24-26 апреля 2006 года,
Хаммерфельд, Норвегия.
Уважаемые участники и гости Конференции! Уважаемые дамы и господа!
Нефтегазовому комплексу России принадлежит ведущая роль в развитии экономики страны, обеспечивающему не только ее внутренние потребности, но и поставки нефти и газа в достаточно крупных объемах на мировые рынки. Такая ситуация обусловлена тем, что нефть и газ являются и будут являться в первой половине XXI века основными энергоносителями, а сырьевая база углеводородов в России достаточно надежная и занимает ведущие позиции в мире.
Самой крупной в России является Западно-Сибирская провинция, потенциал которой по-прежнему будет обеспечивать основные объемы нефтегазодобычи в ближайшие десятилетия.
Другим, важнейшим регионом на перспективу, является Восточная Сибирь.
Хочу отметить, что в настоящее время нами значительно увеличиваются объемы гелогоразведочных работ в нефтегазоносных провинциях Восточной Сибири с целью создания здесь новых центров нефтегазодобычи России. В этом регионе уже имеется ряд открытых месторождений, запасы которых достаточны для начала формирования нефтегазового комплекса в ближайшие годы.
Наряду с Восточной Сибирью, не менее значимыми для формирования в будущем новых центров нефтегазодобычи России, являются шельфы морей.
Так, перспективная площадь на углеводородное сырье акватории морей составляет около 4 млн. кв. км, с извлекаемыми ресурсами более 100 млрд. т условного топлива, а добыча в небольших объемах ведется только на сахалинском шельфе дальневосточных морей.
Мы высоко ценим работу компаний по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 и полагаем, что опыт работы на сахалинском шельфе позволит дать позитивный толчок для начала добычи углеводородов и на Арктическом шельфе России, включая, прежде всего, акватории Баренцево, Печорского и Карского морей.
Это, к настоящему времени, наиболее изученная сейсморазведочными работами часть акватории Арктического шельфа. Здесь уже открыты такие крупные месторождения, как Приразломное, Штокмановское, Ленинградское, Ледовое, Русановское и другие (всего 22 месторождения), что характеризует не только высокие перспективы нефтегазоности западной части Арктического шельфа, но и подтверждает ее промышленную значимость.
В целом по разведанным запасам углеводородов доля западной части Арктического шельфа составляет более 75% от запасов всего российского шельфа. (8.2 млрд. т условного топлива).
Необходимо отметить, что по ресурсному потенциалу углеводородов акватории Баренцево, Печорского и Карского морей также значительно превосходят акватории других морей России. Так, доля ресурсов западной части Арктического шельфа составляет до 70% от ресурсов всего российского шельфа.
Западная часть Арктического шельфа - это наше национальное достояние и крупнейший резерв для будущего роста топливно-энергетического комплекса России. Поэтому одной из важнейших задач нашей деятельности является увеличение объемов геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования для наращивания сырьевой базы углеводородов в этом регионе.
В настоящее время Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием нашего Агентства разрабатывается Долгосрочная государственная стратегия по изучению и освоению континентального шельфа России. Основной целью разрабатываемой Стратегии является построение эффективной политики государства не только в области использования углеводородного потенциала, но и, в целом, в сфере устойчивого развития нефтегазового комплекса.
Указанная Стратегия будет рассматриваться на заседании Правительства Российской Федерации.
Проект Долгосрочной государственной стратегии включает в себя также Программу геологического изучения и лицензирования участков недр.
Несмотря на сравнительно высокую степень изученности акватории западной части Арктического шельфа, проектом Программы предусматривается существенный объем геологоразведочных работ по ее доизучению, в том числе за счет средств федерального бюджета. Мы возлагаем также большую надежду на активное участие недропользователей и полагаем, что выполненные ими объемы работ будут значительно больше ожидаемых.
По опыту работы на суше Российской Федерации могу сказать, что основная часть недропользователей относится с пониманием к решению важнейших задач в этом направлении и принимает достаточно активное участие в геологическом изучении и воспроизводстве сырьевой базы углеводородов.
