А.Е.Наталенко, В.А.Пак, А.П.Ставский
Сырьевой сектор российской промышленности, традиционно обеспечивающий основные доходы бюджетной системы и социальную стабильность в стране, имеет возможность успешно функционировать лишь благодаря наличию мощной минерально-сырьевой базы (МСБ), которая представляет собой совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов и локализованных ресурсов практически всех известных в мире полезных ископаемых. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота и многих других сырьевых товаров. Однако в будущем ситуация может существенно измениться. В процессе добычи и переработки минерального сырья расходуется невозобновляемый ресурс – запасы полезных ископаемых в недрах, поэтому в долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей промышленности будет возможна лишь в том случае, если развитие МСБ идет непрерывно, опережающими темпами и вновь выявляемые запасы не только компенсируют погашенные при добыче, но и являются конкурентоспособными на мировом рынке.
В последние годы в России был принят целый ряд документов стратегического планирования и прогнозирования [1-6], имеющих непосредственное отношение к геологии и использованию минерального сырья. Однако среди них нет документа, определяющего стратегию развития самой МСБ России – долгосрочных целей и основных задач с указанием способов их решения, которые ставит перед собой государство в сфере воспроизводства и использования минеральных ресурсов. В данной статье авторы предлагают свой взгляд на указанную проблему.
Стратегической целью развития МСБ России является устойчивое минерально-сырьевое обеспечение развития экономики даже с учетом политики ресурсосбережения, а также социальной сферы Российской Федерации и ее национальной безопасности и долгосрочных геополитических интересов. Достижение указанной цели возможно при условии решения следующих основных задач.
Решению сформулированных выше задач и достижение стратегической цели развития МСБ России будет противодействовать ряд совокупно действующих негативных факторов, главными из которых являются следующие:
Каждое ПИ формируется в определенной, только ему присущей, геологической ситуации, поэтому в мире нет и не может быть стран, обеспеченных всеми видами минерального сырья. И Россия в этом отношении не является исключением: некоторые ПИ являются для нас остро дефицитными, а некоторые, наоборот, образуют уникальные по масштабу и качеству месторождения. С другой стороны, некоторые ПИ пользуются повышенным спросом со стороны недропользователей и рынков, а некоторые – по тем или иным причинам, менее интересны для бизнеса. Очевидно, что и стратегические подходы к развитию МСБ разных ПИ должны быть разными. В связи с этим целесообразно выделить несколько групп ПИ, каждая из которых будет характеризоваться своей стратегией развития МСБ. Всего нами выделено восемь таких групп.
МСБ нефти России должна обеспечивать поддержание достигнутого уровня добычи (500 млн т/год) в долгосрочной перспективе. Это позволит гарантировать устойчивое энергообеспечение экономики страны и надежное функционирование ее финансовой системы. Однако, при нынешнем состоянии МСБ, развитие технических средств и технологий поддерживать достигнутый уровень добычи можно будет лишь ограниченное время. Уже через несколько лет для этого потребуется вовлечение в промышленный оборот новых месторождений и залежей нетрадиционных типов, прежде всего, трудноизвлекаемой нефти баженовской и доманиковой свит. В старых добычных регионах с развитой инфраструктурой частично поддержать добычу могут небольшие месторождения-спутники и залежи на глубоких горизонтах. Другим стратегическим направлением развития МСБ нефти является геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов добычи – сначала глубоких горизонтов Прикаспия, отдельных слабоизученных бассейнов по периферии Западной и Восточной Сибири, а в долгосрочной перспективе – арктического шельфа Российской Федерации. Для достижения этих целей государство должно решить следующие задачи:
МСБ свободного газа России способна гарантировать поддержание, а при необходимости и значительное наращивание достигнутого уровня добычи, что позволит обеспечить бесперебойное энергообеспечение отечественной промышленности и коммунального сектора, а также экспортные поставки, являющиеся залогом стабильности финансовой системы России. В настоящее время в России в структуре добычи преобладает «сухой» газ, но уже в среднесрочной перспективе поддерживать добычу в традиционных регионах можно будет лишь за счет разведанных здесь запасов «жирного» газа, содержащего значительную примесь тяжелых гомологов метана. Для этого потребуется строительство дополнительной промысловой инфраструктуры и предприятий, извлекающих и перерабатывающих попутные этан, пропан и другие газы. В долгосрочной перспективе для поддержания МСБ свободного газа потребуется проводить геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов, прежде всего, Заполярья и арктического шельфа. Для достижения этих целей государство должно решить следующие задачи:
В отношении МСБ подземных вод России главной целью должно стать сохранение имеющихся ресурсов и запасов от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью человека. Достижение этой цели подразумевает не столько увеличение объемов ГРР, сколько ужесточение требований к потребителям подземных вод, прежде всего, к крупным промышленным предприятиям. В регионах с относительно небольшой техногенной нагрузкой необходимо постепенно переходить на подземные источники снабжения населения питьевой водой. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:
Состояние МСБ бокситов, марганцевых, хромовых руд, урана и других дефицитных ПИ не позволит России в обозримой перспективе выйти на полное самообеспечение и отказаться от импорта. Но проблема может быть существенно смягчена за счет вовлечения в эксплуатацию части разведанных запасов руд относительно низкого качества. Количество стоящих на балансе запасов хромовых руд, урана и других ПИ этой группы достаточно велико, а их качество в некоторых месторождениях не уступает качеству руд рядовых зарубежных объектов. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на разработку инновационных технологий прогнозирования и поисков новых месторождений, прежде всего, не выходящих на поверхность, что позволит в большей мере обеспечить потребности страны в дефицитных видах ПИ. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:
МСБ бериллия, лития, олова, тантала, РЗЭ и некоторых других ПИ очень слабо востребована на внутреннем рынке России и это не позволяет дать реальную оценку ее качеству. В случае возникновения рыночного спроса его удовлетворение возможно за счет участков недр с рентабельными запасами, которые необходимо выделить из всей массы балансовых запасов. В долгосрочной перспективе, при наличии внутреннего спроса на фоне дефицита рентабельных запасов, необходимо будет ориентироваться на выявление новых, прежде всего, не выходящих на поверхность месторождений с конкурентоспособными геолого-экономическими параметрами. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:
МСБ меди, свинца, цинка, молибдена, вольфрама и некоторых других ПИ может быть существенно истощена в период до 2040 года. Однако наличие геологических предпосылок позволяет и в долгосрочной перспективе рассчитывать на обеспечение всех внутренних потребностей промышленности России и сохранение достигнутых объемов экспорта. Сделать это можно будет, как за счет новых месторождений, так и за счет ввода в оборот известных, неэксплуатируемых сегодня объектов. Для достижения поставленной цели государство должно решить следующие задачи:
МСБ золота, металлов платиновой группы, серебра и алмазов достаточно велика, востребована и не будет исчерпана в период до 2040 года. Она должна гарантировать экономически обоснованные уровни добычи, которые могут меняться в зависимости от ситуации в стране и в мире. В том числе, МСБ должна обеспечивать возможность быстрого наращивания добычи в периоды роста цен на благородные металлы и алмазы. Следует учитывать также, что в ряде удаленных регионов России месторождения золота и алмазов играют важную социальную и геополитическую роль, обеспечивая «российское присутствие» и занятость населения. Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи:
Золото – единственное ПИ, поиски месторождений которого в среднесрочной перспективе целесообразно вести за счет средств федерального бюджета. Во-первых, это наиболее востребованное ПИ (помимо нефти) среди недропользователей. Во-вторых, многообразие типов месторождений и обстановок их формирования открывает очень широкие перспективы для поисков золоторудных месторождений во многих регионах России. В-третьих, выполнение поисковых работ на перспективных участках, выделенных в результате предшествующих региональных исследований за счет средств федерального бюджета, позволит быстро и объективно оценить эффективность вложения государственных средств в проекты, которые во всем мире финансируются частными компаниями.
МСБ углей, железных руд, никеля, кобальта, калийных солей и некоторых других ПИ избыточна в количественном отношении и неравномерна в качественном. В целом она позволяет на протяжении нескольких десятилетий обеспечивать внутренние потребности промышленности и экономически обоснованные объемы экспорта. Развитие МСБ необходимо для смягчения отдельных территориальных диспропорций: необходимо стимулировать создание перерабатывающих производств в тех регионах, где имеются крупные запасы и ресурсы, прежде всего, железных руд. Для достижения поставленной цели государство должно решить следующие задачи:
Выше были предложены различные стратегические подходы к развитию МСБ разных групп ПИ. При этом многие задачи, а значит и пути их решения повторялись неоднократно. Это не удивительно; ведь в любом случае новые месторождения надо прогнозировать и искать, а разведанные, но неразрабатываемые запасы – переоценивать и вводить в промышленный оборот. Ниже приведен обобщенный перечень государственных задач в сфере развития МСБ и путей их решения, которые останутся актуальными на протяжении, как минимум, ближайшей четверти века.
