Уважаемые делегаты, гости и участники VII Всероссийского съезда геологов!
Разрешите мне от имени Оргкомитета съезда, Коллегии Федерального агентства по недропользованию и от себя лично поздравить Вас с этим знаменательным событием!
Геологическая отрасль играет системообразующую роль в отечественной экономике. От ее эффективной работы во многом зависит положение дел в энергетике, нефтяной, газовой, горной, металлургической, химической, строительной, аграрной промышленности и народном хозяйстве в целом.
На современном этапе развития экономики, востребованность топливо-энергетических и иных видов минерального сырья стабильно увеличивается. Объемы добычи полезных ископаемых по-прежнему напрямую зависят от численности населения Земли, которое растет все возрастающими темпами. В геологическое изучение вовлекаются новые территории. создаются новые инфраструктурные кластеры.
Поэтому с уверенностью можно утверждать, что и в среднесрочной перспективе минерально-сырьевая база будет оставаться фундаментом социально-экономического развития страны и главным источником финансовых поступлений в бюджет.
И в этом огромная заслуга вас и прошлых поколений геологов!
Дорогие коллеги!
Итоги состоявшегося в 2008 году в Москве VI съезда геологов, показали, что минерально-сырьевая база страны во многом утратила возможность компенсировать издержки экономики, что кадровая и технико-технологическая отсталость отрасли и зависимость от зарубежного оборудования и технологий достигла своего предела.
Съезд проходил в условиях финансово-экономического кризиса, когда спрос на сырьевые товары, как и цены на них, резко упали. Конец 2008 года и начало 2009 были очень тяжелым периодом.
Промышленное производство в нашей стране в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 почти на 11%. Наиболее устойчивым в кризисных условиях показал себя российский минерально-сырьевой комплекс – спад в нем был наименьшим. Если в обрабатывающих отраслях промышленности производство сократилось в среднем на 16%, то объем добычи золота и серебра увеличился на 20%; меди, никеля, цинка – на 3%; нефти и конденсата – примерно на 1%. Кризисные явления затронули лишь некоторые отрасли российского минерально-сырьевого комплекса. Добыча природного газа в 2009 году упала более чем на 15%, угля – на 11%, железной руды – на 7%, калийных солей – почти на 40%, фосфорных руд, алмазов, платиноидов – на 5%.
Однако, уже во втором квартале 2009 года появились признаки выздоровления мировой экономики, а в 2011-м году кризисные явления в российском минерально-сырьевом комплексе были практически преодолены.
Так по данным министерства энергетики, в 2011 г. добыча нефти в России составила 511 млн т, что является абсолютным рекордом. Никогда с момента распада СССР Российская Федерация не производила столь значительного объема нефти.
Добыча газа в 2011 году также составила рекордные 667 млрд куб. м.
За истекшие четыре года геологами была проделана большая работа и многие важные рекомендаций предыдущего съезда были выполнены. В частности:
В это же время реализованы многие важные инфраструктурные проекты:
геологи имеют самое прямое отношение к этим событиям.
В то же время, часть рекомендаций VI съезда так и осталась не реализованной, а именно:
И это далеко не все проблемы отрасли требующие решения. На некоторых из них остановлюсь более детально.
В мире идет естественный процесс глобализации минерально-сырьевого комплекса, в рамках которого оптимизируется размещение производств, минимизируются затраты на добычу, переработку, транспортировку сырья и производство конечной продукции. Многие развитые государства сворачивают политику полного самообеспечения сырьём; в результате, добывающие предприятия закрываются в Европе и Северной Америке, и концентрируются в Австралии, Южной Америке, Африке, то есть, в регионах, где имеются месторождения качественных руд, требующих минимальных затрат на добычу. В то же время энергоемкие, например, электролизные производства возводятся в России, странах Ближнего Востока и других регионах, располагающих дешевой электроэнергией.
Надо ли нам в таких условиях пытаться обеспечить себя абсолютно всеми видами минерального сырья? Может быть, по этому вопросу съезд скажет свое веское слово?
Еще одной тенденцией в некоторых странах мира является постепенное замещение небольших месторождений богатых руд, крупными, а часто гигантскими с бедными и труднообогатимыми рудами.
Рост затрат на разработку таких месторождений, связанный с низкими содержаниями, компенсируется огромными объемами переработки руд.
