Сырьевая ориентация отечественного экспорта – один из основных недостатков современной экономической модели развития, но это реалии, с которыми пока надо считаться. Именно сырьевые отрасли при освоении ресурсного потенциала предпочтительны для создания новых центров социально-экономического роста, а для этого необходимо создание устойчивой сбалансированной в сфере использования воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ).
В июне 2005 г. МПР России утверждена «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» (ДГП). В нее вошло 35 основных видов полезных ископаемых (ПИ): топливно-энергетического сырья, черных, цветных, легирующих, благородных металлов, алмазов и неметаллов. Целью государственных программных мероприятий является реализация «Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденных распоряжением Правительства РФ в 2003 г. ДГП рассматривается как составная часть национальной системы стратегий, реализующих приоритеты социально-экономического подъема страны: обеспечение устойчивого экономического роста, создание потенциала для поступательного развития, повышение уровня национальной минерально-сырьевой безопасности.
Соответственно, главные задачи реализации ДГП заключаются в следующем:
- обеспечить, как минимум, простое воспроизводство МСБ;
- удовлетворить базовые отрасли экономики необходимым минеральным сырьем;
- увеличить валютные поступления от экспорта сырьевой продукции.
В ДГП оценка состояния отечественной минерально-сырьевой базы основывается на показателях использования и воспроизводства запасов полезных ископаемых, динамике запасов и прогнозных ресурсов, достигнутого уровня производства и потребления (включая экспорт-импорт) минерального сырья, а также на анализе использования фонда недр на лицензионной основе.
В современных экономических реалиях в МСБ РФ определились федеральные проблемы, от которых, в конечном итоге, зависит решение перечисленных выше задач и долгосрочное сбалансированное функционирование и развитие МСК страны.
Текущее состояние МСБ наиболее важных и ликвидных твердых полезных ископаемых (ТПИ) находится под влиянием целого ряда негативных факторов, как-то:
- неудовлетворительная ликвидность запасов части нераспределенного фонда недропользования, оставшегося от СССР, и уровень освоения некоторых полезных ископаемых при значительных объемах импорта;
- значительное сокращение «поискового задела» перспективных площадей и объектов наряду с инертностью прогнозных ресурсов в разрезе вовлечения их в геологоразведочный процесс;
- падающая добыча некоторых, даже ликвидных, полезных ископаемых и неполная компенсация добычи приростом запасов.
Одна из проблем состоит в том, что система недропользования, разделившая фонд недр на части различной хозяйственной привлекательности, вовлекла в лицензирование от 50 до 100% балансовых запасов ведущих полезных ископаемых, что в перспективе ведет к сокращению возможностей создания дополнительных горнодобывающих мощностей.
Приемлемый уровень монополизации запасов (обычно порядка 35%) превышен по половине полезных ископаемых (никель, алмазы, медь, платина, молибден, плавиковый шпат и др.). Этот негативный фактор, сдерживает динамичную реализацию ресурсного потенциала и добычу, поскольку предприятия-монополисты в силу длительной обеспеченности запасами не имеют явных стимулов для их воспроизводства.
По ряду полезных ископаемых значительная доля запасов находится в нераспределенном фонде. Такое положение находит объяснение как в недостаточной инвестиционной привлекательности ранее выявленных запасов (цинк – 68%, молибден – 48%, марганец – 91%, олово – 73%, бокситы – 50%), так и в низкой ликвидности отдельных полезных ископаемых (калийные и натриевые соли – 56%, фосфаты – 65%, железные руды -42%).
Другая крупная проблема касается неудовлетворительного состояния «поискового задела. Он распространяется на подавляющее большинство ведущих полезных ископаемых и является закономерным следствием недофинансирования в прежние годы федеральным бюджетом геологоразведочных работ, а также недопониманием ряда недропользователей негативного для развития МСБ критического сокращения объемов поисково-оценочных и прогнозно-поисковых работ – наиболее значимых стадий ГРР для выявления месторождений.
