29 марта 2007

Доклад Начальника Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений П.А. Хлебникова на заседании Коллегии Роснедр 28 марта 2007 года

«Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2006 году и задачи на 2007 год в части углеводородного сырья и подземных вод»

В 2006 году деятельность Агентства в части углеводородов и подземных вод была направлена на реализацию тех функций и задач, которые исходят из «Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации.

В своем кратком выступлении я хотел бы остановиться на результатах работ по таким важным направлениям, как геологическое изучение недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и лицензирование пользования недрами.

В качестве положительного фактора необходимо отметить продолжающуюся в последние годы тенденцию увеличения ежегодных объемов финансирования геологического изучения недр за счет средств федерального бюджета.

Так, на финансирование работ в 2006 году из средств федерального бюджета было выделено 6.84 млрд. рублей, что в 3 раза больше относительно 2004 года.

Рост объемов финансирования позволяет соответственно наращивать физические объемы работ. Так, в 2006 году практически в 2 раза относительно предыдущих лет были увеличены объемы бурения параметрических скважин. При этом объемы сейсморазведки несколько снизились, поскольку бурение скважин является более дорогостоящим видом работ по сравнению с сейсморазведкой.

Основной объем работ был сконцентрирован на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) с целью дальнейшего наращивания сырьевой базы углеводородов за счет всех источников финансирования в районе строящегося нефтепровода. Такой подход соответствует Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России и направлен на реализацию Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), утвержденной МПР России в июле 2005 года.

Кроме того, в значительных объемах работы проводились на территориях Уральского и Приволжского федеральных округов, а также на континентальном шельфе Российской Федерации с целью выявления здесь новых зон нефтегазонакопления и последующего их лицензирования.

В результате выполнения в 2006 году всего комплекса работ локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 6.4 млрд. т условного топлива. К лицензированию подготовлены участки недр площадью 395 тыс. кв. км.

Определенных результатов достигли недропользователи на предоставленных в пользование лицензионных участках недр. Так, по  предварительной информации, в 2006 году открыто около 40 новых месторождений нефти и газа. При этом большая их часть приходится на Западно-Сибирскую и Волго-Уральскую нефтегазоносные провинции.

Второй год подряд обеспечивается прирост запасов углеводородов в объеме, превышающем годовой уровень их добычи.

При этом необходимо отметить, что по нефти часть прироста запасов (до 250 млн.т) обеспечивается в результате повышения коэффициента нефтеотдачи за счет внедрения новых технологий разработки месторождений.

В 2006 году значительно возросли объемы финансирования геологоразведочных работ за счет средств недропользователей, это 95 млрд. рублей, или в 1.5 раза больше относительно 2005 года.

При этом доля объемов финансирования за счет средств компаний –недропользователей составила 93% от общего объема финансирования геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования.

Отрадно отметить, что после длительного застоя в связи с отменой в 2002 году отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы впервые наметился ожидаемый нами рост объемов бурения поисково-разведочных скважин, без которого невозможно открытие новых месторождений нефти и газа.

По нашему мнению, рост объемов геологоразведочных работ объясняется активизацией работы Росприроднадзора относительно компаний, нарушающих лицензионные условия пользования недрами, а также усилением объемов лицензирования пользования недрами для добросовестных компаний-недропользователей, которых сегодня большинство.

Так, в 2006 году проведено 269 аукционов на право пользования недрами. Анализ результатов проведенных аукционов свидетельствует о сохраняющейся с 2005 года тенденции высокого спроса и активности компаний в получении новых участков недр.

Предложенные победителями аукционов разовые платежи в сумме составили 60 млрд. рублей, что практически в 2 раза больше по сравнению с 2005 годом.

Сокращается доля несостоявшихся аукционов, которая в 2006 году составила 33% против 42% в 2005 году.

Продолжалась работа по предоставлению возможности получения компаниями участков недр на геологическое изучение за счет собственных средств, с целью поисков и оценки месторождений углеводородов.

