05 апреля 2013

Доклад Руководителя Роснедр Александра Павловича Попова на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию

Уважаемые коллеги!

Традиционно накануне нашего профессионального праздника, проводится ежегодная коллегия федерального агентства по недропользованию. Впервые участвуя в данной коллегии, хотелось бы не только сделать формальный доклад о результатах прошедшего года и планах на год нынешний, но и сформулировать видение имеющихся в отрасли проблем и стоящих перед ней долгосрочных задач.

Начну с результатов. Финансирование геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета в прошлом году выросло по сравнению с предыдущим годом на 31% и составило 27 с небольшим миллиардов рублей.

Структура затрат по направлениям геологоразведочных работ была традиционной. Чуть менее половины средств в 2012 году было направлено на работы на нефть и газ, другая половина примерно поровну была распределена между региональными работами и работами на твердые полезные ископаемые.

Основные показатели по воспроизводству минерально-сырьевой базы на 2012 год, утвержденные приказом Минприроды России, в целом были выполнены. Общие показатели, касающиеся геологической изученности и количества участков недр, подготовленных для лицензирования, выполнены на сто и более процентов.

Прирост прогнозных ресурсов железных, хромовых руд и урана оказался меньше плановых показателей, вместе с тем ресурсы меди, золота и некоторых других полезных ископаемых выросли на десятки и сотни процентов. Планы по приросту прогнозных ресурсов углей перевыполнены более чем в семь раз.

В 2012 году работы общегеологического и специального назначения выполнялись по 8 направлениям более чем на двухстах объектах. Затраты на них, включая работы по информационному обеспечению, составили 6,4 млрд рублей, против 5,4 млрд рублей в 2011 году,  окончательными отчетами завершен 61 объект.

Программа региональных работ на 2012 год была составлена с учетом перспектив выявления новых объектов в малоизученных регионах. В соответствии с решением Правительства России были выполнены геофизические работы в Северном Ледовитом океане. Эти исследования были направленны на определение внешней границы российского континентального шельфа. Программа работ по мониторингу состояния недр учитывала уровень изученности опасных геологических процессов и явлений в разных регионах Российской Федерации.

Затраты федерального бюджета на геологоразведочные работы на углеводородное сырье составили 12,8 млрд рублей против 8,7 млрд рублей в 2011 году. Работы велись на 148 объектах, из которых в 2012 году 72 объекта были начаты и 50 – завершены. Основной объем затрат пришелся на Восточную Сибирь и Якутию в связи с необходимостью наращивания сырьевой базы в зоне влияния нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан.

В результате выполненных работ на суше и в акваториях были локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 6 млрд тонн условного топлива, что на 2 млрд больше, чем в 2011 году.

Затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2012 г. составили 7,2 млрд руб., что на 23% больше, чем в 2011 году. Здесь, как обычно, основные средства были направлены на воспроизводство сырьевой базы благородных металлов и алмазов, в основном, золота, а также черных, цветных и редких металлов.

Наиболее значимыми результатами работ можно считать переоценку запасов тантал-ниобиевых руд Белозиминского и Большетагнинского месторождений, а также переоценку ресурсного потенциала Калмыкского и Приаргунского урановорудных районов. Ожидаемый прирост запасов урана категории С2 в этих районах составляет 4,4 тысяч тонн, прогнозные ресурсы оцениваются боле чем в 46 тысяч тонн металла.

Теперь несколько слова скажу о том, как работают недропользователи. Их общие затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы стабильно растут, начиная с послекризисного 2009 года. При этом и в мире, и в России, затраты на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые за три года выросли примерно одинаково – в два с половиной раза. С одной стороны, это хорошо, в русле мировых тенденций, но с другой стороны, совершенно недостаточно, так как доля России в общемировых затратах на геологоразведку не превышает 3-4%.

Распределение затрат пользователей недр по видам полезных ископаемых остается стабильным на протяжении многих лет. Около 20% идет на твердые полезные ископаемые, 80% – на нефть и газ.

