13 января 2015

Основные направления развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Основные направления развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации

А.Е.Наталенко, В.А.Пак, А.П.Ставский

Сырьевой сектор российской промышленности, традиционно обеспечивающий основные доходы бюджетной системы и социальную стабильность в стране, имеет возможность успешно функционировать лишь благодаря наличию мощной минерально-сырьевой базы (МСБ), которая представляет собой совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов и локализованных ресурсов практически всех известных в мире полезных ископаемых. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота и многих других сырьевых товаров. Однако в будущем ситуация может существенно измениться. В процессе добычи и переработки минерального сырья расходуется невозобновляемый ресурс – запасы полезных ископаемых в недрах, поэтому в долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей промышленности будет возможна лишь в том случае, если развитие МСБ идет непрерывно, опережающими темпами и вновь выявляемые запасы не только компенсируют погашенные при добыче, но и являются конкурентоспособными на мировом рынке.

В последние годы в России был принят целый ряд документов стратегического планирования и прогнозирования [1-6], имеющих непосредственное отношение к геологии и использованию минерального сырья. Однако среди них нет документа, определяющего стратегию развития самой МСБ России – долгосрочных целей и основных задач с указанием способов их решения, которые ставит перед собой государство в сфере воспроизводства и использования минеральных ресурсов. В данной статье авторы предлагают свой взгляд на указанную проблему.

Стратегической целью развития МСБ России является устойчивое минерально-сырьевое обеспечение развития экономики даже с учетом политики ресурсосбережения, а также социальной сферы Российской Федерации и ее национальной безопасности и долгосрочных геополитических интересов. Достижение указанной цели возможно при условии решения следующих основных задач.

  • Поддержание добычи главных видов полезных ископаемых на уровне, обеспечивающим удовлетворение внутренних потребностей в минеральном сырье и разумных объемов экспорта. Для решения этой задачи необходимо выполнение достаточных объемов геологоразведочных работ (ГРР), ориентированных на открытие новых запасов и ресурсов, а также переоценку уже имеющихся, в т.ч. неэксплуатируемых запасов.
  • Экономическое и социальное развитие удаленных, слабо освоенных и геополитически значимых регионов России, располагающих значительным сырьевым потенциалом. К их числу относятся, прежде всего, Арктическая зона Российской Федерации, прилегающая к границе с Китаем часть Забайкалья и Дальний Восток, Северный Кавказ. Особую категорию геополитически значимых регионов составляют крупные добывающие центры, созданные еще в советское время на базе уникальных месторождений; некоторые из них уже начинают испытывать экономические и социальные проблемы, связанные с истощением разведанных запасов.
  • Обеспечение государственных геополитических интересов на территории России и ее континентального шельфа, в зарубежных странах, Мировом океане, Арктике и Антарктике. Решение этой задачи требует проведения необходимого и достаточного объема региональных, научных, тематических исследований и ГРР, нацеленных на получение новых геологических знаний, обеспечивающих России международный приоритет в использовании этих территорий.

Решению сформулированных выше задач и достижение стратегической цели развития МСБ России будет противодействовать ряд совокупно действующих негативных факторов, главными из которых являются следующие:

  • Геологические факторы, такие как постепенное исчерпание рентабельных для отработки (конкурентоспособных) запасов; вероятностный характер положительных результатов ГРР, ухудшение качественных параметров и размерности вновь открываемых месторождений; низкие перспективы открытия новых месторождений полезных ископаемых (ПИ) традиционных геолого-промышленных типов.
  • Инфраструктурные факторы, прежде всего, размещение многих месторождений и перспективных участков на территориях с неразвитой энергетической, транспортной и социальной инфраструктурой. Для отечественной МСБ этот фактор особенно актуален в связи с освоением месторождений в районах российской Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
  • Экологические факторы связаны с ограничениями, которые накладываются на развитие минерально-сырьевого комплекса из-за его негативного воздействия на окружающую среду.
  • Конъюнктурные факторы, имеющие глобальный характер; в т.ч. товарно-ценовые циклы, вызывающие обвальное снижение мировых цен и спроса на минерально-сырьевую продукцию.
  • Политические факторы, также имеющие глобальный характер в т.ч. стремление потенциальных покупателей диверсифицировать импорт и найти альтернативных поставщиков, часто в ущерб стоимости поставок, а также экономические санкции и ограничения на торговлю, накладываемые по политическим и иным мотивам.
  • Внутренние негативные факторы, включающие несовершенство нормативно-правовой базы и правоприменительной практики, не учитывают особенности функционирования геологоразведочных, горных и нефтегазовых компаний в условиях глобального рынка, а также реального состояния МСБ и ее потенциальных возможностей.