По обеспечению нужд экономики страны и состоянию МСБ ведущие полезные ископаемые (с долей условности) можно разделить на три группы, различающиеся содержанием задач по достижению сбалансированного использования и воспроизводства сырьевой базы.
Первую группу образуют полезные ископаемые, добыча которых полностью обеспечивает внутреннее потребление и экспорт – железные руды, медь натриевые и калийные соли, алмазы, золото, платина, никель, цинк, молибден, ванадий, руды бора, магнезит. Задача по развитию минерально-сырьевой базы этой группы формулируется, как обеспечение устойчивого роста добычи, ее компенсации приростом запасов и как сохранение позиций России на мировых сырьевых рынках. Угроза стабильному обеспечению запасами по этой группе видится в близости сроков (2010-2015 гг.) исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов некоторых полезных ископаемых (россыпное золото, цинк, медь, никель, магнезит). Уровень угроз может быть снижен за счет освоения наиболее ликвидной части нераспределенного фонда, «реанимации» той его части, которая оказалась в современных экономических условиях неликвидной, на основе привлечения инновационных технологий освоения и получения прироста запасов на новых площадях.
Во вторую группу входят полезные ископаемые, добыча которых частично обеспечивает внутренне потребление, во многом зависящее от импорта. Показательно, что эти полезные ископаемые добываются в недостаточных объемах при наличии значительных запасов, но обладающих низким качеством руд (марганец, хром, свинец, олово, барит, каолин, особо чистый кварц, бентонит, кристаллический графит, флюорит, фосфориты).
По этой группе полезных ископаемых актуальна задача по выявлению более качественных месторождений, хотя геологические предпосылки для этого пока ограничены. В повестке дня стоит решение проблемы вовлечения в разработку крупных запасов марганцевых руд, свинца, хрома, а также возобновление добычи олова на «замороженных» месторождениях Дальневосточного региона.
Третья группа состоит из титана, тантала, ниобия, циркония, отечественное потребление которых обеспечивается, главным образом, импортом при весьма ограниченной добыче, несмотря на крупные запасы хотя и относительно низкосортных руд.
Улучшение качественных характеристик месторождений этих полезных ископаемых по геологическим особенностям в принципе возможно, но пока маловероятно. Для освоения разведанных запасов необходима реализация экономических мер, в том числе создание необходимой инфраструктуры в удаленных районах Дальнего Востока.
Первоочередными приоритетами в федеральном финансировании ГРР ранних стадий обладают полезные ископаемые первой группы с надвигающимися сроками исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов - алмазы, золото, никель, фосфатное сырье и калийные соли (в пределах сельскохозяйственной зоны). Задачи сводятся к укреплению и расширению сырьевой базы за счет создания «поискового задела» с целью удержания и наращивания достигнутых уровней внутреннего потребления и экспорта.
Вторым уровнем приоритетности обладают полезные ископаемые, потребление которых обеспечивается импортом – руды марганца, хрома, титана, особо чистый кварц, цирконий, флюорит, барит, бентонит, каолин.
Задачи видятся в выявлении альтернативных имеющимся сырьевых баз с целью снижения импортной зависимости ключевых отраслей промышленности и экономики России в целом.
По остальным твердым полезным ископаемым будут решаться локальные задачи, связанные с поддержанием мощностей добывающих предприятий и сохранением занятости населения, особенно на градообразующих объектах, в первую очередь в геополитически напряженных и удаленных регионах (Северный Кавказ, Дальний Восток и др.).
Для улучшения сбалансированности МСБ в соответствии с основами федеральной минерально-сырьевой политики и ДГП, федеральный бюджет принимает на себя инвестиционные риски ранних стадий геологоразведочных работ, в результате которых воспроизводится фонд лицензионного недропользования.