В целом с ростом объемов геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств недропользователей, связано и увеличение приростов запасов полезных ископаемых. Так в 2012 году с избытком компенсированы запасы, погашенные при добыче нефти, газа, углей, железных руд, меди, золота. Прирост запасов урана оказался в 17 раз больше добычи.  Вместе с тем по хромовым рудам и алмазам, наоборот, прирост запасов не был обеспечен.

Хочу так же отметить, что с ростом объемов геологоразведочных работ стабильно растет и количество экспертиз, выполняемых государственной комиссией по запасам. Так в 2012 году было проведено более двух с половиной тысяч экспертиз запасов. Были поставлены на баланс 50 месторождений твердых полезных ископаемых и 49 месторождений углеводородного сырья.

Теперь следует остановиться на таком важном направлении работы Агентства как лицензирование пользования недрами. Всего в 2012 году было проведено 872 аукциона и конкурса. В бюджет страны было перечислено почти 47 млрд рублей при плане 44 млрд рублей. Существенная часть итоговых платежей по проведенным в 2012 году аукционам поступила в бюджет уже в этом году. Таким образом, положительная динамика роста доходной части бюджета сохраняется. Сразу скажу, что до конца текущего года ожидается поступление в бюджет порядка 150 млрд рублей.

К сожалению, не все проведенные аукционы и конкурсы были признаны состоявшимися. лишь 26% аукционов на участки недр, по углеводородному сырью, и 54% по твердым полезным ископаемым состоялись. Что в среднем составляет 46 % от общего числа проведенных тендеров. Недостаточно высокая активность недропользователей, связана, со слабой изученностью предлагаемых участков недр и высокими геологическими рисками при проведении дальнейших геологоразведочных работ. Высокая обеспеченность крупных компаний запасами полезных ископаемых также не способствует их к участию в торгах.

Одним из важных направлений деятельности Роснедр является стимулирование геологоразведочных работ ранних стадий за счет средств недропользователей. Для этого в 2012 году было выставлено 240 участков недр. На 60% участков заявки были переданы в комиссию и выданы лицензии. Еще на 18% участков поступило по две и более заявок. Таким образом, три четверти объектов, включенных в перечень 2012 года, было распределено между недропользователями.

По факту открытия месторождений в прошлом году было рассмотрено 89 заявок, выдано 35 лицензий, по части заявок рассмотрение еще не закончено.

В 2012 году Роснедра и его территориальные органы рассмотрели 217 представлений о нарушении условий пользования недрами. Было прекращено право пользования недрами по 79 лицензиям, из них 4 – по углеводородному сырью, 44 – по твердым полезным ископаемым, 31 – по подземным водам.

В рабочем порядке велась работа по переоформлению, внесению дополнений и изменений в лицензии.

Теперь о планах Роснедр на 2013 год. В текущем году объемы финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета составят 31,6 млрд руб., что на 17% выше в сравнении с 2012 годом. Структура затрат по направлениям работ несколько изменилась. Затраты на региональные геологические исследования снизились в связи с завершением морских полевых работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа. В тоже время затраты на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, наоборот, выросли. При этом половина средств направлена на нефть и газ.

Хочу так же обратить ваше внимание, что начиная с этого года мы работаем по новой государственной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы, утвержденной Правительством России буквально неделю назад.

На работы общегеологического и специального назначения в текущем году направлено порядка шести млрд рублей. Более половины из них предполагается израсходовать на обновление мелко- и среднемасштабных геологических карт в перспективных регионах страны. Предстоит также выполнить комплексную геолого-геофизическую интерпретацию материалов, полученных в центральной части Арктического бассейна.

На воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья предполагается израсходовать более 15 млрд рублей. Будет продолжена реализация программы геологического изучения и лицензирования недр в районах Восточной Сибири и Якутии, активизируются геологоразведочные работы в Гыдано-Хатангской и Югано-Колтагорской нефтеперспективных зонах. Продолжатся работы и на континентальном шельфе.

Более 9 млрд рублей предстоит израсходовать на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые. Основным приоритетом в этой области являются благородные металлы и алмазы, на которые направлено более 4 млрд рублей. В структуре затрат на черные, цветные и редкие металлы значительную долю составляют работы, направленные на выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана.

