Слайд 1
Уважаемые коллеги!
Работы общегеологического и специального назначения проводились в 2005 году в соответствии с подпрограммой «Минерально-сырьевые ресурсы» ФЦП «Экология и природные ресурсы России».
Слайд 2
Целью работ общегеологического и специального назначения является получение базовой геологической информации о строении и динамике развития недр, а их результаты используются по трем главным направлениям:
1. В первую очередь, в качестве геологической основы поисковых и разведочных работ на нефть, газ, подземные воды и твердые полезные ископаемые.
2. Для прогнозирования и предотвращения опасных геологических явлений, возникающих как по естественным причинам, так и в связи с хозяйственной деятельностью человека.
3. Для удовлетворения потребностей в геологической информации других отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, военное дело, иные отрасли), а также государственных и муниципальных органов управления.
Слайд 3
В 2005 году работы выполнялись по 170 объектам, 25 из них завершены окончательными отчетами. В размещении государственного заказа участвовали 34 региональных и территориальных агентства по недропользованию, 51 объект размещен в центральном аппарате Роснедра. Работы выполнялись 75 предприятиями и организациями, в том числе 11 государственными унитарными предприятиями, подведомственными Роснедра.
Основные направления региональных работ в 2005 году и объемы их финансирования представлены на слайде. Совокупный годовой объем финансирования составил 2 млрд. 326 млн. рублей или 21,5% всех расходов федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В том числе 357 млн. рублей было направлено на морские работы. Хочу отметить, что работы на акваториях проводились в рамках практически всех показанных на рисунке основных направлений региональных работ. Средства недропользователей на региональные работы не выделялись. В целом все физические и финансово-экономические показатели, предусмотренные планами 2005 года, выполнены.
В своем выступлении я хотел бы остановиться на собственно геологических, общественно-значимых и финансово-экономических результатах региональных работ и оценке их эффективности.
Слайд 4
На исследования, непосредственно ориентированные на воспроизводство минерально-сырьевой базы страны было направлено около 2 млрд. рублей, или 84,6% финансовых средств, выделенных на работы по региональному направлению. Для решения задач воспроизводства минерально-сырьевой базы проводились различные виды региональных геологических исследований в разных регионах нашей страны. В результате были получены важные геологические результаты. Выявлены и обоснованы несколько десятков перспективных минерагенических объектов разного ранга, по которым проводилась оценка прогнозных ресурсов золота, алмазов, платины, серебра, и других полезных ископаемых. Географическое распределение перспективных площадей и участков можно видеть на этой схематической карте. Составлены паспорта учета таких площадей, которые в ближайшее время будут переданы в Управление твердых полезных ископаемых.
Слайд 5
Интересные результаты получены также по геологии углеводородного сырья. В частности, перспективы нефтегазоносности существенно расширены в Предпатомском краевом прогибе. Это удалось сделать в результате проведения здесь глубинных геолого-геофизических исследований на опорном профиле Батолит. Хочу заметить, что этот вид работ позволяет прогнозировать не только нефтегазоносные структуры. Например, профилем 1-ЕВ на Воронежском массиве в 2005 году были обоснованы новые металлогенические зоны цветных, черных и благородных металлов.
Слайд 6
Еще одна перспективная нефтегазоносная структура – вал протяженностью более
Слайд 7
Гидрогеологические исследования артезианских бассейнов проводились в Европейской России, Сибири, на Дальнем Востоке. Выполнены оценка современного состояния и прогноз развития ресурсной базы подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Разные виды гидрогеологических работ позволяют также обосновать площади, перспективные на выявление источников подземных вод, подготовить прогноз изменения их качества в районах с интенсивной техногенной нагрузкой.
Слайд 8
На работы по мониторингу опасных геологических процессов и прогнозу землетрясений было направлено около 360 млн. рублей: из них 60 млн. были выделены на морские работы.
Работы по мониторингу состояния недр в 2005 году выполнялись по 7 объектам в Федеральных округах и 1-му общероссийскому. В результате было оценено состояние геологической среды территории Российской Федерации на пунктах государственной опорной сети и полигонах федерального значения. Бюллетени о состоянии геологической среды выпущены по 89 субъектам Российской Федерации, континентальному шельфу и России в целом. Выявлено более 600 новых участков загрязнения подземных вод. Составлены прогнозы сезонного положения грунтовых вод.
Слайд 9
Работы по прогнозу землетрясений проводились в южных и восточных наиболее сейсмоопасных районах нашей страны. Осуществлялся региональный прогноз развития опасных геологических событий и положения уровня грунтовых вод на 2005-2006 годы. Проводились наблюдения за гидрогеодеформационным и газогидрохимическим полями, была создана глубинная геолого-геофизическая основа долго- и среднесрочного прогноза землетрясений. Анализ этих материалов показал отсутствие признаков крупного сейсмического события, ожидавшегося по прогнозу МЧС, в южных регионах Камчатки в 2005 году. Наблюдения за сейсмичностью этого региона продолжаются в мониторинговом режиме.
