* По материалам доклада на заседании Правительства РФ 11.11.2004 г.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации разработало проект “Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года” (далее – Программа).Этот документ подготовлен в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации в апреле 2003 г. “Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования”.
Необходимость принятия Программы вызвана тем, что в стране сегодня отсутствует долгосрочная стратегия развития минерально-сырьевого комплекса (МСК). Единственным документом, регламентирующим вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), является соответствующая подпрограмма ФЦП “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)”. Однако, учитывая длительность цикла от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений, а также понимая необходимость конкретизации мероприятий, рамки регулирования в этой сфере должны быть расширены до 2020 г.
В недрах России сосредоточены 30 % мировых запасов природного газа, 50 % алмазов, 25 % запасов никеля, 17 % олова, почти 10 % запасов нефти. На территории страны обнаружены залежи практически всех известных человечеству полезных ископаемых. Соответственно Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции МСК. В 2004 г. объем производства в этом секторе экономики составит 150 млрд дол.
В 2003 г. доходы федерального бюджета составили 2,6 трлн р. При этом более 1,4 трлн р. пришлось на поступления от МСК, включая таможенные пошлины, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности, доходы от реализации полезных ископаемых, исключительное право на реализацию которых принадлежит государству.
Необходимо отметить, что 70 % российского экспорта приходится на МСК. В структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77 %, остальное занимают твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.
Добыча сырья тянет за собой, как локомотив, еще и десятки смежных отраслей промышленности – например, горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч специалистов.
Хорошо это или плохо, но экономика страны в большой мере зависит от недропользования. Очевидно, быстро эта ситуации не изменится.
Говоря о распределении НДПИ по субъектам Российской Федерации (рис. 1),
следует отметить, что практически все регионы России так или иначе связаны с добычей полезных ископаемых. В то же время более 70 % НДПИ собирается в трех субъектах федерации – Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО и Республике Татарстан.
Добыча и переработка полезных ископаемых составляют основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В окраинных регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75 % рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, регионах Кузбасса, Норильского промышленного узла, части субъектов Федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Итак, значение бесперебойной работы предприятий МСК для экономики и социальной сферы страны очевидно. Но важным также является ответ на вопрос о том, насколько устойчиво сегодняшнее положение, когда не только устойчиво исполняется доходная часть бюджета, но и достигается его профицит.
К сожалению, к настоящему времени накоплено достаточное число проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить кажущуюся благополучной ситуацию. К основным проблемам относятся, во-первых, неполная компенсация добычи приростом запасов и, во-вторых, сокращение поискового задела.
Необходимо также отметить, что инвестиционная привлекательность добычи зависит от целого ряда показателей, например удаленности от инфраструктуры, качества и количества сырья, глубины его залегания и т.д. В нераспределенном фонде в основном остались более сложные для эксплуатации и менее инвестиционно привлекательные запасы, которые малоинтересны для недропользователей.
Важно также то, что крупные месторождения полезных ископаемых, на которые приходится значительная часть экспорта и внутреннего потребления, находятся на стадии падающей добычи.
Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпных месторождений золота и платины на Урале. Так, выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе 70-80 %, в регионах Урало-Поволжья – 50-70 %, в Западной Сибири – свыше 45 %. Ухудшились горно-технические условия отработки месторождений, снижаются средние содержания металлов, дебиты нефти упали с 26 т/сут в 80-х гг. до 8-10 т/сут к концу 2001 г.
Кроме того, использование даже существующей МСБ неэффективно. По-прежнему крайне низким остается уровень освоенности месторождений отдельных видов полезных ископаемых, которые Россия импортирует в значительном объеме. Эта проблема касается таких ископаемых, как марганцевые руды, титан, хром, ниобий, цирконий. У государства так и не появились средства для проведения доразведки месторождений этих полезных ископаемых и введения их в промышленный оборот.
Есть еще ряд проблем в недропользовании, которые также отрицательно влияют на состояние МСБ страны.
В первую очередь – это падение коэффициента извлечения нефти. Если в конце 80-х гг. он составлял 50 %, то сегодня по экспертным оценкам не превышает 30 %. С одной стороны, это вызвано старением крупных месторождений, ухудшением качества запасов. Однако налицо и другая причина – ослабление государственного контроля над рациональным использованием недр.
