31 января 2008

Доклад Руководителя Роснедр А.А. Ледовских "Основные результаты деятельности Роснедр в 2007 году и приоритетные задачи на 2008 год".

Основные результаты деятельности Роснедр в 2007 году и приоритетные задачи на 2008 год

Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, выполняются в соответствии с положениями Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

В 2007 году объем финансирования геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составил 19,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) на 5% больше, чем в 2006 году, тогда как в 2006 году затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр были увеличены в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом.

Особо необходимо отметить стабильный рост (с 43 млрд. руб. в 2004 до 130 млрд. руб. в 2007 году) объемов геологоразведочных работ выполненных недропользователями за счет собственных средств.

Это результат нашей системной работы с недропользователями, заключающейся не только в жесткой требовательности по выполнению лицензионных соглашений, но и в ежегодном рассмотрении на НТС результатов и планов работ компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Анализ распределения средств федерального бюджета на геологоразведочные работы показывает, что затраты на углеводородное сырье в 2007 году возросли по сравнению с прошлым годом на 18%, а на твердые полезные ископаемые, подземные воды и работы общегеологического и специального назначения – уменьшились от 2 до 9% (в сопоставимых ценах).

Несмотря на ощутимое снижение роста бюджетного финансирования, прирост ценности недр, полученный в 2007 году за счет локализации прогнозных ресурсов полезных ископаемых, на 20% превышает прошлогодний, а экономическая эффективность вложений федеральных средств в геологоразведочные работы повысилась на 7% и составила 435 руб. на один рубль затрат.

В 2007 году региональными геологическими исследованиями продолжено планомерное изучение территории страны и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики.

Получена и систематизирована новая комплексная информация о геологическом строении недр. Подготовлена глубинная геологическая основа расширения ресурсного потенциала перспективных и слабоизученных регионов страны. Выявлены и обоснованы 66 перспективных площадей с оценкой их металлогенического потенциала и прогнозных ресурсов минерального сырья низких категорий. Экспедицией «Арктика-2007» получены полевые материалы, являющиеся геологическим обоснованием расширения внешней границы континентального шельфа страны в районе поднятия Ломоносова Северного Ледовитого океана. Важные для обеспечения геополитических интересов России геологические результаты получены в ходе проведения Российских Антарктических экспедиций 52 и 53.

Выполнена оценка состояния геологической среды на территории страны. Осуществлены региональные прогнозы развития опасных геологических процессов, а также прогнозы сезонного положения уровней грунтовых вод на 2007-2008 годы, что является важным информационным ресурсом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране.

Как и в 2006 году основной объем работ на углеводородное сырье в 2007 году был сконцентрирован на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) Дальневосточного ФО с целью дальнейшего наращивания сырьевой базы углеводородов за счет всех источников финансирования в районе строящегося нефтепровода. Такой подход соответствует Долгосрочной программе и направлен на реализацию Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), утвержденной МПР России в июле 2005 года.

Кроме того, в значительных объемах проводились работы на территориях Уральского и Приволжского федеральных округов, а также на континентальном шельфе Российской Федерации с целью выявления новых зон нефтегазонакопления и последующего их лицензирования.

Характерной особенностью 2007 года является продолжение увеличения объемов бурения параметрических скважин (почти в 2 раза по сравнению с 2005 годом) и наращивание объемов сейсморазведочных работ.

В результате работ локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 6.7 млрд. т условного топлива.

Выявлен ряд перспективных структур на акваториях арктического шельфа, к лицензированию подготовлены участки недр площадью 440 тыс. кв. км, из них на суше – 165 тыс. кв. км.

Положительные результаты получены недропользователями. Так, по имеющейся предварительной информации количество открытых месторождений нефти и газа достигает 62.

Третий год подряд обеспечивается прирост запасов углеводородов в объеме, превышающем годовой уровень их добычи. Так, добыча нефти и конденсата составила 492 млн. т, газа – 620 млрд. м3, а прирост запасов за счет геологоразведочных работ составил соответственно – 550 млн. т и 670 млрд. м3.