 Всего в 2006 году для приема заявок на получение лицензий для геологического изучения опубликовано 226 участков недр. В  результате публикаций по одной заявке поступило только на 76 участков недр, по которым согласно действующему порядку может рассматриваться вопрос о выдаче лицензий.

При этом доля участков недр с одной заявкой составила всего 34% от общего числа опубликованных против 35% в 2005 году, т.е. практически сохранилась на прежнем уровне.

В 2006 году нормализована работа по выдаче лицензий на разведку и добычу углеводородов недропользователям, открывшим месторождения за счет собственных средств, в соответствии с достаточно громоздким по объему различных согласований Порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Всего в отчетном году поступило 42 заявки на оформление лицензий от недропользователей, открывших месторождения за счет собственных средств и возместивших исторические затраты государства. Выдано 28 лицензий на разведку и добычу углеводородов против 3 лицензий в 2005 году. Остальные заявки находятся в работе, включая согласования с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Большой объем работ выполнен в части переоформления лицензий, а также внесения изменений в действующие лицензионные соглашения.

Таким образом, в результате активизации лицензирования пользования недрами и предоставления в пользование новых участков недр компании получили возможность расширить геологоразведочные работы и, в конечном итоге, обеспечить открытие новых месторождений углеводородов с наращиванием сырьевой базы углеводородов.

Вместе с тем, серьезную озабоченность вызывают факты невыполнения лицензионных условий  пользования недрами, особенно в части выполнения установленных объемов геологоразведочных работ.

Так, в 2006 году от Росприроднадзора поступили представления о нарушениях условий пользования недрами на 132 участках недр. По состоянию на 01.01.2007 года Агентством было рассмотрено 93 представления Росприроднадзора. В результате были приняты решения направить уведомления о допущенных нарушениях по 56 участкам недр, досрочно прекратить право пользования недрами по 20 участкам недр.

В целом в 2006 году по различным основаниям в соответствии с действующим законодательством о недрах принято решение о прекращении права пользования участками недр по 74 участкам недр.

Теперь остановлюсь на основных задачах деятельности Агентства на 2007 год.

Как вы знаете, на этот период из средств федерального бюджета на геологическое изучение недр в части углеводородного сырья предусматривается выделение средств на сумму 9.2 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2006 годом.

При этом основные приоритетные направления работ сохранятся аналогично направлениям 2006 года, что соответствует Долгосрочной программе, предусматривающей:

- наращивание работ по геологическому изучению недр на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);

- реализацию Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

- начало работ по ликвидации негерметичных экологически опасных скважин нераспределенного фонда недр.

Главное внимание будет уделяться подготовке к лицензированию участков недр, примыкающих к трассам строительства  нефтегазопроводов на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).

Для проведения в этом районе работ планируется направить не менее 3.4 млрд.рублей против 2.4 млрд.рублей в 2006 году. При этом на реализацию Программы параметрического бурения в этом регионе планируется направить из средств федерального бюджета 3.4 млрд. рублей, в том числе на 2007 год 780 млн. рублей.

Следующей задачей 2007 года считаем необходимость сохранения темпов лицензирования пользования недрами с целью привлечения средств недропользователей для открытия месторождений и прироста запасов углеводородов на новых перспективных участках недр.

Не менее важной задачей является также усиление контроля за выполнением недропользователями условий пользования недрами, принятие мер к нарушителям.

Большой объем работ предстоит выполнить в части разработки административных регламентов исполнения Агентством государственных функций и предоставления государственных услуг, совершенствования системы государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, согласования проектной документации на разработку месторождений нефти и газа, информационного обеспечения проводимых работ на территории Российской Федерации и других направлений.

Теперь о подземных водах, в частности, о пресных подземных водах, которые являются единственным защищенным от загрязнения источником питьевого водоснабжения населения. Как и в других сферах деятельности Агентства, здесь также существуют сложные проблемы, наиболее актуальные из которых связаны с воспроизводством ресурсной базы подземных вод, ее освоением, а также с разработкой и совершенствованием нормативных и нормативно-правовых документов в этой области.