Следует оговориться, что данная Программа не снимет все поставленные вопросы, но, по сути дела, работа над решением этих проблем уже началась в новой редакции Закона РФ “О недрах”.
Теперь о наиболее острых проблемах.
До 1992 г. объемы воспроизводства нефти и газа превышали добычу этих полезных ископаемых. Практически именно за счет советских вложений в геологию был создан задел для развития экономики сегодняшней России. В период с 1990 по 1995 г. произошло резкое падение объемов воспроизводства, вызванное снижением объемов геолого-разведочных работ.
Фактически с конца 80-х гг. наблюдаются лавинообразное падение объемов поисково-разведочного бурения, сейсморазведочных работ и соответственно резкий спад прироста запасов.
За период с 1990 по 1996 г. мы “потеряли” не только запасы полезных ископаемых, но и тысячи специалистов. Фактически были остановлены десятки геолого-разведочных экспедиций, предприятий, производивших оборудования для нужд отрасли.
Поэтому действительно государственной задачей являются восстановление утраченных ресурсов, подготовка новых кадров, размещение заказов на производство современного оборудования.
На рис. 2 представлены диаграммы, характеризующие долю распределенного фонда недр и время исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов.
Как видно, свыше 90 % запасов нефти, никеля, алмазов, более 80 % газа, более 70 % золота и платиноидов находится в распределенном фонде.
Приближаются сроки полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных полезных ископаемых. Рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут в 2011 г., нефти, урана, меди, коренного золота – в 2015 г.
Приведенные сроки исчерпания запасов на первый взгляд не вызывают большого беспокойства, так как мы отдалены от них на 10-15 лет.
В то же время специфика геологической подготовки месторождения такова, что, если продолжится пауза в воспроизводстве минерального сырья, впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся быстро решить проблему дефицита полезных ископаемых.
Говоря о поисковом заделе, необходимо отметить, что по статистике только 30 % прогнозных ресурсов при дальнейшем изучении становятся запасами. Таким образом, для поддержания простого воспроизводства, когда уровень добычи будет равен уровню ввода в эксплуатацию новых месторождений, необходимо, чтобы на каждую единицу запасов приходились 3 единицы ресурсов.
Существенное влияние на текущее состояние МСБ оказывает и монополизация отрасли (рис. 3).
К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух компаниях, что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании. Основная добыча по более чем 10 видам полезных ископаемых в стране, в том числе газу, никелю, платиноидам, осуществляется только одним предприятием. 9 предприятий добывают 82 % всей нефти, на долю двух компаний приходится добыча 100 % алмазов, менее 10 компаний контролируют 100 % добычи нефти.
Относительно благоприятной ситуацию можно назвать лишь в отношении угля и россыпного золота.
Очевидно, когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны и при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, геолого-разведочные работы не приходится.
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого развития экономики страны за счет сбалансированного воспроизводства и использования МСБ.
Соответственно первая задача реализации Программы – обеспечить простое воспроизводство полезных ископаемых, когда уровень добычи будет равен тому количеству минерального сырья, которое будет поставлено на баланс.
Во-вторых, ставится задача удовлетворить потребности базовых отраслей экономики страны в минеральном сырье.
Третья задача – сохранение стабильности бюджета и увеличение валютных поступлений за счет экспорта сырьевой продукции.
В основу Программы были заложены оценка состояния МСБ, показатели динамики использования и воспроизводства полезных ископаемых, прогнозы внутреннего потребления, а также объемы предполагаемого экспорта с учетом роста ВВП. Прогноз основан на материалах среднесрочных прогнозов МПР России, Минпромнауки России, РАН. Учтены результаты аналогичных работ Геологической службы и Министерства энергетики США, а также международных проектов, инициированных Всемирным банком развития и Европейской комиссией.
За основу при расчетах были приняты скорректированные показатели “Энергетической стратегии России на период до 2020 года” в части темпов добычи, объема экспорта, а также внутреннего потребления энергоносителей.
При разработке Программы учитывался баланс потребления и воспроизводства 37 видов минерального сырья в срок до 2025 г. Эти виды сырья являются основными, востребованными на внутреннем рынке и занимающими более 99 % в структуре всего сырьевого экспорта.
Для того чтобы понять необходимость своевременного рассмотрения Программы, коротко остановимся на характеристике этапов геолого-разведочных работ.
