11 февраля 2013

Доклад Руководителя Роснедр А.П.Попова на расширенном аппаратном совещании по вопросу «Подведение итогов работы Минприроды России и подведомственных ему федеральных служб и агентств в 2012 году и приоритетные задачи на 2013 год»

Основными задачами, решаемыми Федеральным агентством по недропользованию, являются повышение геологической изученности территории России, обеспечение недропользователей участками недр с локализованными прогнозными ресурсами, которые дают возможность осуществить разведку, подсчитать запасы и вести добычу полезных ископаемых.

Финансирование геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета в отчетном году выросло по сравнению с предыдущим годом на 31%. Это позволило преодолеть негативную тенденцию последних лет и повысить результативность и эффективность работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Тем не менее, по сравнению с показателями «долгосрочной государственной программы…», геологоразведка, была недофинансирована вдвое. Общий объем недофинансирования с 2008 года составил 111,3 млрд руб.

Хочу сказать, что основные показатели по воспроизводству минерально-сырьевой базы на 2012 год, утвержденные приказом Минприроды, были выполнены. Общие показатели, касающиеся изученности и площади участков недр, выполнены на сто и более процентов. В полтора раза превышены плановые показатели по количеству подготовленных участков недр содержащих стратегические полезные ископаемые.

Прирост прогнозных ресурсов железных, хромовых руд и урана оказался меньше плановых показателей, зато ресурсы меди, золота, углеводородного сырья и некоторых других полезных ископаемых выросли на сотни процентов. Планы по приросту прогнозных ресурсов углей перевыполнены более чем в семь раз. Такой разброс связан с высокими геологическими рисками, присущими ранним стадиям геологоразведочных работ.

Структура затрат федерального бюджета по направлениям геологоразведочных работ традиционно консервативна. Чуть менее половины средств в 2012 году было затрачено на работы на нефть и газ, другая половина примерно поровну была распределена между работами общегеологического и специального назначения и геологоразведочными работами на твердые полезные ископаемые.

Начиная с посткризисного 2009 года, общие затраты недропользователей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в России стабильно растут, жаль, что не столь быстро, как нам хотелось бы. Структура затрат на протяжении многих лет также остается стабильной. Около 20% идет на твердые полезные ископаемые, 80% – на нефть и газ.

С ростом затрат недропользователей на геологоразведку связано и увеличение приростов запасов полезных ископаемых. В 2012 году с избытком компенсированы погашенные при добыче запасы, нефти, газа, углей, железных руд, меди, золота. Прирост запасов урана оказался в 17 раз больше добычи, а по хромовым рудам и алмазам, наоборот, прироста практически не было.

В 2012 году работы общегеологического и специального назначения выполнялись по 8 направлениям на 216 объектах. Затраты на них составили 6,4 млрд рублей, окончательными отчетами завершен 61 объект.

Программа региональных работ была составлена с учетом оценок выявления перспективных объектов в малоизученных регионах. В соответствии с решением Правительства России в программу были включены геофизические работы в Северном Ледовитом океане, направленные на решение проблемы обоснования расширения внешней границы российского континентального шельфа и являющиеся продолжением работ, начатых в 2010-11 годах.

В прошедшем году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 12,8 млрд рублей против 8,7 млрд в 2011 году. Работы велись на 148 объектах, из которых в 2012 году 72 объекта были начаты и 50 – завершены. Основной объем затрат пришелся на Восточную Сибирь и Якутию в связи с необходимости наращивания сырьевой базы в зоне влияния нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан.

В результате на суше и акваториях были локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 6 млрд тонн условного топлива, что на 2 млрд больше, чем в 2011 году.

Затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2012 г. возросли до 7,2 млрд руб., это на 23% больше, чем в 2011 году. Здесь, как обычно, основные средства были направлены на воспроизводство сырьевой базы благородных металлов и алмазов, в основном, золота, а также черных, цветных и редких металлов.

Наиболее значимыми результатами работ можно считать переоценку запасов тантал-ниобиевых руд Белозиминского и Большетагнинского месторождений, а также переоценку ресурсного потенциала Калмыкского и Приаргунского урановорудных районов. Ожидаемый прирост запасов урана категории С2 в этих районах составляет 4,4 тысяч тонн, прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2 – 46,5 тысяч тонн.

Количество экспертиз, выполняемых государственной комиссией по запасам, растет. Это также является свидетельством того, что объемы геологоразведки в России растут. Рост составил порядка 48% по отношению к 2011 году.

В 2012 году впервые были поставлены на баланс 50 месторождений твердых полезных ископаемых и 49 месторождений углеводородного сырья.