Задача поиска новых месторождений, так или иначе, сводится к привлечению негосударственных инвестиций в ГРР на нефть, газ и твердые ПИ. Даже в благополучном 2013 году они составили всего 270 млрд руб. (34 млрд на твердые ПИ и 236 млрд – на УВ сырье), что совершенно недостаточно для страны с такими геологическими перспективами и такой территорией, как наша. Но дело не только в деньгах.
В настоящее время в государственном фонде недр вследствие высокой степени геологической изученности территории страны критически исчерпаны легко открываемые уникальные и крупные по масштабу запасов месторождения практически всех видов ПИ. Технология и методика прогноза, поисков, оценки и разведки этих ставших традиционными объектов была детально отработана в советский период и без особых изменений используется в настоящее время. В рамках такого подхода вполне естественными являются требования к стадийности ГРР (которых нет в других сырьевых странах), увеличение размеров бюджетного финансирования ГРР, возобновление геолого-съемочных работ масштаба 1:50 000 с сопутствующими общими поисками, сожаления о сокращении физических объемов всех видов ГРР и т.д. Но в условиях рыночной экономики и критического исчерпания легко открываемых месторождений такой подход экономически неэффективен и недопустим, в том числе из-за непомерной нагрузки на государственный бюджет.
Объекты поисков сегодня – это либо относительно небольшие месторождения на периферии, на флангах и на глубоких горизонтах известных разрабатываемых объектов; либо месторождения принципиально иного, не характерного для России, геолого-промышленного типа; либо месторождения, расположенные в малоизученных областях, прежде всего, в Заполярье и на арктическом шельфе. В любом случае, это будут сложно открываемые, как правило, не выходящие на поверхность месторождения, найти которые традиционным методом сгущения сети наблюдения будет чрезвычайно затратно и крайне сложно. Для поисков таких месторождений требуются новые методики и технологии прогноза, поисков, оценки, разведки, разработки и обогащения, а также современные конкурентоспособные геофизические приборы и лабораторное оборудование, программное обеспечение и высокопроизводительный станочный парк для бурения.
Привлечение частных инвестиций, как в разработку методик, технологий и оборудования, так и непосредственно в ГРР, является главной задачей государства в сфере развития МСБ. Длительные сроки окупаемости нефтегазовых и горных проектов требуют стабильного законодательства и высокого уровня доверия между государством и бизнесом. Вторым важным вектором развития деловой среды должна стать либерализация законодательства о недрах. Прежде всего, это касается корректировки критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения; гарантий, во-первых, возможности вести поиски в том месте, где компания считает это наиболее целесообразным (заявительный принцип); во-вторых, безусловного права компании распоряжаться найденным месторождением (продать его или разведывать и разрабатывать самостоятельно).
Кроме того, необходимо резко сократить количество и повысить качество исполнения контрольно-надзорных функций государства; в т.ч. постепенно передавая функции экспертизы запасов и проектов саморегулируемым профессиональным ассоциациям; упрощая процедуры оформления и переоформления лицензий на право пользования недрами с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры. Необходимо разработать ясные и прозрачные механизмы их досрочного изъятия, ограничить избыточную концентрацию регулятивных функций на федеральном уровне – мелкие, средние, а также истощенные месторождения с остаточными запасами должны предназначаться, прежде всего, для становления и развития мелкого и среднего бизнеса («юниорные» компании) в регионах, закрепления населения на окраинных территориях страны. Начать децентрализацию управления можно с твердых полезных ископаемых, постепенно вовлекая в нее газовые, а потом и нефтяные месторождения.
Ввод в оборот неразрабатываемых месторождений позволит «разморозить» запасы, которые многие десятилетия лежат без движения. Доля неразрабатываемых балансовых запасов в структуре МСБ России очень велика: 30% запасов алмазов, 40% нефти, металлов платиновой группы и никеля, почти 50% меди и свободного газа, более 60% золота и железных руд, 80% хромовых руд, 90% и более углей, олова, вольфрама и титана, практически 100% редких металлов. Причины, по которым месторождения не разрабатываются, бывают разные, начиная от низкого качества руд и заканчивая неблагоприятным географическим положением, но в любом случае они являются стратегическим сырьевым резервом и по мере возможности должны быть включены в промышленный оборот.