По подземным водам завершены поисковые и поисково-оценочные работы по обоснованию защищенных подземных источников водоснабжения для гг. Нижний Новгород, Великий Новгород, Саратов, Оренбург, Новосибирск и др.

В 2007 году задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых за счет госбюджетных средств решались в 49 субъектах РФ на 341 объекте. Затраты федерального бюджета на проведение работ на твердые полезные ископаемые составили 6 млрд. 45 млн. руб. Это - 98% объемов финансирования 2006 года (в сопоставимых ценах). При этом затраты на черные, цветные, редкие и благородные металлы составили 93% от уровня 2006 года. Увеличены объемы финансирования на уран – 122% и неметаллические полезные ископаемые – 112%. На уровне 2006 года осталось финансирование работ на уголь.

Преобладающая часть бюджетных вложений ориентирована на проведение поисковых и поисково-оценочных работ, приоритетным направлением которых, как и в предыдущие годы, являются высоколиквидные и остродефицитные виды сырья, значителен рост объемов работ на уран.

Несмотря на уменьшение объемов бюджетного финансирования (в сопоставимых ценах), прирост ценности недр, полученный за счет локализованных в 2007 году прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, практически вчетверо превысит показатель 2006 года. Это объясняется, прежде всего, получением положительных результатов по крупным объектам твердого топлива в Ростовской области и Республике Коми, железных руд в Томской области и калийных солей в Калининградской области.

Основная часть прогнозных ресурсов локализована и оценена на территории семи потенциальных центров экономического роста (геолого-экономических районов), выделенных работами 2004-2006 годов в Южной Сибири, на Северо-Востоке и на Северном Кавказе. Это – практически 100% серебра, платиноидов, никеля и сурьмы; 50% золота; 45% титана; 60% циркония; 25% меди.

На территории Центрального ФО значительно расширена минерально-сырьевая база цементного сырья, что соответствует федеральной задаче интенсификации жилищного и промышленного строительства.

В Северо-Западном ФО расширена МСБ калийно-магниевых солей. При этом локализованные в Калининградской области ресурсы калийных солей при дальнейшем изучении могут стать одним из крупнейших объектов России.

За счет ранее оцененных и переданных для геологического изучения недропользователям прогнозных ресурсов в 2007 году получены приросты разведанных запасов основных видов твердых полезных ископаемых, превышающие их добычу из недр по титану и цирконию, золоту, бокситам, серебру, марганцу, олову.

За счет средств федерального бюджета получены приросты запасов по углю и вольфраму в пять раз превышающие добычу.

В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в целях повышения эффективности использования природных ресурсов Роснедрами осуществляется комплексная геолого-экономическая и технико-технологическая переоценка отдельных месторождений и рудных районов на основе применения новейших технологических решений по обогащению руд. В 2007 году в ГКЗ представлен вариант ТЭО кондиций и подсчета запасов по золоторудному месторождению Сухой Лог в Иркутской области. Разведанные запасы увеличены в 2,7 раза, что выводит его в разряд крупнейших месторождений в мире и самого крупного в России.

Анализируя результаты работ 2007 года следует сделать следующие выводы.

На фоне успешных показателей деятельности Роснедр настораживающим фактором является резкое снижение (практически до уровня ежегодной инфляции) в 2007 – 2008 годах финансирования геологоразведочных работ из средств федерального бюджета. В силу специфики геологоразведочного процесса положительные показатели по локализации прогнозных ресурсов в значительной степени обеспечены работами предыдущих лет.

Решение задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы России невозможно без поискового задела, который в связи с высокими инвестиционными рисками, обусловленными низкой подтверждаемостью прогнозных ресурсов категории Р3 и необходимостью проведения работ в неосвоенных районах, создается преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Из чего следует, что необходимо принимать меры для увеличения объемов бюджетного финансирования геологоразведочных работ.