Весь геологический цикл, от обнаружения перспективных площадей и открытия месторождений с приростом запасов до освоения месторождений, можно разделить на четыре этапа, при этом общая длительность работ может колебаться от 15 до 30 лет. Именно через столько лет мы получим эффект от вложения средств в виде поступления на рынок новой нефти или других полезных ископаемых.
Любой из этапов приращения МСБ, начиная от геологического изучения территорий, отработки поисковых маршрутов (“исхаживания”) вплоть до ввода месторождения в промышленную эксплуатацию, может затягиваться на десятилетия. Каждый из четырех основных этапов сопряжен со значительными рисками. Необходимо понимать, что и сам процесс геолого-разведочных работ является вероятностным – можно открыть новое Ковыктинское месторождение, а можно полностью разочароваться в перспективах территории на самом последнем этапе изучения.
Для понимания длительности всего геологического процесса можно привести пример известного Удоканского медного месторождения, которое выставляется на аукцион в 2005 г. Первый подсчет запасов на этом месторождении был проведен в 1953 г., и только спустя 50 лет оно стало полноценным рыночным объектом.
Первый этап геолого-разведочных работ – опережающие работы, включающие в себя дистанционное зондирование территории, аэрогеофизические съемки, параметрическое бурение, “исхаживание”, сейсморазведочные работы. Эти мероприятия в объеме общих затрат на геолого-разведочные работы составляют не более 5 %. Этап является наиболее рискованным с точки зрения получения положительного эффекта и во всех странах мира финансируется за счет государственного бюджета.
В результате реализации работ данного этапа определяются перспективные площади для проведения дальнейших поисков.
Второй этап – поиск конкретных месторождений. Комплекс работ включает в себя проходку “легких” горных выработок (шурфы, канавы), поисковое бурение, геохимические съемки, сейсморазведочные работы на нефть и газ.
В зависимости от степени инвестиционной привлекательности соответствующей провинции эти работы могут осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет недропользователей. Сегодня в России подавляющие объемы этих работ выполняют негосударственные компании.
На выходе определяются ресурсы и резервы для их оценки и разведки, после чего принимается решение о передаче участка в эксплуатацию.
Третий этап – оценка и разведка месторождений. Конечная цель этой части работ – прирост запасов и передача месторождения в промышленное освоение. Все виды работ, в том числе и подземные горные работы, бурение скважин, геофизические методы исследования, недропользователь выполняет за свой счет.
На выходе инвестор просчитывает предполагаемые затраты и принимает решение об инвестиционной привлекательности проекта
Четвертый этап – собственно подготовка месторождения к эксплуатации и вывод его на промышленную добычу. Он включает в себя не только разработку ТЭО и утверждение проектов разработки месторождений, но и создание добычной инфраструктуры. В полной мере задействуется машиностроительная промышленность. Естественно, что финансирование также осуществляется недропользователем.
Этот этап, казалось бы, самый простой, однако, например, если брать в расчет Штокмановское или Приразломное месторождения углеводородов, и он может затянуться почти на 20 лет.
Именно в результате растянутости работ во времени мы не можем эффективно действовать в рамках федеральной целевой программы (ФЦП), рассчитанной всего лишь до 2010 г. Необходимо ликвидировать фактически 10-летнее отставание в геологических работах, которое было допущено в 90-х гг.
Важный вопрос – куда и на какие цели будут направлены основные усилия геологов, а также средства федерального бюджета.
Разработанная Программа включает в себя пообъектное распределение средств до 2010 г. в рамках существующей ФЦП, а с 2010 г.– определение приоритетных территорий для геолого-разведочной деятельности.
Программа предусматривает, в частности, проведение за счет федеральных средств дистанционных космоаэрогеофизических исследований, наземных геолого-геофизических работ, включая сейсморазведку 2D и 3D, геохимических работ, параметрического бурения на нефть и газ.
По каждой из задач в Программе указаны конкретные пути решения – определены объекты для вложения средств, территории, куда они будут направлены, необходимые научные разработки.
В Программе выделены приоритетные субъекты Российской Федерации по изучению и воспроизводству МСБ (рис. 4, 5), которые выбирались исходя из перспективности конкретных бассейнов и провинций на наличие ликвидных полезных ископаемых. При выборе территорий в расчет брались наиболее перспективные нефтегазоносные и металлогенические зоны Российской Федерации.