Российская Федерация обладает огромным ресурсным потенциалом и значительными разведанными запасами питьевых  и технических подземных вод. Около половины разведанных месторождений (2400) и преобладающая часть эксплуатационных запасов (47 млн. м3/сут.) находятся в нераспределенном фонде недр.

Однако далеко не все разведанные месторождения и запасы в нераспределенном фонде недр могут быть освоены и использованы в качестве источников водоснабжения. Причинами этого являются застроенность площади месторождений, изменение экологической и водохозяйственной обстановки, изменившиеся требования к качеству питьевой воды.

Отдельные месторождения не могут быть вовлечены в эксплуатацию по причинам экономического характера. Например, из-за большой удаленности от потребителя или необходимости применения дорогостоящей водоподготовки. ёВ структуре источников питьевого водоснабжения населения уже в течение длительного периода времени доля подземных вод в целом по России сохраняется без изменений на уровне 45 – 46 %, а для крупных городов она  существенно ниже.

Поэтому исключительно важной задачей ближайшего периода было и остается приведение государственного баланса в соответствие с реальным состоянием месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр. На основе выполненной работы по инвентаризации месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр предстоит выполнить геологоразведочные работы по получению необходимых материалов для снятия с учета месторождений, которые по различным причинам не могут быть освоены, внесения изменений в балансовую принадлежность запасов.

Не менее важной задачей является приведение в соответствие с Законом «О недрах» права добычи подземных вод на участках недр, не имеющих утвержденных и включенных в государственный баланс запасов. Добыча подземных вод на таких участках составляет половину от общего отбора подземных вод.

Вместе с тем, на текущий период основной задачей Федерального агентства по недропользованию остается организация проведения поисковых и поисково-оценочных работ  для решения проблем перевода водоснабжения ряда крупных городов и населенных пунктов на защищенные подземные источники и подготовки резервных источников водоснабжения в соответствии с требованиями вступившего в действие с 1 января 2007 года Водного кодекса  Российской Федерации.

Это тем более необходимо в связи с тем, что благоприятная экономическая ситуация в стране и реализация национальных проектов существенно активизировали работы по проектированию и строительству водозаборов для добычи подземных вод. В 2006 году объем финансирования поисково-оценочных работ по сравнению с 2005 годом увеличился в 1.4 раза и составил 379,8 млн. рублей. При этом существенное сокращение объемов финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации объясняется принятым решением о передаче с 2005 года объемов геологоразведочных работ по всем видам полезных ископаемых на федеральный уровень.

По результатам 2006 года завершены поисково-оценочные работы на 33 объектах, в том числе для решения проблемы питьевого водоснабжения таких крупных городов, как Волгоград, Владикавказ, Красноярск, Киров, Липецк и другие. В 2007 году работы в этом направлении планируется продолжить, в том числе для обеспечения водоснабжения таких крупных городов, как Нижний Новгород, Саратов, Великий Новгород, Петрозаводск, Оренбург и другие.

Существенным тормозом в своевременном решении перечисленных проблем является недостаточность нормативной базы, регулирующей проведение государственной экспертизы запасов, ведение государственного баланса запасов и государственного учета ресурсов подземных вод. Первоочередной задачей на 2007 год следует считать утверждение новой классификации запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод. Требуется также внесение поправок в Закон «О недрах» в части одиночных  скважин,  предоставления права добычи подземных вод гражданам РФ, а также в Водный кодекс Российской Федерации в части отнесения родников и гейзеров к законодательству о недрах.

 Кроме того, налогообложение добычи питьевых и технических подземных вод должно регулироваться главой 26 Налогового кодекса, определяющей ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Кроме указанных, существуют  проблемы по другим направлениям деятельности Агентства в части углеводородного сырья и подземных вод. Мы их решаем, и будем решать совместными усилиями.

Презентация к докладу 28.03.07
вернуться к разделу