Так, еще 30 лет назад в мире разрабатывались медные месторождения с содержанием 2%, а сегодня основная масса меди извлекается из медно-порфировых месторождений с содержанием до 1%. В Магаданской области объекты с содержанием золота порядка 10 г/т в советское время всерьез не рассматривались, а сегодня здесь готовится к освоению Наталкинское месторождение со средним содержанием золота в рудах до 2 г/т.
Аналогичная ситуация и в нефтегазовой отрасли. Все больший вклад в мировую добычу вносят «нетрадиционные» и более затратные энергоносители, такие как сланцевый газ, угольный метан, тяжелая нефть, нефтеносные. Добыча «нетрадиционной» нефти в Канаде началась лишь чуть более десяти лет назад, а сегодня ее доля в нефтедобыче страны составляет 55%. В США стремительно расширяется добыча так называемого, сланцевого газа, за последние 5 лет она выросла в восемь раз. Увеличивается доля сжиженного газа, который на мировом рынке начинает теснить трубопроводный.
Геологам хорошо известна и другая тенденция
Добыча полезных ископаемых постепенно смещается из районов с развитой инфраструктурой в слабо освоенные регионы, в том числе на шельф. Так на повестке дня уже сегодня стоит вопрос о масштабном освоении нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири и на шельфе Западной Арктики.
Что, так же ведет к удорожанию геологоразведочных работ.
В связи с этим, важнейшее значение приобретают научные, тематические и региональные работ
Одним из главных условий воспроизводства минерально-сырьевой базы является формирование фонда перспективных поисковых площадей. В советское время его формирование достигалось за счет значительных объемов геолого-съемочных работ с общими поисками. Эти работы выполнялись силами десятков тысяч квалифицированных специалистов.
В условиях современной России вернуться к существовавшей системе невозможно. Мы в значительной мере утратили кадровый потенциал геологов-съемщиков. Произошли серьезные организационно-структурные изменения в отрасли.
Поэтому вопрос государственной поддержки региональных, тематических и прикладных научных исследований крайне актуален. При этом в своей работе мы должны максимально и на системной основе использовать созданную поколениями геологов информацию о недрах.
Информационные ресурсы отрасли должны быть доступны в цифровых форматах. Необходимо освободиться от элементов дублирования геологических данных, повысить степень их достоверности, актуальности и доступности рядовому пользователю.
Геологическая изученность России формируется на базе мелко- и среднемасштабного геологического картографирования, научных и тематических исследований. Степень геологической изученности, высокое качество и открытость геологической информации должны обеспечивать нашей стране конкурентные преимущества в борьбе за инвестиции в геологоразведку и освоение новых перспективных территорий. И здесь ключевая роль в генерации новых идей, концепций и технологий отводится ученым академической, отраслевой и вузовской науки.
Совершенно очевидно, что устойчивая работа добывающих отраслей промышленности возможна лишь в том случае, если процесс локализации ресурсов, оценки и разведки запасов идет непрерывно и компенсирует погашенные при добыче запасы сырья в недрах.
Начиная с 2005 года, ситуация с восполнением выбывающих запасов нефти, газа, золота, угля и других полезных ископаемых, относительно стабилизировалась. В то же время, несмотря на позитивные валовые показатели по приросту запасов, прежде всего, углеводородов, в добывающих секторах сохраняется опасность снижения достигнутых объемов добычи.
Новыми открытиями компенсируется не более 30-50% добычи основных видов минерального сырья. Остальная часть прироста запасов обеспечивается за счет доразведки и переоценки действующих и ранее открытых месторождений. Среди вновь открываемых месторождений преобладают мелкие объекты. Поддержание за их счет достигнутых уровней добычи в долгосрочной перспективе будет проблематично.
Новые перспективные центры добычи нефти, в первую очередь, Восточная Сибирь, далеко не в полной мере обеспечены разведанными запасами.
Ни для кого не секрет, что нарушение баланса между локализацией ресурсов, приростом запасов и добычей, которое на протяжении многих лет наблюдалось в России по большинству видов полезных ископаемых, в основном связано с недостаточными объемами геологоразведочных работ.
Сегодня физические объемы геологоразведочных работ в России не превышают 25% от уровня 91-го года и нуждаются в кратном увеличении. Без этого воспроизводство минерально-сырьевой базы не реализуемо.