Каждое ПИ формируется в определенной, только ему присущей, геологической ситуации, поэтому в мире нет и не может быть стран, обеспеченных всеми видами минерального сырья. И Россия в этом отношении не является исключением: некоторые ПИ являются для нас остро дефицитными, а некоторые, наоборот, образуют уникальные по масштабу и качеству месторождения. С другой стороны, некоторые ПИ пользуются повышенным спросом со стороны недропользователей и рынков, а некоторые – по тем или иным причинам, менее интересны для бизнеса. Очевидно, что и стратегические подходы к развитию МСБ разных ПИ должны быть разными. В связи с этим целесообразно выделить несколько групп ПИ, каждая из которых будет характеризоваться своей стратегией развития МСБ. Всего нами выделено восемь таких групп.

  1. Нефть – особая значимость для экономики России.
  2. Свободный газ – особая значимость для экономики России.
  3. Подземные воды – недефицитное, востребованное, возобновляемое (!) ПИ.
  4. Бокситы, марганцевые руды, уран, плавиковый шпат, хромовые руды, титан, цирконий и др. – дефицитные ПИ, значительное внутреннее потребление которых в основном обеспечивается импортом, а выявление новых месторождений значительно лучшего качества маловероятно.
  5. Бериллий, литий, рений, тантал, ниобий, олово, редкоземельные металлы и др. – дефицитные ПИ, внутреннее потребление которых очень невелико и обеспечивается импортом, а выявление новых месторождений лучшего качества маловероятно.
  6. Медь, свинец, цинк, молибден, вольфрам и др. – сегодня это недефицитные ПИ, но в период до 2040 года могут возникнуть проблемы, связанные с исчерпанием или резким ухудшением качества остаточных запасов.
  7. Золото, металлы платиновой группы, серебро, алмазы – недефицитные ПИ, исчерпание запасов которых в ближайшие четверть века не предвидится; особо востребованы на рынке участков недр.
  8. Уголь, железные руды, никель, кобальт, калийные соли и др. – недефицитные ПИ, исчерпание запасов в ближайшие четверть века не предвидится; менее востребованные на рынке участков недр.

МСБ нефти России должна обеспечивать поддержание достигнутого уровня добычи (500 млн т/год) в долгосрочной перспективе. Это позволит гарантировать устойчивое энергообеспечение экономики страны и надежное функционирование ее финансовой системы. Однако, при нынешнем состоянии МСБ, развитие технических средств и технологий поддерживать достигнутый уровень добычи можно будет лишь ограниченное время. Уже через несколько лет для этого потребуется вовлечение в промышленный оборот новых месторождений и залежей нетрадиционных типов, прежде всего, трудноизвлекаемой нефти баженовской и доманиковой свит. В старых добычных регионах с развитой инфраструктурой частично поддержать добычу могут небольшие месторождения-спутники и залежи на глубоких горизонтах. Другим стратегическим направлением развития МСБ нефти является геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов добычи – сначала глубоких горизонтов Прикаспия, отдельных слабоизученных бассейнов по периферии Западной и Восточной Сибири, а в долгосрочной перспективе – арктического шельфа Российской Федерации. Для достижения этих целей государство должно решить следующие задачи:

  • стимулировать добычу нефти на истощенных месторождениях в старых добычных регионах;
  • повысить инвестиционную привлекательность месторождений и залежей с трудноизвлекаемыми «гранично-экономическими» запасами нефти;
  • снять все ограничения на проведение ГРР в границах разрабатываемых и подготавливаемых к разработке месторождений;
  • стимулировать разработку и/или внедрение новых технических средств и технологий добычи и переработки трудноизвлекаемой нефти;
  • повысить инвестиционную привлекательность ГРР в новых перспективных регионах на суше и континентальном шельфе России;
  • обеспечить выполнение достаточного объема научных и тематических исследований для создания новых прогностических моделей перспективных нефтегазоносных регионов России.

МСБ свободного газа России способна гарантировать поддержание, а при необходимости и значительное наращивание достигнутого уровня добычи, что позволит обеспечить бесперебойное энергообеспечение отечественной промышленности и коммунального сектора, а также экспортные поставки, являющиеся залогом стабильности финансовой системы России. В настоящее время в России в структуре добычи преобладает «сухой» газ, но уже в среднесрочной перспективе поддерживать добычу в традиционных регионах можно будет лишь за счет разведанных здесь запасов «жирного» газа, содержащего значительную примесь тяжелых гомологов метана. Для этого потребуется строительство дополнительной промысловой инфраструктуры и предприятий, извлекающих и перерабатывающих попутные этан, пропан и другие газы. В долгосрочной перспективе для поддержания МСБ свободного газа потребуется проводить геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов, прежде всего, Заполярья и арктического шельфа. Для достижения этих целей государство должно решить следующие задачи:

  • стимулировать добычу «сухого» газа на истощенных месторождениях в старых добычных регионах;
  • стимулировать ввод в эксплуатацию месторождений и залежей, содержащих «жирный» газ, а также строительство объектов промысловой инфраструктуры и перерабатывающих предприятий;
  • содействовать производству сжиженного природного газа (СПГ), что позволит существенно расширить круг потенциальных покупателей российского газа;
  • повысить инвестиционную привлекательность ГРР на свободный газ в новых перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
  • обеспечить выполнение достаточного объема научных и тематических исследований для создания новых прогностических моделей перспективных нефтегазоносных регионов России.

В отношении МСБ подземных вод России главной целью должно стать сохранение имеющихся ресурсов и запасов от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью человека. Достижение этой цели подразумевает не столько увеличение объемов ГРР, сколько ужесточение требований к потребителям подземных вод, прежде всего, к крупным промышленным предприятиям. В регионах с относительно небольшой техногенной нагрузкой необходимо постепенно переходить на подземные источники снабжения населения питьевой водой. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:

  • обеспечить мониторинг состояния подземных вод и эффективный контроль за водопользованием на всей территории страны, особенно в крупных горнорудных и промышленных районах;
  • в регионах с относительно небольшой техногенной нагрузкой стимулировать выполнение ГРР на подземные воды в объемах, необходимых для обеспечения населения питьевой водой из защищенных источников;
  • обеспечить выполнение достаточного объема гидрогеологических съемок и тематических работ для создания научных основ мониторинга и ГРР на подземные воды.

Состояние МСБ бокситов, марганцевых, хромовых руд, урана и других дефицитных ПИ не позволит России в обозримой перспективе выйти на полное самообеспечение и отказаться от импорта. Но проблема может быть существенно смягчена за счет вовлечения в эксплуатацию части разведанных запасов руд относительно низкого качества. Количество стоящих на балансе запасов хромовых руд, урана и других ПИ этой группы достаточно велико, а их качество в некоторых месторождениях не уступает качеству руд рядовых зарубежных объектов. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на разработку инновационных технологий прогнозирования и поисков новых месторождений, прежде всего, не выходящих на поверхность, что позволит в большей мере обеспечить потребности страны в дефицитных видах ПИ. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:

  • провести геолого-экономический анализ неразрабатываемых месторождений и выделить объекты или участки с «гранично-экономическими» запасами, которые можно ввести в оборот, в том числе, при условии предоставления льгот недропользователю;
  • повысить инвестиционную привлекательность неразрабатываемых месторождений и участков с «гранично-экономическими» запасами;
  • стимулировать разработку и внедрение новых технологий переработки низкокачественных руд применительно к конкретным месторождениям;
  • стимулировать разработку и внедрение инновационных технологий прогнозирования и поисков новых месторождений, прежде всего, не выходящих на поверхность;
  • поддерживать отечественные компании, приобретающие месторождения за рубежом с целью импорта добытого сырья в Россию;
  • обеспечить выполнение достаточного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания научных основ прогноза и поисков невскрытых месторождений ПИ данной группы.

МСБ бериллия, лития, олова, тантала, РЗЭ и некоторых других ПИ очень слабо востребована на внутреннем рынке России и это не позволяет дать реальную оценку ее качеству. В случае возникновения рыночного спроса его удовлетворение возможно за счет участков недр с рентабельными запасами, которые необходимо выделить из всей массы балансовых запасов. В долгосрочной перспективе, при наличии внутреннего спроса на фоне дефицита рентабельных запасов, необходимо будет ориентироваться на выявление новых, прежде всего, не выходящих на поверхность месторождений с конкурентоспособными геолого-экономическими параметрами. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:

  • провести геолого-экономический анализ неразрабатываемых месторождений и выделить объекты или участки с рентабельными и «гранично-экономическими запасами», которые могут быть введены в оборот, в том числе, при условии предоставления льгот недропользователю;
  • при появлении внутреннего платежеспособного спроса повысить инвестиционную привлекательность неразрабатываемых объектов с «гранично-экономическими» запасами и стимулировать проведение ГРР, ориентированных на выявление новых месторождений с конкурентоспособными геолого-экономическими параметрами;
  • стимулировать разработку и внедрение новых технологий переработки низкокачественных руд применительно к конкретным месторождениям;
  • стимулировать разработку и внедрение инновационных технологий прогнозирования и поисков новых месторождений, прежде всего, не выходящих на поверхность;
  • обеспечить выполнение достаточного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания научных основ прогноза и поисков невскрытых месторождений ПИ данной группы.

МСБ меди, свинца, цинка, молибдена, вольфрама и некоторых других ПИ может быть существенно истощена в период до 2040 года. Однако наличие геологических предпосылок позволяет и в долгосрочной перспективе рассчитывать на обеспечение всех внутренних потребностей промышленности России и сохранение достигнутых объемов экспорта. Сделать это можно будет, как за счет новых месторождений, так и за счет ввода в оборот известных, неэксплуатируемых сегодня объектов. Для достижения поставленной цели государство должно решить следующие задачи:

  • провести геолого-экономический анализ неразрабатываемых месторождений и выделить объекты или участки с «гранично-экономическими» запасами, которые можно ввести в оборот, в том числе, при условии предоставления льгот недропользователю;
  • повысить инвестиционную привлекательность неразрабатываемых объектов или участков с «гранично-экономическими запасами»;
  • повысить инвестиционную привлекательность ГРР, ориентированных на открытие новых месторождений ПИ данной группы, прежде всего, не выходящих на поверхность и новых геолого-промышленных типов;
  • обеспечить выполнение достаточного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания научных основ прогноза и поисков невскрытых и нетрадиционных месторождений ПИ данной группы.

МСБ золота, металлов платиновой группы, серебра и алмазов достаточно велика, востребована и не будет исчерпана в период до 2040 года. Она должна гарантировать экономически обоснованные уровни добычи, которые могут меняться в зависимости от ситуации в стране и в мире. В том числе, МСБ должна обеспечивать возможность быстрого наращивания добычи в периоды роста цен на благородные металлы и алмазы. Следует учитывать также, что в ряде удаленных регионов России месторождения золота и алмазов играют важную социальную и геополитическую роль, обеспечивая «российское присутствие» и занятость населения. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:

  • в связи с востребованностью участков, перспективных на благородные металлы и алмазы, определить очередность ввода в эксплуатацию запасов неразрабатываемых месторождений в соответствии с планами социально-экономического развития регионов России;
  • стимулировать во всех регионах страны добычу золота из истощенных россыпей, прежде всего, в условиях Крайнего Северо-Востока; 
  • обеспечить выполнение достаточного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания научных основ прогноза и поисков не выходящих на поверхность и нетрадиционных месторождений ПИ данной группы;
  • осуществлять за счет средств федерального бюджета выполнение ограниченного объема поисковых работ, прежде всего, на золото, на перспективных участках, выявленных в результате региональных и тематических исследований.

Золото – единственное ПИ, поиски месторождений которого в среднесрочной перспективе целесообразно вести за счет средств федерального бюджета. Во-первых, это наиболее востребованное ПИ (помимо нефти) среди недропользователей. Во-вторых, многообразие типов месторождений и обстановок их формирования открывает очень широкие перспективы для поисков золоторудных месторождений во многих регионах России. В-третьих, выполнение поисковых работ на перспективных участках, выделенных в результате предшествующих региональных исследований за счет средств федерального бюджета, позволит быстро и объективно оценить эффективность вложения государственных средств в проекты, которые во всем мире финансируются частными компаниями.

МСБ углей, железных руд, никеля, кобальта, калийных солей и некоторых других ПИ избыточна в количественном отношении и неравномерна в качественном. В целом она позволяет на протяжении нескольких десятилетий обеспечивать внутренние потребности промышленности и экономически обоснованные объемы экспорта. Развитие МСБ необходимо для смягчения отдельных территориальных диспропорций: необходимо стимулировать создание перерабатывающих производств в тех регионах, где имеются крупные запасы и ресурсы, прежде всего, железных руд. Для достижения поставленной цели государство должно решить следующие задачи:

  • определить очередность ввода в эксплуатацию запасов неразрабатываемых месторождений в соответствии с планами социально-экономического развития регионов России и с учетом необходимости ликвидации региональных диспропорций в размещении МСБ и перерабатывающих предприятий;
  • привлекать инвестиции в ГРР, ориентированные на освоение месторождений с «гранично-экономическими» запасами регионально дефицитных ПИ;
  • обеспечить выполнение минимального объема научных и тематических исследований для создания научных основ прогноза и поисков невскрытых и нетрадиционных месторождений ПИ данной группы.

Выше были предложены различные стратегические подходы к развитию МСБ разных групп ПИ. При этом многие задачи, а значит и пути их решения повторялись неоднократно. Это не удивительно; ведь в любом случае новые месторождения надо прогнозировать и искать, а разведанные, но неразрабатываемые запасы – переоценивать и вводить в промышленный оборот. Ниже приведен обобщенный перечень государственных задач в сфере развития МСБ и путей их решения, которые останутся актуальными на протяжении, как минимум, ближайшей четверти века.

Задача поиска новых месторождений, так или иначе, сводится к привлечению негосударственных инвестиций в ГРР на нефть, газ и твердые ПИ. Даже в благополучном 2013 году они составили всего 270 млрд руб. (34 млрд на твердые ПИ и 236 млрд – на УВ сырье), что совершенно недостаточно для страны с такими геологическими перспективами и такой территорией, как наша. Но дело не только в деньгах.

В настоящее время в государственном фонде недр вследствие высокой степени геологической изученности территории страны критически исчерпаны легко открываемые уникальные и крупные по масштабу запасов месторождения практически всех видов ПИ. Технология и методика прогноза, поисков, оценки и разведки этих ставших традиционными объектов была детально отработана в советский период и без особых изменений используется в настоящее время. В рамках такого подхода вполне естественными являются требования к стадийности ГРР (которых нет в других сырьевых странах), увеличение размеров бюджетного финансирования ГРР, возобновление геолого-съемочных работ масштаба 1:50 000 с сопутствующими общими поисками, сожаления о сокращении физических объемов всех видов ГРР и т.д. Но в условиях рыночной экономики и критического исчерпания легко открываемых месторождений такой подход экономически неэффективен и недопустим, в том числе из-за непомерной нагрузки на государственный бюджет.