Таким образом, второй важнейшей задачей государства в сфере развития МСБ является привлечение инвестиций в освоение разведанных, но неразрабатываемых запасов трудноизвлекаемой нефти, «жирного» газа и относительно низкокачественных руд твердых ПИ. Первое, что необходимо для этого сделать, – это провести геолого-экономический анализ стоящих на балансе запасов, которые представляют собой очень пеструю картину. Часть запасов, которая со всей очевидностью никогда не будет востребована, следует перевести в категорию ресурсов. Другую часть запасов, которая имеет характеристики, сопоставимые с характеристиками рядовых руд разрабатываемых месторождений за рубежом, следует выделить в отдельную категорию. Их необходимо будет поэтапно вводить в оборот, в том числе, предоставляя недропользователям льготы, позволяющие сблизить прибыльность добычи на разных по стоимости отработки месторождениях. В частности, для месторождений ТПИ можно отменить разовый платеж и/или снизить НДПИ для низкорентабельных объектов, подобно тому, как это уже сделано для многих нефтяных месторождений. В свою очередь, компания, получив объект на льготных условиях, должна будет гарантировать вложение средств в его эксплуатацию.
Разрабатывать за счет средств государственного бюджета новые приборы, оборудование, средства телеметрии, технологии, необходимые для поисков новых и ввода в оборот известных месторождений, экономически неэффективно и нецелесообразно. Эта работа должна выполняться частными компаниями, в т.ч., в рамках определенных СП. Политика локализации будет способствовать их возникновению и развитию.
В отношении ПИ, запасы которых явно избыточны, необходимо определить очередность их ввода в эксплуатацию в соответствии с планами социально-экономического развития регионов и с учетом необходимости ликвидации региональных диспропорций в размещении месторождений и перерабатывающих предприятий. Эта задача должна решаться совместными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти для обеспечения баланса их интересов.
В социально чувствительных районах, где население целиком зависит от добычи ПИ, необходимо решать проблему сохранения производства. В старых горнорудных и промысловых регионах, на истощенных месторождениях, необходимо поддерживать добычу россыпного золота, нефти и газа за счет предоставления налоговых льгот старательским артелям и добывающим компаниям. В частности, для истощенных россыпей следует отменить разовый платеж и НДПИ и существенно упростить процедуру предоставления участков недр в пользование. Система льгот в таких регионах требует очень тонкой настройки; она должна способствовать занятости населения, продлению срока работы рудников и промыслов и, в конце концов, полному извлечению из недр остаточных запасов ПИ.
Средства федерального бюджета должны использоваться лишь в тех областях, которые не интересны коммерческим компаниям, поэтому они не должны расходоваться на дорогостоящие поисковые и оценочные работы, прямо направленные на воспроизводство МСБ. Однако участие государства на ранних этапах геологоразведочного процесса желательно и даже необходимо. В частности, государство должно взять на себя финансирование достаточного объема научных, региональных и тематических работ, направленных на создание новых моделей геологического строения и истории развития перспективных нефтегазовых бассейнов и рудных провинций, которые являются научной основой для любых прогнозных построений и планирования ГРР на нефть, газ и твердые ПИ, как на уровне государственных органов, так и на уровне компаний.
В связи с тем, что все «легкие», лежащие на поверхности, открытия уже сделаны, а новые объекты сегодня – это новые типы руд, нетрадиционные типы месторождений, «слепые», не выходящие на поверхность рудные тела, необходимо искать новые научные, методические и технологические подходы к их прогнозированию и поискам. Это направление работ, хотя бы частично, также должно финансироваться государством.
За счет средств федерального бюджета при необходимости могут проводиться работы по разбраковке балансовых запасов. Геолого-экономический анализ неразрабатываемых месторождений и выделение объектов или участков с «гранично-экономическими» запасами позволит ввести в оборот значительную часть МСБ, которая была подготовлена еще в советское время и с тех пор лежит без движения.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для решения проблемы воспроизводства МСБ России требуются не только деньги и косметические, точечные поправки в законодательство о недрах, но и общая стабилизация российского законодательства, а также повышение уровня доверия между государством и бизнесом, эффективная и профессиональная работа всех ветвей власти. Без этого устойчивое минерально-сырьевое обеспечение экономики страны, социальной сферы Российской Федерации и ее национальной безопасности на долгосрочную перспективу будет невозможно.
Список литературы
Этот материал будет опубликован в виде статьи в журнале "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление " № 1/2015 .