Позвольте теперь перейти к проблемам и вытекающим из них долгосрочным задачам отрасли. Хотелось бы выделить основные факторы, тормозящие развитие минерально-сырьевого комплекса страны. Это:

  1. Совершенно недостаточные объемы геологоразведочных работ на ключевые виды полезных ископаемых.
  2. Неэффективное использование минерально-сырьевой базы, прежде всего, недостаточное вовлечение разведанных запасов в эксплуатацию.
  3. Недостаточный надзор со стороны государства за составлением проектных документов на разработку месторождений и слабый контроль за самой разработкой.
  4. Отнесение данных о балансовых запасах некоторых видов полезных ископаемых к сведениям, составляющим государственную тайну.
  5. Использование классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых, не учитывающей качественные параметры минерально-сырьевой базы.

Далее хотел бы более подробно остановиться на перечисленных проблемах и путях их решения. Сделаю это, на примере нефти, но вы понимаете, что с другими полезными ископаемыми примерно такая же картина.

Ситуация с приростом запасов, на первый взгляд, вполне благополучная. Последние пять лет мы приращиваем больше запасов нефти, чем гасим в процессе добычи. Но лишь 15-20% приростов связано с открытием новых месторождений и залежей. Все остальные приросты – это либо доразведка разрабатываемых месторождений, либо переоценка запасов, в том числе, связанная с увеличением коэффициента извлечения нефти.

Таким образом, геологоразведочные работы, ориентированные на выявление новых объектов, явно недостаточны. Объемы поисково-разведочного бурения сократились за последние три года на 25%.

Для обеспечения расширенного прироста запасов нефти необходимо увеличить объемы бурения в два с половиной раза. Но этому не способствуют действующие лицензионные соглашения. Сегодня лишь пятая часть лицензий содержит обязательства по проведению геологоразведочных работ. За последние 10 лет число таких лицензий уменьшилось на треть. Практически полностью прекращены работы на малоизученных территориях, вдали от развитой инфраструктуры. В результате, за последние 20 лет в России не был подготовлен ни один новый район нефтедобычи.

Отчетливо видна закономерность: чем меньше обеспеченность компании запасами, тем эффективнее она их использует, имеет больше поисковых лицензий и активнее занимается геологоразведочными работами.

Неэффективное использование минерально-сырьевой базы включает множество аспектов: списание запасов, потери сырья при добыче и переработке и многие другие. Я хочу обратить ваше внимание на одну из серьезных проблем отрасли, которая заключается в невовлечении в отработку значительной части разведанных запасов. Во-первых, не все месторождения осваиваются, даже те, которые находятся в распределенном фонде недр. Лишь 82% разведанных запасов нефти в настоящее время введено в разработку. По другим полезным ископаемым ситуация еще хуже. Многие десятки лет ждут своего часа Сухой Лог, Удокан и многие другие гиганты. Во-вторых, даже на осваиваемых месторождениях есть неразрабатываемые залежи.

Вовлечение в отработку неразрабатываемых месторождений и залежей позволит увеличить добычу нефти на 90 млн т в год. Далее, многие месторождения разрабатываются с неоптимальными темпами отбора. Низкие темпы отбора, менее 1%, – это еще один резерв добычи, который можно и нужно использовать.

В настоящее время проектная и техническая документация на разработку месторождений подлежит согласованию с комиссией, созданной Роснедрами. Надо честно признать, что в рамках существующей нормативной базы, работа комиссии носит в значительной степени формальный характер.

А недропользователи не выполняют свои же обязательства, прописанные в проектах разработки месторождений. В последние годы разница между фактической и проектной добычей жидких углеводородов увеличивается; в 2012 году она составила более 65 млн т.

Думаю, вывод ясен. Во-первых, мы должны изменить подход к принятию проектных решений по разработке месторождений. Во-вторых, необходимо усилить контроль за выполнением недропользователями проектных показателей. Мы очень надеемся, что уже в этом году поправки, устанавливающие обязательную государственную экспертизу проектной документации, будут внесены в закон «О недрах» с корректировкой всей действующей нормативной базы в части проектирования и разработки месторождений.