Слайд 10
Далее мне хотелось бы коротко остановиться на общественно значимых результатах региональных геологических работ 2005 года.
Здесь, в первую очередь надо сказать об уникальных геологических исследованиях в Арктике, которые позволили подготовить новые достоверные данные, доказывающие континентальную природу зоны сочленения структур поднятия Менделеева с прилегающим шельфом Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Тем самым подготовлены новые весомые аргументы, позволяющие обосновать в ООН внешнюю границу континентального шельфа и прирастить территорию России в этом регионе на 1 миллион 200 тысяч кв.км.
Слайд 11
Второй важный общественно значимый результат касается востребованности геологической информации, в том числе государственной картографической продукции. В прошлом году мы отметили более чем 50% рост спроса на геологическую информацию со стороны самых разных хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных структур. Это к вопросу о том нужны региональные геологические работы народному хозяйству или нет. Хочу подчеркнуть, что спрос на геологическую информацию был зафиксирован не только со стороны поисковиков и разведчиков, но и со стороны других отраслей народного хозяйства.
В связи с этим хочу отметить важность значительного по сравнению с предыдущими годами, прироста региональной геолого-геофизической, геохимической, гидрогеологической изученности территории России, а также изученности территорий развития опасных геологических процессов и участков загрязнения подземных вод.
Слайд 12.
В ходе региональных работ происходит качественный переход информации в знание; помимо фактографических данных формируются также пакеты геологической информации, прежде всего, в цифровом, наиболее удобном для потребителя виде.
В связи с этим мне хотелось бы затронуть проблему стоимости и доступности региональной геологической информации. В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством вся геологическая информация предоставляется потребителям за плату, причем мы уже несколько лет не можем утвердить размер и порядок взимания этой платы. В результате информация оказалась замороженной в геологических фондах. Я убежден, что региональная информация, прежде всего результаты съемок масштабов от миллионного до пятидесятитысячного должны представляться свободно, без ограничений и за символические деньги, покрывающие лишь расходы на копирование.
Слайд 13.
К числу общественно значимых результатов относится также рост активности и результативности международного сотрудничества. В 2005 году был подготовлен ряд технических регламентов, обеспечивающих международную унификацию представления картографических материалов и баз данных сопредельных с Россией территорий. Отечественные геологи принимают активное участие в реализации десятков международных проектов, проведении выставок, конференций, съездов. Тем самым повышается престиж российской геологии на международной арене.
Слайд 14
Ну и, наконец, два слова о финансово-экономических результатах работ 2005 года. Так, совокупный прирост ценности недр, полученный за счет выявленных прогнозных ресурсов в процессе геологических съемок, составил по завершенным в 2005 году объектам более 5 трлн. рублей. Оценка экономической эффективности расходования бюджетных средств с учетом этого результата показала, что отношение прироста ценности недр к затратам на региональные работы составляет 19 рублей на 1 руб. затрат.
Что же касается экономического эффекта от проведения работ, непосредственно не связанных с воспроизводством минерально-сырьевой базы, таких как прогноз землетрясений или делимитация морских пространств в Арктике, то эффект этот носит косвенный характер и подсчитать его невозможно.
Слайд 15
Во второй части доклада разрешите остановиться на планах работ на будущее. В 2005 году завершились работы по ФЦП «Экология и природные ресурсы» и с нынешнего года мы начинаем работать по целевым ведомственным программам. Подготовлены две таких программы:
- «Геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения по региональному геологическому изучению недр суши, континентального шельфа Российской Федерации, Арктики и Антарктике».
- «Мониторинг состояния недр территории Российской Федерации».
Срок действия обеих программ – 3 года. Они скоординированы с «Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России» и переданы в Министерство на утверждение.
Всего по двум целевым программам, включая научные исследования, предусмотрено выполнение работ по 228 объектам, из них 83 новых. Выделенные ассигнования на производство работ по переходящим объектам составляют 3361 млн. рублей. Все объекты прошли апробацию в территориальных агентствах по недропользованию, на ученых советах головных институтов и рекомендованы к постановке НТС Роснедра.
Слайд 16
Первая программа – программа региональных геологических исследований составлена с учетом геологической изученности страны, результатов работ предыдущих лет, ситуации в минерально-сырьевом комплексе страны и приоритетов его развития. География и виды работ, а также структура бюджетных расходов в сравнении с прошлым годом не претерпели существенных изменений. Общий объем финансирования мероприятий по программе составил 2892 млн. рублей. На морские работы направлено 548 млн. рублей.