В рамках средне- и долгосрочной программ согласованы федеральные мероприятия по достижению устойчивого баланса между потреблением минерального сырья и его запасами в недрах по модели простого (как минимум) воспроизводства. Их реализация осуществляется текущими (годовыми) программами геологоразведочных работ.
Главные задачи программ:
• целевое выявление перспективных площадей, их опоискование и оценка выявленных объектов, достаточная для включения в лицензионный фонд и дальнейшего получения прироста запасов;
• создание альтернативных сырьевых баз за счет обнаружения месторождений известных и нетрадиционных типов;
• укрепление минерально-сырьевых баз действующих предприятий для улучшения либо стабилизации их работы;
• создание научного опережения ГРР с реализацией прогрессивных технологий через научно-методическое обеспечение и сопровождение, включая разработку оптимизированных прогнозно-поисковых комплексов, актуализированных геохимических, геофизических, технологических и аналитических методов исследований.
Финансирование ГРР ведется федеральным бюджетом и внебюджетными источниками. Приоритетность перспективных регионов по изучению, реализации ПР и воспроизводству минерально-сырьевой базы определяется не только геологическими, но также экономическими и социально-политическими факторами.
Базовой основой эффективного проведения геологоразведочных работ являются оцененные по состоянию на 2005 г. прогнозные ресурсы по 40 видам полезных ископаемых. Их апробация проведена ЦНИГРИ с участием других отраслевых НИИ в рамках разработанной системы мониторинга прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.
Оценке подверглись ресурсы по двум тысячам объектов, распределение которых по субъектам федераций и полезным ископаемым демонстрируется на слайдах 1 и 2. При этом 60% объектов расположены в перспективных зонах Сибири, Дальнего Востока и 25% на территории Урала, т.е. там, где размещены основные мощности цветной металлургии и где в первую очередь необходимо усиление геологоразведочных работ.
Результаты региональных геолого-съемочных и геологоразведочных работ по программам 2003-2005 гг. вселяют определенную долю оптимизма. По апробированным на 01.01.2005 г. ПР выделяется четыре группы полезных ископаемых: с ростом ресурсов кат. Р1 (свинец, бентонит, золото, хромовые руды – всего 9 ПИ), с ростом кат. Р2 (молибден, золото, калийные соли, фосфаты – всего 6 ПИ), без изменений ПР за этот период – 24 ПИ (по подавляющему большинству из них ГРР не проводились) и с убылью ПР по причинам перевода их в более высокие категории либо оперативные запас кат. С2, или частичного неподтверждения по геологическим причинам (слайд 3).
Для примера – результативность реализации ПР по коренному золоту в пересчете на условную категорию С2 составила 2,5 раза к уровню добычи за 2004 г., что вселяет определенный оптимизм в части эффективности оперативных программных мероприятий, системы их сопровождения и контроля за качеством и методикой выполнения работ.
Для примера результативность ГРР по второй группе показана на слайде 4 – по калийным солям, фосфатам, золоту и хромовым рудам.
Перспективы выявления новых объектов для лицензионного недропользования и развития МСБ характеризуется таким показателем, как «вовлеченность» ресурсов в геологоразведочный процесс. На слайде 5 показана «вовлеченность» ресурсов кат. Р2 за счет средств ВБИ и федеральных текущих программ. По большинству ПИ в процесс поисков и оценки включено пока около третьей части ресурсов. Дальнейшая массированная их реализация ПР неизбежно должна завершиться обнаружением новых объектов, как это и было в дореформенные годы создания сырьевой базы СССР.
В целом, ресурсная база сорока видов ПИ обеспечивает решение задач ДГП до 2020 г.