Несколько слов о действующих в России классификациях запасов и  ресурсов, которые были приняты еще в советское время и не менялись, несмотря на коренные изменения в экономической системе государства.

Действующие классификации отражают только количественную оценку запасов и ресурсов, но не отражает их качество. А это не дает нам самого главного – возможности объективной оценки их стоимости, то есть возможности понять, какие запасы сегодня востребованы, а какие нет. На деле это значит, что государство формирует свои перспективные программы, базируясь на балансовых запасах, а компании планируют свою деятельность, опираясь на запасы, подтвержденные международным аудитом.

По нашей оценке западные аудиторы занижают российские запасы, минимум на 30%. Если рассматривать данные по компаниям, то у Газпромнефти этот показатель составляет 23%, у Лукойла – 13 %, у Роснефти – 20%, у ТНК-ВР – 50%.

Сегодня нами разработаны проекты новой классификации и методических указаний по ее применению, которые приближены к международным требованиям. Проекты направлены в Минприроды на утверждение для проведения апробации. Мы рассчитываем, что документы будут утверждены до конца текущего года.

Наличие современной классификации, учитывающей экономические параметры месторождений, даст возможность компаниям и государству работать в одном информационном пространстве и строить взаимосогласованные прогнозы развития отрасли.

Нам необходимо сосредоточится на программно-целевом подходе при изучении минерально-сырьевой базы. Покажу это на примере подготовленной программы по углеводородному сырью.

Почти 60% запасов российской нефти разведано в Уральском федеральном округе; здесь же локализовано более половины ресурсов. Поэтому, несмотря на довольно высокую выработанность запасов, этот округ в обозримой перспективе останется главным нефтедобывающим регионом в России.

На этой карте показано размещение 26-ти нефтеперспективных зон, расположенных на незалицензированной территории в разных регионах Российской Федерации. Из них семь зон не требуют дополнительного изучения за счет средств федерального бюджета; в их пределах можно нарезать лицензионные участки выставлять их на аукцион. В пределах четырнадцати зон необходимо проводить работы регионального этапа, а еще пять зон готовы для того, чтобы вести там поисково-оценочные работы.

В пределах этих пяти зон мы и предлагаем сконцентрировать наши усилия. Две из них находятся на юге Западной Сибири, одна – в Восточной Сибири, одна в Прикаспии и еще одна охватывает территорию Енисей-Хатангского прогиба и Гыданского полуострова. По нашим расчетам в пределах этих пяти зон можно прогонозировать выявление запасов нефти категорий С1-С2 – порядка двух млрд т и ресурсов категории С3 – 1,7 млрд тонн. Это позволит дополнительно добывать ежегодно порядка 60 млн тонн нефти.

Аналогичный программно-целевой подход мы планируем реализовать и в части твердых полезных ископаемых, и конечно при проведении региональных работ.

Считаю, что для успешной и эффективной работы в части воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы недропользования, и решить  следующие ключевые вопросы:

  • Упростить процедуру допуска заявителей к участию в конкурсах/аукционах на право пользования недрами.
  • Регламентировать процедуру внесения изменений в лицензии на право пользования недрами.
  • Актуализировать  критерии отнесения участков недр к категории участков недр федерального значения в части твердых полезных ископаемых.
  • Внести изменения в положение об установлении и изменении границ участков недр, предусматривающие возможность исправления технических ошибок и неоднократного изменения границ участков в сторону увеличения.
  • Конкретизировать основания досрочного прекращения прав пользования недрами.
  • Активизировать геологоразведочные работы на нефть за счет средств федерального бюджета, сконцентрировав их в малоизученных перспективных регионах страны.
  • В целях стимулирования поисково-разведочного бурения внести изменения в градостроительный, земельный и лесной кодексы Российской Федерации направленные на снятие административных барьеров при оформлении разрешительной и проектной документации на строительство параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин.

Завершая свое выступление, хочу поздравить всех геологов с наступающим профессиональным праздником! Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, и конечно геологической удачи на вашем трудном, но интересном пути. С днем геолога!

вернуться к разделу