По нефти и газу – это Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Тимано-Печорский бассейн, шельф.
По урану – Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
По золоту приоритетными регионами являются те же территории плюс некоторые субъекты Федерации Южного федерального округа.
По алмазам основные надежды связываются с Северо-Западом России и Восточной Сибирью.
Но реализация всех программных мероприятий невозможна без научно-технического перевооружения профильных институтов и исследовательских центров страны.
Например, более качественная оценка месторождений, находящихся в нераспределенном фонде, внедрение новых поисковых методов на изученных территориях или другие инновации невозможны без возрождения российской геологической науки.
В советское время наша геологическая школа считалось одной из самых сильных в мире. Поэтому российские специалисты и сегодня востребованы в любой добывающей или поисковой компании.
Однако мир не стоит на месте, в геологоразведке появляются новые технологии, позволяющие более детально изучать перспективные районы. Новые методы изучения полезных ископаемых дают возможность выбора схемы добычи, позволяющей вести разработку даже низкорентабельных месторождений.
В Программе предусмотрены средства на научно-методическое опережение и обеспечение всех программных мероприятий.
Сколько стоит предлагаемая МПР России Программа?
Сегодня финансирование всех геологических мероприятий происходит в рамках ФЦП “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)”.
На 2005 г. в этой ФЦП выделено 11,1 млрд р. При этом собственно на воспроизводство МСБ отпущено 7,7 млрд р., что более чем в 2 раза отличается от уровня, достигнутого в 1985 г. Остальная часть средств (3,4 млрд р.) будет направлена на создание геологических основ природо- и недропользования, мониторинг геологической среды, прогноз землетрясений, обеспечение работы уникальных скважин и решение других долгосрочных задач.
К рассмотрению предлагается два варианта финансирования долгосрочной программы (рис. 6, 7, 8).
Первый вариант – “инерционный”, рассчитанный до 2010 г. в рамках текущего финансирования ФЦП. Соответственно он разбивается на два этапа: первый – до 2010 г., когда объем ежегодного финансирования восстановления МСБ должен быть доведен до 10,7 млрд р., и второй – на 2010-2020 гг., где предлагается предусмотреть увеличение ежегодного финансирования и доведение его до отметки в 12,7 млрд р.
При этом было необходимо выполнить распоряжение Правительства РФ и подготовить данный вариант, основываясь на объемах финансирования, предусмотренных действующей ФЦП. В то же время надо отметить, что исходя из “инерционного” варианта МПР России не сможет решить задачи, поставленные перед ведомством Президентом и Правительством РФ. Прежде всего не решается проблема полной компенсации добычи приростом полезных ископаемых. Трудно также говорить и о доразведке нефтяных и газовых месторождений на российском шельфе.
Второй вариант – “перспективный”. Для его реализации необходимо в срок до 2010 г. довести ежегодное финансирование геолого-разведочных работ до 16,5 млрд р., а к 2020 г. – до 20,5 млрд р. В случае реализации этого варианта предполагается достижение равновесия между добычей и приростом полезных ископаемых.
Для того чтобы понять, много это или мало, сравним показатели финансирования геолого-разведочных работ в России и других развитых странах.
Так, в Канаде, Австралии, США, Бразилии, ЮАР и других странах правительства тратят на геолого-разведочные работы всех стадий 5-8 % от стоимости произведенной продукции. В России объем производства минерального сырья в 2003 г. составил 150 млрд дол., а затраты госбюджета на восстановление МСБ – всего лишь 0,2 %.
В случае принятия “инерционного” варианта, финансирование геолого-разведочных работ останется практически в том же объеме с перспективой его увеличения до 0,4 %. “Перспективный” этап обойдется бюджету всего лишь в 0,6-0,7 % от текущего объема производства МСК. Фактически, к 2010 г. объем финансирования по данному варианту может быть доведен до 5 % от собираемого НДПИ и в таком размере сохранится вплоть до 2020 г.
За 15 лет действия Программы всего в российскую геологоразведку предстоит вложить по “инерционному” варианту 176 млрд р., по “перспективному” – 255 млрд р.
При этом на каждый вложенный государством в геологию рубль приходится 10 р. привлеченных инвестиций.
