Роль и место минерально-сырьевого комплекса в социально-экономическом развитии регионов России по недропользованию
Минерально-сырьевые ресурсы представляют собой важнейший бюджетообразующий и капиталоемкий актив национального богатства России. Добыча, переработка, использование и экспорт сырьевых ресурсов — это не только первооснова сегодняшнего относительного благополучия страны, но и тот шанс, отпущенный нам природой, благодаря которому Россия может за исторически короткий срок не только существенно повысить благосостояние своих граждан, но и создать условия для поступательного развития страны в будущем.
В недрах России сосредоточено 30 % мировых запасов природного газа, 50 % алмазов, 25 % запасов никеля, 17 % олова, почти 10 % запасов нефти. На территории страны обнаружены залежи практически всех известных человечеству полезных ископаемых. Соответственно Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции МСК. В
Минерально-сырьевые ресурсы в экономике современной России представляют собой:
более 50 % доходной части федерального бюджета;
более 70 % экспорта и валютной выручки страны;
100 % стабилизационного фонда России;
почти 50—60 % промышленной продукции, выпускаемой предприятиями минерально-сырьевого комплекса;
основа внутреннего регионального продукта зауральских регионов и бюджетов всех регионов-доноров;
основа социальной стабильности в Сибири и на Дальнем Востоке России;
возможность реализации крупных национальных мегапроектов, таких как восточный нефтепровод, Балтийская трубопроводная система, транспортный коридор вдоль Урала; наконец, это механизм политического влияния, весомый аргумент на переговорах как с Западом, так и с Востоком.
Добыча и переработка сырья тянет за собой, как локомотив, еще и десятки смежных отраслей промышленности, например, горношахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования.
Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч специалистов.
Заметим, что в МСК занято всего лишь 2,2 % трудоспособного населения страны, получающего всего 4,9 % от общей оплаты труда. При этом государственные вложения в поддержание и развитие минерально-сырьевой базы составляют не более 0,2 % от расходной части федерального бюджета. Производительность труда по объему выпускаемой продукции в денежном выражении в МСК в 6 раз выше, чем в других отраслях промышленности. Работающие в сфере добычи полезных ископаемых производят 11,4 % от общероссийского объема промышленной продукции.
Добыча и переработка полезных ископаемых составляют основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. Во многих регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75 % рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, регионах Кузбасса, Норильского промышленного узла, части субъектов Федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Средняя по России доля доходов работников, занятых в добывающем секторе, равна 4,9 %. При этом в Уральском округе эта доля составляет 14,2, в Дальневосточном - 6, в Сибирском - 5,5, в Южном - 2,6, а в Центральном округе — всего 0,94 % от общих доходов (зарплаты) по округу.
Удельный вес добывающей промышленности в формировании внутреннего регионального продукта России в целом составляет 5,5 %. В то же время удельный вес добычи по Уральскому округу равен 25 %, что почти в 5 раз больше среднероссийского.
Как известно, добывающая промышленность является наиболее инвестиционно привлекательной. В нее направляется 16,8 % от общего объема прямых инвестиций в России. В Уральском федеральном округе доля инвестиций приблизилась к половине (48,7 %), в Сибирском и Дальневосточном — соответственно 20,7 и 19,4 %.
Тем не менее, существуют отдельные проблемы в развитии и использовании минерально-сырьевой базы. К ним относятся, во-первых, неполная компенсация добычи приростом запасов и, во-вторых, сокращение поискового задела. В нераспределенном фонде в основном остались более сложные для эксплуатации и менее инвестиционно привлекательные запасы, малоинтересные для недропользователей. Важно и то, что крупные месторождения полезных ископаемых, которые составляют значительная часть экспорта и внутреннего потребления, находятся на стадии падающей добычи.
Иссякают активные и рентабельные запасы полезных ископаемых: россыпных месторождений золота и платины на Урале, нефти и газа Волго-
Уральского и Западно-Сибирского регионов. Так, выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет: Волго-Уральском регионе - 50-70, в Западной Сибири - свыше 45 %. Ухудшились горнотехнические условия отработки месторождений, снижаются средние содержания металлов, дебиты нефти в 80-е годы упали с 26 до 6-7 т/сут.
Кроме того, недостаточно эффективно использование эксплуатируемой МСБ. Крайне низким остается уровень освоенности месторождений отдельных видов полезных ископаемых, которые Россия импортирует в значительном объеме: марганцевые руды, титан, хром, ниобий, цирконий.
До
За период с 1990 по
Существенное влияние на текущее состояние МСБ оказывает монополизация отрасли. К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной - двух компаниях, что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании. Основная добыча более чем по 10 видам полезных ископаемых в стране, в том числе газу, никелю, платиноидам, осуществляется только одним предприятием. Девять предприятий добывают 82 % всей нефти, на долю двух компаний приходится добыча 100 % алмазов. Надо понимать, что монополизация добычи приводит к монополизации экономики «добывающих» регионов со всеми вытекающими социально -экономическими последствиями.
Относительно благоприятной можно назвать сложившуюся конкурентную среду в добыче угля и золота.