В текущем, 2013 году, структура затрат федерального бюджета по направлениям работ несколько изменится. Затраты на региональные геологические исследования сократятся в связи с сокращением работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа. А затраты на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, наоборот вырастут. При этом, как и раньше, около половины средств будет направлено на нефть и газ.

Необходимо отметить, что в текущем году, как и в предстоящих 2014 и 15 годах объём финансирования будет ниже запланированного в Долгосрочной государственной программе.

На работы общегеологического и специального назначения в 2013 году будет направлено около 6 млрд рублей. Более половины этих денег предполагается израсходовать на обновление мелко- и среднемасштабных геологических карт в перспективных регионах страны.

На воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья предполагается израсходовать более 15 млрд рублей. На эти деньги будет продолжена реализация программы геологического изучения и лицензирования недр в районах Восточной Сибири и Якутии, активизируются геологоразведочные работы в Гыдано-Хатангской и Югано-Колтагорской нефтеперспективных зонах. Продолжаются геологоразведочные работы на континентальном шельфе.

Более 9 млрд рублей предстоит израсходовать на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые. Основным приоритетом в этой области остаются работы на благородные металлы и алмазы, на которые планируется потратить более 4 млрд. В структуре затрат на черные, цветные и редкие металлы значительную долю составляют работы, направленные на выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана.

Существенная часть деятельности Агентства связанна с процессом лицензирования прав пользования недрами. Количество проведенных аукционов и конкурсов в 2012 году незначительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом. В бюджет страны было перечислено более 47 млрд рублей, немного меньше, чем в 2011 году. При этом план по доходам на 2012 год был перевыполнен на 7%. Существенная часть итоговых платежей по проведенным в 2012 году аукционам будет перечислена в бюджет в текущем году. Таким образом, положительная динамика роста доходной части бюджета сохраняется.

К сожалению, не все проведенные аукционы и конкурсы были признаны состоявшимися. В 2012 году состоялись лишь 26% аукционов на участки недр, заключающих углеводородное сырье, и 54% – на участки недр с твердыми полезными ископаемыми. При этом средний показатель состоявшихся конкурсов и аукционом, в интервале 43-46%, сохраняется на протяжение последних лет.

Низкая активность недропользователей, отмечаемая все последние годы, связана со слабой изученностью предлагаемых участков недр и высокими геологическими рисками компаний при проведении дальнейших геологоразведочных работ. В ряде случаев крупные компании уже насыщены запасами на длительный период ,что не стимулирует их к участию в торгах.

В текущем году ожидается сопоставимый объем проведения конкурсов и аукционов, при сохранение объема доходной части бюджета порядка 41,6 млрд. руб.

Довольно интенсивно велась работа в части стимулирования геологоразведочных работ ранних стадий за счет средств недропользователей, что является важной составляющей деятельности Роснедра. В соответствии с утвержденными перечнями участков недр для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет средств недропользователей в 2012 году было выставлено 240 участков. По большей части участков, порядка 60%, заявки были переданы в комиссию и выданы лицензии. На 18% участков поступило по две и более заявок. Таким образом, порядка 80% объектов перечня 2012 года было распределено. Было рассмотрено 89 заявок по факту открытия месторождений, выдано 35 лицензий, по части заявок рассмотрение еще не закончено.

Принципиально важной составляющей деятельности Роснедра является работа с недропользователями в части переоформления, внесения изменений и дополнений в лицензии, а так же прекращения прав пользования недрами. Особенно, в контексте исполнения поручений президента России Владимира Владимировича Путина.

В 2012 году Роснедра и его территориальные органы рассмотрели 217 представлений о нарушении условий пользования недрами. Было прекращено право пользования недрами по 79 лицензиям, из них 4 – по углеводородному сырью, 44 – по твердым полезным ископаемым и 31 – по подземным водам. Соотношение количества лицензий, по которым направлены уведомления и по которым прекращено право пользования недрами в 2011 и в 2012 сопоставимо.

Решение задач воспроизводства минерально-сырьевой базы в России тормозится, прежде всего, несовершенством нормативно-правовой базы в сфере недропользования. Кроме того практически истощен поисковый задел ВМСБ, неудовлетворительно состояние технической базы геологоразведочных предприятий, недостаточный   объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Хотелось бы также обратить внимание на то, что Роснедрам приходится выполнять несвойственные им функции по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, связанных с пользованием недрами. Что занимает существенную часть времени и требует привлечения значительных ресурсов.

вернуться к разделу