В 2008 году затраты федерального бюджета на проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы составят 21 млрд. 975 млн. руб., что только на 3% превышает затраты 2007 года (в сопоставимых ценах)

Для сохранения темпов геологоразведочных работ приоритетных направлений (углеводородное сырье, уран, благородные металлы и алмазы) продолжается снижение бюджетного финансирования работ общегеологического назначения. В 2007 году объемы региональных геологических исследований составили 93% от объемов 2006 года, а в 2008 году прогнозируется 96% от уровня 2007 года (в сопоставимых ценах).

При этом доля затрат на проведение работ на углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые сохраняется на уровне 2007 года, а доля затрат на работы общегеологического назначения уменьшается с 19 до 17%.

Приоритетными направлениями региональных геологических исследований в 2008 году являются:

- создание и обновление мелко- и среднемасштабной геолого-геофизической картографической продукции по перспективным регионам страны;

- формирование фонда металлогенических объектов полного масштабного ряда для постановки геолого-съемочных, прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работ;

- обеспечение необходимого уровня и масштабов работ по геологическому обеспечению геополитических интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике;

- оптимизация мониторинга опасных геологических процессов и мониторинга состояния подземных вод на пунктах государственной опорной сети и полигонах федерального значения.

По углеводородному сырью приоритетными направлениями работ 2008 года являются:

– продолжение реализации Программы геологического изучения и лицензирования Восточной Сибири и республики Саха (Якутия);

– продолжение реализации Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

– продолжение работ по физической ликвидации экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр.

В 2008 г. на проведение ГРР на углеводородное сырье планируется затратить из средств федерального бюджета 10 млрд.133 млн. рублей. По результатам работ в 2008 г. планируется подготовить к лицензированию участки недр площадью 460 тыс. кв. км.

Главное внимание будет уделяться подготовке к лицензированию участков недр, примыкающих к трассам строительства будущих нефтегазопроводов на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Для проведения в этом районе работ в 2008 году планируется направить свыше 5 млрд. руб. против 4 млрд. руб. в 2007 году.

Кроме ого будут продолжены работы на нефть и газ на территории Западной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.

В 2008 году на твердые полезные ископаемые из средств федерального бюджета предполагается направить 7,0 млрд. руб., которые будут распределены в 46 субъектах Российской Федерации на 281 объекте.

При этом предполагается дальнейший рост финансирования поисковых, поисково-оценочных и производственно-тематических работ за счет существенного снижения финансирования низкоэффективных прогнозно-поисковых работ.

Сохраняя структуру работ по видам полезных ископаемых, будет продолжено изучение известных и вновь выявленных минерагенических структур с акцентом на вероятных социально эффективных проектах развития российской экономики.

Возрастет финансирование работ на золото, уголь, уран в Сибири и на золото, цветные металлы и уран на Дальнем Востоке. Предусматривается заметное усиление работ на золото и неметаллы в Южном ФО. Будут усилены работы на урановое сырье в Забайкалье и Иркутской области, Чукотском АО, цветные и черные металлы на Алтае; начнутся работы на уран и золото на юге Якутии, медь на Чукотке и в Магаданской области, марганец в Ненецком АО, олово и вольфрам в Иркутской области, цементное сырье в Дагестане и на юге Якутии, на стекольное сырье в Томской области.

Лицензирование недропользования является одной из основных функций Роснедр. В 2007 году Агентство провело 953 аукциона. Анализ результатов аукционов, проведенных в 2007 году, и динамики проведения аукционов с момента создания Агентства позволяет сделать вывод о возрастающем с каждым годом спросе на участки, в недрах которых содержится углеводородное сырье и о неснижающемся спросе на участки, содержащие твердые полезные ископаемые.

Суммарные разовые платежи за пользование недрами по проведенным аукционам составили 46,6 млрд. рублей.