Важнейшей характеристикой МСБ является извлекаемая ценность минерально-сырьевого потенциала недр, степень его разведанности и освоенности: укрупненные расчеты богатства недр; извлекаемая ценность минерально-сырьевого потенциала недр с учетом разведанных запасов и апробированных в Роснедра прогнозных ресурсов; национального богатства недр, учитывающего стоящие на балансе запасы полезных ископаемых; востребованного национального богатства недр, в котором учтены находящиеся в освоении и разработке минерально-сырьевые объекты.
Все расчеты выполнены исходя из прогноза на 25-летний период внутреннего потребления и экспорта минерального сырья. Хочу отметить, что востребованное национальное богатство недр составляет менее половины от общего национального богатства недр.
Президент Российской Федерации в прошедшем году уделил большое внимание вопросам развития минерально-сырьевого комплекс государства. Его посещение Челябинской, Магаданской и Омской областей придало новый импульс разработке и реализации инфраструктурных и минерально-
сырьевых мегапроектов: Балтийская нефтепроводная система, строительство нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан, строительство железной дороги вдоль Урала.
Остановимся на основных задачах, которые предстоит решать в ближайшее время совместными усилиями Роснедра, его региональных и территориальных подразделений, органов власти субъектов Федерации, а также компаниями-недропользователями.
Основной целью нашей деятельности является обеспечение устойчивого развития экономики страны за счет сбалансированного воспроизводства и использования МСБ.
В соответствии с этим первая задача заключается в обеспечении как минимум простого воспроизводства полезных ископаемых, когда уровень добычи будет равен тому количеству минерального сырья, которое будет поставлено на баланс.
Во-вторых, ставится задача удовлетворить потребности базовых отраслей экономики страны в минеральном сырье.
Третья задача - сохранение стабильности бюджета и увеличение валютных поступлений за счет экспорта сырьевой продукции.
Четвертая задача связана с совершенствованием механизмом лицензирования. На сегодня практикуется лицензирование отдельных объектов. Представляется целесообразным переход на лицензирование промышленно-сырьевых узлов и геолого-экономических районов, включающих месторождения разных полезных ископаемых. Это повысит рентабельность освоения и комплексность их вовлечения в хозяйственный оборот.
Важный вопрос: Куда и на какие цели будут направлены основные усилия геологов, а также средства федерального бюджета в ближайшие 15 лет? За 15 лет действия долгосрочной программы всего в российскую геологоразведку предстоит вложить 255 млрд руб.
Чтобы понять, много это или мало, сравним показатели финансирования геологоразведочных работ в России и других развитых странах.
Так, в Канаде, Австралии, США, Бразилии, ЮАР и других странах правительства тратят на геологоразведочные работы всех стадий 5-8 % от стоимости произведенной продукции. В России при объеме производства минерального сырья около 4,5 трлн руб. затраты госбюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют всего лишь около 0,2 %.
На каждый вложенный государством в геологию рубль приходится 10 рублей привлеченных инвестиций. Таким образом, вместе со средствами недропользователей всего геология страны за 15 лет получит 2,3 трлн руб.
Что же даст вложение этих триллионов рублей в геологоразведочные работы?
Сейчас на государственном балансе находятся десятки месторождений, в первую очередь цветных и благородных металлов, которые на первый взгляд являются малопривлекательными для инвесторов в силу низкого качества запасов, большой глубины их залегания или труднодоступности. Однако в случае проведения доразведки и выделения более детально изученных запасов на меньших территориях эти месторождения смогут представить серьезный интерес для инвесторов.
Теперь о том, на поиски каких полезных ископаемых будут направлены средства.
Естественно, при их выборе в первую очередь учитывались наличие перспективных площадей и экономическая целесообразность добычи того или иного минерального сырья. Более 70 % средств будет направлено на воспроизводство углеводородного сырья, примерно 15 % - на благородные металлы, остальное — на другие виды полезных ископаемых.
Следует подчеркнуть, что востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых зависит от наличия инфраструктуры. Вопрос ее развития нами не рассматривается. Тем не менее, необходимо отметить, что зачастую выявленные месторождения влекут за собой строительство новой инфраструктуры, обустройство огромных территорий.
При этом целесообразно использовать механизмы и формы государственно-частного партнерства, предусматривающего консолидацию средств государственного бюджета и частного капитала.
Организационной основой решения этих задач является утвержденная Министерством природных ресурсов Российской Федерации в
Срок реализации программы - 2005-2010 гг. и до
Влияние минерально-сырьевого сектора на современное социально-экономическое положение регионов России очевидно, поэтому повышение эффективности государственного регулирования и планирования в этой сфере экономики особенно актуально.
Выделим основные ожидаемые социально-экономические эффекты от реализации настоящей программы. Прямые поступления в бюджет достигнут 1,8 трлн руб., количество занятых в добыче возрастет до 250-300 тыс. человек, внедрение инноваций обеспечит экономию средств в объеме 60— 70 млрд руб.
Исполнение данной программы требует постоянного мониторинга за состоянием МСБ с учетом складывающейся конъюнктуры внутреннего и мирового рынка производства и потребления минерального сырья. Обязательно должны учитываться программы социально —экономического развития регионов, в которые наверняка будут вноситься соответствующие коррективы, связанные с изменением ситуации в МСК.
Намеченное Министерством природных ресурсов и Роснедра развитие МСК должно стать составной частью разрабатываемой генеральной схемы размещения производительных сил страны.