Дискуссии в ходе работы Оргкомитета по подготовке нашего съезда показали, что отрасль в очередной раз стоит перед сложным выбором:
Во втором случае возможным источником финансирования могут стать отчисления компаний-недропользователей в фонд воспроизводства запасов по принципу ВМСБ, либо перевод части НДПИ на проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета.
Хочу напомнить, что при введении НДПИ, в его структуру вошла только половина ранее существовавшей ставки отчислений на ВМСБ. А вторая половина так и осталась в распоряжении компаний для обеспечения финансирования геологоразведочных работ. Это порядка 500 миллиардов рублей в год!
Именно такой объем финансирования, по мнению наших экспертов, необходим для компенсации выбывающих запасов. А фактические объемы финансирования геологоразведочных работ за счет средств недропользователей сегодня не превышают 180 миллиардов рублей в год. Хотя все бремя воспроизводства запасов, и в соответствии с действующими директивными документами, и в соответствии с логикой замены фонда ВСМБ на НДПИ, лежит именно на недропользователях.
прежде всего, это связано с тем, что крупные добывающие компании обеспечены запасами на длительную перспективу и слабо мотивированы вкладывать финансовые средства в геологоразведку. получив в пользование лучшие месторождения, они не видят смысла «закапывать деньги в землю» . В условиях рыночной экономики трудно ожидать от них иного поведения.
В то же время за последние шесть лет затраты на геологоразведку в нашей стране увеличились в 5 раз, как за счет внебюджетных источников, так и за счет средств федерального бюджета. То есть, на сегодняшний день объемы геологоразведочных работ в России вышли на уровень, который еще совсем недавно казался недостижимым. Другое дело, что внебюджетные средства в основном нацелены на доразведку и освоение уже известных месторождений, вместо поисков новых объектов.
Поэтому главной задачей геологоразведки сегодня является формирование «поискового задела» – перспективных участков, которые имеют шанс стать полноценными месторождениями. По мнению многих экспертов, решением проблемы выявления новых месторождений может стать привлечение в геологоразведку малого и среднего бизнеса, которого в России пока не существует из-за специфики нашего законодательства о недрах. Не секрет, что в развитых сырьевых странах поисковыми работами занимаются, в основном, небольшие частные компании на условиях коммерческого риска. Для того чтобы в России возникли такие компании, а поисковые работы превратились в коммерческую сферу деятельности, необходимо внести в законодательство о недрах целый ряд кардинальных изменений.
Надеюсь, что участники съезда сумеют проанализировать состояние этой непростой проблемы и дать свои профессиональные рекомендации.
Я, со своей стороны, хотел бы напомнить высказывания Президента России Владимира Владимировича Путина в Совете Федерации в июне текущего года (цитата) «нужно больше внимания уделять вопросам геологоразведки, настраивать этот механизм на более эффективную работу. Но, что самое главное, нужно выделять соответствующие ресурсы, создавать соответствующие государственные структуры, которые бы решали эту проблему. Полностью переложить эту работу на частные компании, которые, вроде бы, должны заботиться о своих запасах и последующей капитализации, действительно не очень эффективно. Если мы хотим думать о будущем страны, о восстановлении минерально-сырьевой базы, то, конечно, нужно вкладывать именно государственные средства, потом, может быть, возвращая их при передаче недропользователю» (конец цитаты).
Еще раз хочу подчеркнуть, что от грамотного и своевременного решения этих вопросов зависит будущее геологии, и мы должны осознавать всю ответственность принимаемых нами решений.
Буквально несколько слов скажу о континентальном шельфе, изучение которого в последние годы является одним из приоритетных направлений геологоразведочных работ
Уже сегодня порядка 10% его углеводородного потенциала переведено в категорию запасов. Практически все они находятся в распределенном фонде недр.
Открытия последних 15 лет показали, что Арктический бассейн, где по оценкам геологов сосредоточено свыше 30% мировых ресурсов нефти и газа, в долгосрочной перспективе может стать главным мировым центром добычи углеводородов. На это указывает и то, что уже сегодня арктические государства резко активизировали свою деятельность по ведению научных исследований в этой акватории, с целью закрепления через комиссию ООН внешних границ своего континентального шельфа.
Выполненные Роснедрами в 2010-12-м годах три высокоширотные геологоразведочные экспедиции в Арктике дали нам шанс закрепить за Россией в Комиссии ООН по границам континентального шельфа 1,2 млн. км2.