Таким образом, вместе со средствами недропользователей всего геология страны за 15 лет в случае реализации первого варианта получит 1,6 трлн р. инвестиций, по второму – 2,3 трлн р.
В случае реализации “перспективного” варианта только к 2020 г. можно будет достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия тратила на воспроизводство МСБ в начале 80-х гг. В “инерционном” варианте этот уровень практически недостижим.
При этом видно, что вложения недропользователей составят львиную долю в общих затратах на воспроизводство МСБ.
Затраты собственно федерального бюджета на реализацию программных мероприятий выглядят следующим образом.
При реализации первого варианта 56 % средств будет направлено на работы поисковые и поисково-оценочные, еще 38 % – на опережающие прогнозно-минерагенические работы.
При реализации “перспективного” варианта собственно на оценку и разведку месторождений можно будет направить не менее 40 млрд р.
Что это даст? Сейчас на государственном балансе находятся десятки месторождений, в первую очередь цветных и благородных металлов, которые на первый взгляд являются малопривлекательными для инвесторов в силу низкого качества запасов, значительной глубины их залегания или труднодоступности. Однако в случае проведения доразведки и выделения более детально изученных запасов на меньших территориях эти месторождения смогут представить серьезный интерес для инвесторов.
Теперь о том, на поиски каких полезных ископаемых будут направлены средства.
Естественно, при их выборе в первую очередь учитывались наличие перспективных площадей и экономическая целесообразность добычи того или иного минерального сырья. Более 70 % средств будет направлено на воспроизводство углеводородного сырья, примерно 15 % – на благородные металлы, остальное – на другие виды полезных ископаемых.
При этом на разведку шельфа будет направлено 20 % средств, в Сибирский федеральный округ (т.е. в освоение Восточной Сибири) – 34 %, в Уральский – 18 %; значительные инвестиции также предусмотрены для Дальневосточного и Северо-Западного округов.
Следует подчеркнуть, что востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых зависит от наличия инфраструктуры. Вопрос ее развития не рассматривается в контексте представленной Программы. Тем не менее необходимо отметить, что зачастую выявленные месторождения влекут за собой строительство новой ин- фраструктуры, обустройство огромных территорий.
В случае реализации “инерционного” варианта по таким важнейшим полезным ископаемым, как нефть, никель, платина, цинк, нельзя будет удержать текущий уровень запасов. Ожидать увеличения запасов можно лишь по апатитам, коренному золоту, калийным солям, алмазам и урану.
“Перспективный” вариант соответственно позволяет к 2020 г. выйти на уровень запасов 2003 г.
На примере таких полезных ископаемых, как нефть, золото россыпное и коренное, видно, что без вложения средств в геологоразведку запасов стратегических полезных ископаемых (рис. 9, 10) к 2020 г. практически не останется. Более благоприятна лишь ситуация с газом, остаточные запасы которого на данный момент весьма существенны. В случае реализации “перспективного“ варианта по всем полезным ископаемым можно будет удержать и даже улучшить текущую обеспеченность.
Какие результаты будут получены в ходе реализации всех мероприятий Программы?
Собственно предусмотренные в Программе геолого-разведочные работы обеспечивают прирост ценности недр России, эквивалентный 152 трлн р. при эффективности геолого-разведочных работ в 70-100 р. на 1 р. затрат, а также рост эффективности привлечения внебюджетных источников (10 р. на 1 р. вложений из федерального бюджета).
Однако даже это не главное.
Во-первых, в результате реализации Программы будет создана надежная база для устойчивого развития Российской Федерации.
Во-вторых, обеспечивается стабильность бюджетных поступлений от добычи и реализации минерального сырья.
В-третьих, вложенные в геолого-разведочную деятельность средства будут способствовать созданию новых рабочих мест в труднодоступных регионах страны и новых перерабатывающих мощностей, развитию машиностроения, созданию новых технологий. Федеральное финансирование разведочных и добычных работ, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволят создать 250-300 тыс. новых рабочих мест.
Реализация планируемых работ позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста запасов полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и в конечном счете повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов.
Главное же состоит в том, что, реализация Программы позволит уйти от ситуации “проедания” запасов, накопленных в советское время, и создать устойчивую базу для экономического развития страны и обеспечения достойной жизни будущих поколений.