В целом, прошедший год свидетельствует о достаточно высокой активности недропользователей в получении новых участков недр.

Это позволило повысить эффективность использования средств федерального бюджета за счет перераспределения рисков на ранних стадиях работ по геологическому изучению недр.

Другим важным направлением в области лицензирования является решение вопросов предоставления прав пользования участками недр для геологического изучения за счет средств недропользователей.

Всего в 2007 году для приема заявок выставлен 401 участок недр (почти на 20% меньше, чем в 2006 году), из них только на 196 участков поступило по одной заявке.

В 2007 году Агентство активно продолжило работу по рассмотрению заявок на разведку и добычу полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения.

Всего на конец года поступило 49 заявок на расчет исторических затрат государства, по 36 месторождениям затраты возмещены и представлены пакеты заявочных материалов. С учетом заявок, перешедших из 2006 года, в минувшем году на разведку и добычу при установлении факта открытия месторождения было выдано 49 лицензий.

Выполнен также большой объем работ по решению вопросов в части переоформления лицензий, внесения изменений и дополнений в лицензии. 486 лицензий по заявкам недропользователей было переоформлено и в 1 056 лицензий внесены изменения и дополнения.

В 2007 году Агентство продолжило борьбу с нарушителями условий пользования недрами. Всего за прошедший год за невыполнение условий лицензий направлено 283 уведомления и по 119 лицензиям право пользования досрочно прекращено.

В 2007 году Роснедра приняло участие в 81 судебном деле, при этом 24 из них перешли с 2006 года.

По 65 судебным делам Роснедра выступало в качестве ответчика, из них рассмотрено:

- (с положительным для Роснедр результатом) - 26 дел;

- (с отрицательным для Роснедр результатом) – 8 дел,

- в настоящее время остаются на рассмотрении – 31 дело.

По 3 судебным делам Роснедра выступало в качестве заявителя, из них 2 дела выиграно, 1 дело находится на рассмотрении в кассационной инстанции.

По 13 судебным делам Роснедра выступало в качестве третьего лица.

В конце доклада необходимо остановиться на проблемах, затрудняющих Роснедрам решение основных задач. Это:

– отсутствие нормативных и методических документов, регламентирующих проектирование и ценообразование геологоразведочных работ и директивных документов МПР России, регулирующих процесс бюджетного планирования;

– острая необходимость в скорейшем внесении изменений в действующее земельное законодательство, в части урегулирования вопроса получения согласий собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев на предоставление соответствующих земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

– отсутствие единой системы Фондов геологической информации;

– непродуманная система приватизации, проводящая к сокращению количества предприятий геологического профиля;

– неполное соответствие норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» особенностям проведения геологоразведочных работ.

В первую очередь, это касается невозможности корректировки цены государственного контракта в связи с изменением условий проведения работ и вероятностным характером получаемых геологических результатов.

Кроме того, нормы этого закона зачастую не дают возможности выбора заказчиком предприятия, обладающего наибольшим опытом и квалификацией исполнения геологоразведочных работ, результативность которых напрямую связана с этими факторами. Одним из путей решения этой проблемы является внесение изменений в закон о госзакупках в части включения геологоразведочных работ в технологические. Соответствующие предложения направлены Агентством в МПР России;

– отсутствие утвержденной методики расчета размеров стартового платежа при проведении аукционов на право пользования недрами;

– применение геологоразведочными организациями при проектировании устаревшей нормативной и методической базы, что не позволяет сделать государственный заказ привлекательным, значительно усложняет процесс проектирования;

– отсутствие современных отраслевых методик (регламентов) выполнения геологоразведочных работ (в том числе, с применением компьютерных технологий и прогрессивного оборудования).

В заключение своего выступления хочу заверить присутствующих в том, что все запланированные задачи работ 2008 года Федеральным агентством по недропользованию будут выполнены.

Благодарю за внимание.

вернуться к разделу