Однако, поставленные задачи по своей масштабности требуют весьма значительных затрат как со стороны государства, так и недропользователей, включая иностранных инвесторов. В настоящее время объемы привлечения иностранных инвестиций в российский минерально-сырьевой сектор незначительны и не соответствуют его потенциалу. Иностранные компании в России прежде всего интересует ликвидное минеральное сырье, которое может обеспечить возврат капиталовложений в короткие сроки. Поэтому основной интерес привлекают проекты по благородным металлам. По опубликованным данным сегодня в золоторудные месторождения России вкладывают инвестиции девять иностранных компаний, среди которых такие известные, как Bema Gold (Канада), Peter Hambro (Великобритания) и др. с рыночной капитализацией от 300 до 900 млн. $. В 2002-2004 гг. инвестиционные вложения в российскую золотодобычу составили 680 млн. $, в том числе иностранными инвесторами - 254 млн. $ (37%), Норникелем - 426 млн. $ (62%), при средней цене приобретенных запасов и ресурсов немногим более 1 $/г, в том числе Норникелем - 0,35 $/г.
Отрадно, что со стороны отечественного горного бизнеса также отчетливо проявляются понимание и практические шаги к изучению новых участков недр и месторождений, в том числе и тех, которые относятся к категории длительно окупаемых проектов. Такие сложные задачи берет на себя, прежде всего, крупный недропользователь – ЗАО «Полюс» и др.
Оценивая итоги прошлого года, можно с уверенностью сказать, что несмотря на значительное увеличение масштабов работ, удалось сохранить рациональную технологическую последовательность поисков и обратить основное внимание на изучение объектов и проблем федерального значения. Важно и то, что при проектировании работ каждой стадии центральное место занимала обоснованность задач и их логическая завершенность. С одной стороны, это способствовало концентрации средств на одном объекте в среднем с 9,8 до 12,6 млн. руб., а, с другой – обеспечило более высокую достоверность реализуемых прогнозных ресурсов и рекомендаций по их дальнейшему движению к приростам запасов.
При выполнении работ 2005 г. при трехкратном увеличении средств ФБ приоритетность решения задач выглядела следующим образом.
Структура затрат по видам полезных ископаемых отвечает задачам ДГП и сложившейся конъюнктуре участков недр на рынке лицензирования. К приоритетным отнесены высоколиквидные (золото, серебро, платиноиды, алмазы, медь) и остродефицитные (хромовые, марганцевые руды, урановое сырье, некоторые виды неметаллов) виды сырья. На уровне необходимого финансирования остаются работы на редкие металлы, большинство неметаллов и уголь.
В направлении работ также заметную роль (около 20%) играли исследования опережающего геохимического, геофизического (масштаб 1:200000 – 1:50000) и производственно-тематического характера, способствующие более обоснованному и рациональному размещению в перспективных районах объектов прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работ.
Кратко основные результаты поисковых работ сводятся к следующему.
Выделена новая перспективная Северо-Алтайская золоторудная зона, в корне меняющая традиционные представления о полиметаллической специализации этого региона, что существенно повышает его общую ценность и инвестиционную привлекательность. Продолжены работы по обоснованию Восточно-Забайкальской сурьяноворудной провинции, потенциал которой соответствует единственному разрабатываемому в России, Сарылахскому рудному району в Якутии. Получены новые объекты с урансодержащими рудами в Иркутской области, что позволило по-новому оценить стратегическую роль Северо-Прибайкальского урановорудного района. В Яно-Колымской золоторудной провинции решается проблема возможной переоценки с новых позиций золоторудных минерализованных зон с низкими содержаниями. Первопроходцем здесь является ЗАО «Полюс» на Наталкинском месторождении.
В программу ГРР на 2006 г. дополнительно к переходящим проектам дополнительно включено по рекомендации конкурсной комиссии еще 45 перспективных объектов на медь в Башкирии, никель на Северном Тиммане, олово в Восточной Якутии, свинец и цинк на Алтае, золоту на Кавказе, Урале, Енисейском кряже, Восточном Саяне и др. районах. Затраты Федерального бюджета предполагается увеличить еще в 1,5 раза.
Дальнейшая концентрация поисковых и оценочных работ несомненно должна повысить эффективность использования инвестиций Федерального бюджета и воспроизводство МСБ России.
Иллюстрации к докладу