Наша задача – активизировать процесс лицензирования пользования недрами, как на российском шельфе в целом, так и в западной части акватории Арктического шельфа и создать соответствующие условия для привлечения средств недропользователей в геологоразведку.
И проект Программы геологического изучения и лицензирования участков недр континентального шельфа предусматривает поэтапное проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами до 2010 года и прогноз на период до 2020 года.
Так, в соответствии с указанным проектом до 2010 года предусматривается провести 7 аукционов на право пользования недрами, включающих до 20 участков недр, в следующей последовательности:
Баренц-2, который включает 4 блока восточной части Печорского моря с суммарными извлекаемыми ресурсами 640-680 млн.т условного топлива.
Баренц-3, включающий Баренцево-Печорский участок недр с суммарными ресурсами 350-380 млн. т условного топлива.
Баренц-4, который включает 4 блока Южно- Приновоземельского участка с суммарными ресурсами около 1,2 млрд. т условного топлива.
Баренц-5, включающий 2 блока на Приновоземельском участке с суммарными ресурсами около 1,3 млрд. т условного топлива.
Баренц-6 и 7, которые включают центральную и западную части российской акватории Баренцева моря с запасами и ресурсами до 3 млрд. т условного топлива.
Для сведения хочу проинформировать вас, что проектом предусматривается также проведение 5 аукционов на право пользования участками недр по Охотскому морю акватории дальневосточных морей:
Сахалин 3 и 6 сахалинского шельфа
и
Магадан 1, 2 и 3 магаданского шельфа.
В целом реализация Долгосрочной государственной стратегии, по предварительным расчетам, позволит обеспечить локализацию ресурсов и приросты запасов углеводородного сырья в объемах, достаточных для обеспечения к 2020 году годовых уровней добычи нефти в объеме до 90 млн. т и газа – 300 млрд. м. куб.
Как вы заметили, в настоящей информации не указан такой важный показатель, как сроки проведения планируемых аукционов. Это объясняется тем, что действующим Законом Российской Федерации «О недрах» не предусмотрена норма проведения аукционов на, так называемое, совмещенное пользование недрами, то есть на поиски, разведку и добычу углеводородов. Именно по этой причине, в отличие от суши Российской Федерации, аукционы на право пользования участками недр акваторий морей временно не проводятся.
В настоящее время Министерство природных ресурсов Российской Федерации завершает необходимые согласования новой редакции проекта Закона о недрах, который предусматривает возможность проведения аукционов на совмещенное пользование участками недр морских акваторий. И мы готовы возобновить проведение аукционов в указанной последовательности, сразу же после вступления в силу новой редакции Закона о недрах, который Министерство планирует внести на рассмотрение Государственной Думы в течение ближайшего месяца, или после внесения соответствующих поправок в действующий Закон Российской Федерации «О недрах».
В новой редакции Закона о недрах прорабатываются также вопросы определения оптимальных для всех сторон условий участия иностранных компаний в развитии и освоении сырьевой базы углеводородов.
Мы понимаем, что освоение ресурсов углеводородного сырья на Арктическом шельфе, характеризующимся сложными природно-климатическими условиями и суровой ледовой обстановкой, является достаточно дорогостоящим проектом, требующим огромных финансовых средств, обладания практического опыта ведения работ в других аналогичных условиях, применения современного оборудования и передовых технологий освоения месторождений нефти и газа.
Я уже отмечал в целом положительную оценку результатов работ компаний на сахалинском шельфе. Считаю необходимым отметить, что мы также высоко ценим многолетний норвежский опыт освоения ресурсов углеводородов на прилегающем шельфе Норвегии.
Поэтому новая редакция Закона о недрах, безусловно, будет предусматривать возможность участия как отечественных, так и зарубежных компаний в освоении Арктического шельфа, направленного, прежде всего на эффективное и безопасное ведение работ.