Существуют разные мнения по поводу того, кто, когда и за счет каких средств должен вести геологическое изучение континентального шельфа. Безусловно, по этому вопросу должна быть выработана единая позиция и я надеюсь, что в ходе обсуждения соответствующей тематики в рамках круглых столов мы получим профессиональное обоснование возможных сценариев развития работ в этой области.
Сегодня как никогда актуальна проблема объективного геолого-экономического анализа и учета запасов полезных ископаемых
Вы хорошо знаете, что такое фактор времени в геологии. От открытия крупного месторождения и до ввода его в эксплуатацию проходит 10 и более лет. Затраты же на геологоразведку окупаются только за счет прибыли, полученной на стадии добычи от продаж товарной продукции. Таким образом, любые запасы, разведанные, но не введенные в эксплуатацию, – это и «замороженные» деньги инвестора, и прежде всего «замороженные» налоги государства.
Необъективная оценка ресурсов и запасов – влечет за собой неэффективные затраты в геологоразведку со стороны недропользователей и государства. Кроме того, это потеря времени и потенциала развития экономики страны.
В связи с этим переход на новую классификацию запасов, которая бы полностью учитывала экономические параметры месторождений является ключевой задачей. Я думаю, делегаты съезда обсудят весь комплекс связанных с этим проблем.
Наряду с достоверным учетом разведанных запасов полезных ископаемых не менее значимой задачей является полнота их извлечения из недр. Возможность максимально полного извлечения полезных ископаемых напрямую зависит от качества экспертизы проектной документации на разработку месторождений.
Как вы знаете, в настоящее время согласно статье 23 пункт 2 Закона Российской Федерации «О недрах» технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения пользователем недр подлежат согласованию только с межведомственной комиссией, создаваемой Роснедрами.
Данная комиссия является коллегиальным органом, действующим, как правило, на общественных началах. При этом проведение всестороннего анализа обоснованности представленных проектных решений по разработке месторождений законодательством не предусмотрено.
Назрела необходимость в законодательном порядке ввести обязательную государственную экспертизу проектной документации по аналогии с государственной экспертизой запасов полезных ископаемых. На мой взгляд, проектная документация должна рассматриваться государственной комиссией по разработке месторождений.
Такой подход позволит обеспечить принятие обоснованных решений по выбору наиболее эффективных технологий разработки месторождений полезных ископаемых.
Теперь хочу затронуть проблему технико-технологического обеспечения отрасли
За последние годы в мире произошло существенное обновление и расширение спектра применяемых технических средств и технологий, прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Появились и широко используются системы прямого картирования и диагностики минерального вещества, исключающие негативное воздействие субъективного фактора. В этих условиях нашей задачей является внедрение новейших технологий в практику геологоразведочных работ. Прежде всего, необходимо стимулировать отечественные научно-технические разработки. При этом изучать и использовать результаты работ лучших зарубежных ученых.
И о самом главном, - о людях!
Несмотря на трудности прошедших лет, мы смогли сохранить геологические традиции, костяк специалистов настроенных на творческую и системную работу, неравнодушных и преданных нашему общему делу.
Следует не только сохранять но и приумножать наше главное достояние- специалистов геологов. В современных условиях новая техника и технологии, используемые в геологоразведочных работах, неизбежно ведут к повышению требований к квалификации рабочего, технического и инженерного персонала. Разумеется, вознаграждение за труд специалистов, владеющих современными технологиями и обеспечивающих эффективное решение задач воспроизводства минерально-сырьевой базы, должно быть конкурентоспособным на существующем рынке труда.
Уважаемые делегаты!
В заключение своего выступления еще раз хочу отметить основные задачи, стоящие перед геологической службой страны в долгосрочной перспективе.
Прежде всего,
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Мы ждем от Вас объективного и профессионального анализа текущего положения отрасли, оценки её готовности отвечать вызовам в долгосрочной перспективе на глобальном уровне, выделения ключевых проблем и путей их решения.
Уверен, что предстоящий VII Всероссийский съезд геологов будет способствовать решению важных проблем, накопленных в отрасли, оценке роли и места минерально-сырьевой базы страны в динамике развития современной России.
Желаю Вам плодотворной работы и интересных дискуссий.
Благодарю за внимание!