Объекты поисков сегодня – это либо относительно небольшие месторождения на периферии, на флангах и на глубоких горизонтах известных разрабатываемых объектов; либо месторождения принципиально иного, не характерного для России, геолого-промышленного типа; либо месторождения, расположенные в малоизученных областях, прежде всего, в Заполярье и на арктическом шельфе. В любом случае, это будут сложно открываемые, как правило, не выходящие на поверхность месторождения, найти которые традиционным методом сгущения сети наблюдения будет чрезвычайно затратно и крайне сложно. Для поисков таких месторождений требуются новые методики и технологии прогноза, поисков, оценки, разведки, разработки и обогащения, а также современные конкурентоспособные геофизические приборы и лабораторное оборудование, программное обеспечение и высокопроизводительный станочный парк для бурения.

Привлечение частных инвестиций, как в разработку методик, технологий и оборудования, так и непосредственно в ГРР, является главной задачей государства в сфере развития МСБ. Длительные сроки окупаемости нефтегазовых и горных проектов требуют стабильного законодательства и высокого уровня доверия между государством и бизнесом. Вторым важным вектором развития деловой среды должна стать либерализация законодательства о недрах. Прежде всего, это касается корректировки критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения; гарантий, во-первых, возможности вести поиски в том месте, где компания считает это наиболее целесообразным (заявительный принцип); во-вторых, безусловного права компании распоряжаться найденным месторождением (продать его или разведывать и разрабатывать самостоятельно).

Кроме того, необходимо резко сократить количество и повысить качество исполнения контрольно-надзорных функций государства; в т.ч. постепенно передавая  функции экспертизы запасов и проектов саморегулируемым профессиональным ассоциациям; упрощая процедуры оформления и переоформления лицензий на право пользования недрами с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры. Необходимо разработать ясные и прозрачные механизмы их досрочного изъятия, ограничить избыточную концентрацию регулятивных функций на федеральном уровне – мелкие, средние, а также истощенные месторождения с остаточными запасами должны предназначаться, прежде всего, для становления и развития мелкого и среднего бизнеса («юниорные» компании) в регионах, закрепления населения на окраинных территориях страны. Начать децентрализацию управления можно с твердых полезных ископаемых, постепенно вовлекая в нее газовые, а потом и нефтяные месторождения.

Ввод в оборот неразрабатываемых месторождений позволит «разморозить» запасы, которые многие десятилетия лежат без движения. Доля неразрабатываемых балансовых запасов в структуре МСБ России очень велика: 30% запасов алмазов, 40% нефти, металлов платиновой группы и никеля, почти 50% меди и свободного газа, более 60% золота и железных руд, 80% хромовых руд, 90% и более углей, олова, вольфрама и титана, практически 100% редких металлов. Причины, по которым месторождения не разрабатываются, бывают разные, начиная от низкого качества руд и заканчивая неблагоприятным географическим положением, но в любом случае они являются стратегическим сырьевым резервом и по мере возможности должны быть включены в промышленный оборот.

Таким образом, второй важнейшей задачей государства в сфере развития МСБ является привлечение инвестиций в освоение разведанных, но неразрабатываемых запасов трудноизвлекаемой нефти, «жирного» газа и относительно низкокачественных руд твердых ПИ. Первое, что необходимо для этого сделать, – это провести геолого-экономический анализ стоящих на балансе запасов, которые представляют собой очень пеструю картину. Часть запасов, которая со всей очевидностью никогда не будет востребована, следует перевести в категорию ресурсов. Другую часть запасов, которая имеет характеристики, сопоставимые с характеристиками рядовых руд разрабатываемых месторождений за рубежом, следует выделить в отдельную категорию. Их необходимо будет поэтапно вводить в оборот, в том числе, предоставляя недропользователям льготы, позволяющие сблизить прибыльность добычи на разных по стоимости отработки месторождениях. В частности, для месторождений ТПИ можно отменить разовый платеж и/или снизить НДПИ для низкорентабельных объектов, подобно тому, как это уже сделано для многих нефтяных месторождений. В свою очередь, компания, получив объект на льготных условиях, должна будет гарантировать вложение средств в его эксплуатацию.