Слайд 17. Перечень приоритетов
Основными приоритетами региональных работ мы считаем следующие направления.
Формирование фонда перспективных минерагенических объектов. Работы будут проводиться на малоизученных территориях, а также в регионах, где имеются предпосылки наращивания ресурсов, в том числе нетрадиционных видов полезных ископаемых. На каждый выявленный объект будет составляться паспорт и передаваться в профильное управление Роснедра для дальнейшей работы.
Слайд 18. Картограмма работ 2006 года
Обновление картографической продукции в наиболее перспективных регионах страны. Одним из приоритетных регионов является Северный и Полярный Урал вдоль трассы планируемой железной дороги. В рамках работ этого направления будут проводиться полевые геолого-геофизические и геохимические исследования, а также лабораторно-аналитические работы, включая геохронологические и изотопно-геохимические исследования пород, руд и минералов. Это позволит получить действительно новую фактографическую информацию, отвечающую высоким современным требованиям.
Слайд 17. Перечень приоритетов
Приоритетным остается геологическое обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике, а также расширение международного сотрудничества. Хотелось бы отметить также важность внедрения новых принципов, средств и технологий сбора, хранения, обработки и предоставления геолого-геофизических данных в виде цифровых пакетов интегрированной информации.
Слайд 19
Вторая целевая программа – «Мониторинг состояние недр России» реализуется для изучения сейсмоопасных регионов, территорий развития опасных экзогенных геологических процессов и участков загрязнения подземных вод, получения и предоставления потребителям оперативной и достоверной информации о состоянии недр. В рамках программы будут выполняться геолого-геофизические работы по прогнозу землетрясений, мониторинг геологической среды и сопровождающее их информационное обеспечение. География работ, а также структура бюджетных расходов унаследовано развивают соответствующие разделы ФЦП и работы 2005 года. Это регионы Северного Кавказа, Средней Сибири, Дальнего Востока, Камчатки. Всего на реализацию мероприятий программы выделено 469 млн. рублей.
Слайд 20
Финансовые средства, направленные на проведение мониторинга состояния недр, в сравнении с 2005 годом увеличены на 21%. Дополнительные ресурсы выделены на ввод 25 новых пунктов региональных наблюдений за ГГД-полем в Алтае-Саянском, Байкальском и Дальневосточном регионах. Это обусловлено повышенной геодинамической активностью данных территорий и их низкой обеспеченностью наблюдательными скважинами. Мы предусматриваем также усилить работы в Южном и Приволжском Федеральных округах. На этих территориях, отличающихся высокой плотностью населения, отмечается активизация опасных экзогенных геологических процессов, а также увеличение количества участков загрязненных подземных вод.
Слайд 21
Хотелось бы отметить еще одно обстоятельство, отличающее планы работ 2006 года от года прошедшего. В текущем году геологоразведочное производство будут сопровождаться научно-методическими и опытно-конструкторскими исследованиями, которые переданы в Агентство из МПР. Запланировано выполнение работ по 58 объектам в объеме 400 млн. рублей. Мы рассчитываем, что сопровождение производственных работ научными тематиками позволит более тесно взаимодействовать научным и производственным организациям, что в конечном итоге, приведет к повышению эффективности и результативности геологических исследований.
Слайд 22
Решение поставленных задач потребует немалых усилий со стороны, как заказчиков, так и исполнителей работ. В том числе, хотелось бы решить ряд проблем, которые уже перешли в разряд хронических.
- Это недостаточная численность аппарата и низкая зарплата работников территориальных органов Агентства что, несомненно, приводит к снижению оперативности и качества выполняемых работ.
- Архаичные сметные нормы, по которым рассчитывается стоимость работ по государственному заказу. Сегодня госзаказ неконкурентоспособен в сравнении с аналогичными исследованиями, выполняемыми по заказам коммерческих структур.
- Полное отсутствие нормативно-правовых документов, направленных на привлечение инвестиций в работы ранних стадий геологоразведочного процесса.
- Отсутствие регламента, формата и механизма передачи в государственные фонды геологической информации, полученной недропользователями за собственные средства.
- Неоправданно затрудненный доступ к региональной геологической информации.
- Проблемы с тиражированием методической, справочной, научной и картаграфической продукции, которую мы, оказывается, не имеем права издавать за бюджетные деньги.
- И, самое главное, непривлекательность отрасли для молодых амбициозных специалистов со всеми вытекающими негативными последствиями.
Слайд 23. Заключительный
Геологи Федерального Агентства понимают реальное состояние дел, стоящие перед ними задачи и смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Хочу заверить Коллегию в безусловном выполнении поставленных на 2006 год задач.