Разрабатывать за счет средств государственного бюджета новые приборы, оборудование, средства телеметрии, технологии, необходимые для поисков новых и ввода в оборот известных месторождений, экономически неэффективно и нецелесообразно. Эта работа должна выполняться частными компаниями, в т.ч., в рамках определенных СП. Политика локализации будет способствовать их возникновению и развитию.

В отношении ПИ, запасы которых явно избыточны, необходимо определить очередность их ввода в эксплуатацию в соответствии с планами социально-экономического развития регионов и с учетом необходимости ликвидации региональных диспропорций в размещении месторождений и перерабатывающих предприятий. Эта задача должна решаться совместными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти для обеспечения баланса их интересов.

В социально чувствительных районах, где население целиком зависит от добычи ПИ, необходимо решать проблему сохранения производства. В старых горнорудных и промысловых регионах, на истощенных месторождениях, необходимо поддерживать добычу россыпного золота, нефти и газа за счет предоставления налоговых льгот старательским артелям и добывающим компаниям. В частности, для истощенных россыпей следует отменить разовый платеж и НДПИ и существенно упростить процедуру предоставления участков недр в пользование. Система льгот в таких регионах требует очень тонкой настройки; она должна способствовать занятости населения, продлению срока работы рудников и промыслов и, в конце концов, полному извлечению из недр остаточных запасов ПИ.

Средства федерального бюджета должны использоваться лишь в тех областях, которые не интересны коммерческим компаниям, поэтому они не должны расходоваться на дорогостоящие поисковые и оценочные работы, прямо направленные на воспроизводство МСБ. Однако участие государства на ранних этапах геологоразведочного процесса желательно и даже необходимо. В частности, государство должно взять на себя финансирование достаточного объема научных, региональных и тематических работ, направленных на создание новых моделей геологического строения и истории развития перспективных нефтегазовых бассейнов и рудных провинций, которые являются научной основой для любых прогнозных построений и планирования ГРР на нефть, газ и твердые ПИ, как на уровне государственных органов, так и на уровне компаний.

В связи с тем, что все «легкие», лежащие на поверхности, открытия уже сделаны, а новые объекты сегодня – это новые типы руд, нетрадиционные типы месторождений, «слепые», не выходящие на поверхность рудные тела, необходимо искать новые научные, методические и технологические подходы к их прогнозированию и поискам. Это направление работ, хотя бы частично, также должно финансироваться государством.

За счет средств федерального бюджета при необходимости могут проводиться работы по разбраковке балансовых запасов. Геолого-экономический анализ неразрабатываемых месторождений и выделение объектов или участков с «гранично-экономическими» запасами позволит ввести в оборот значительную часть МСБ, которая была подготовлена еще в советское время и с тех пор лежит без движения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для решения проблемы воспроизводства МСБ России требуются не только деньги и косметические, точечные поправки в законодательство о недрах, но и общая стабилизация российского законодательства, а также повышение уровня доверия между государством и бизнесом, эффективная и профессиональная работа всех ветвей власти. Без этого устойчивое минерально-сырьевое обеспечение экономики страны, социальной сферы Российской Федерации и ее национальной безопасности на долгосрочную перспективу будет невозможно.

Список литературы

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Правительством Российской Федерации 23 марта 2013 г.).
  2. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года (подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Институтом энергетических исследований РАН, 2013 г.)
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
  4. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1039-р).
  5. Стратегия развития черной и цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утверждена приказом Минпромторга России от 05 мая 2014 г. N 839).
  6. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р).

Этот материал будет опубликован в виде статьи в журнале "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление " № 1/2015 .

вернуться к разделу