31 мая 2012

85 лет Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых

85 лет Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых

В 1927 году Геологический комитет учредил Особую комиссию по подсчету запасов (ОКЗ) полезных ископаемых «для придания единообразия и авторитетности всем цифрам запасов, исходящих от Геологического комитета».  31 мая 2012 года исполняется 85 лет со дня первого заседания Комиссии, который считается датой образования ныне существующей Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ).

Курс на индустриализацию страны потребовал обеспечения промышленности всеми видами минерального сырья, особенно топливно-энергетическими и рудными. Для этого было необходимо увеличить объемы геологоразведочных работ так, чтобы их темпы опережали темпы развития промышленности. Проверка и утверждение цифр запасов полезных ископаемых, получаемых при разведочных работах и в результате камеральной обработки данных, распределение их по категориям и разработка методов подсчета запасов возлагались на Особую комиссию по подсчету запасов полезных ископаемых СССР.

В начале своей деятельности ОКЗ подготавливала отзывы на запросы по месторождениям твердых полезных ископаемых (ТПИ), так как, прежде всего, необходимо было обеспечить сырьем проектируемые или эксплуатируемые предприятия металлургической промышленности. На этом этапе перед Комиссией стояли две основные задачи: обеспечить проверку достоверности  и однообразности авторского подсчета запасов полезных ископаемых, «ускорить работу по установлению однообразных методов подсчета» взамен «общепринятого деления запасов на категории достоверных, вероятных и возможных».

В апреле 1930 года ОКЗ была преобразована в Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ). В составе Геолкома она входила сначала в Главное геологоразведочное управление, непосредственно подчиненное Президиуму ВСНХ СССР, а затем во Всесоюзное геологоразведочное объединение «Союзгеоразведка» ВСНХ СССР, переданное в январе 1932 года в ведение Наркомпромтяжа СССР на правах управления.

С 1932 года ЦКЗ проводит внешнюю экспертизу рассматриваемых материалов и фиксирует в протоколах основные критические замечания, на основании которых вносятся изменения в авторские цифры и категории запасов. Особое внимание уделяется оценке качества проведенных геологоразведочных работ, анализу геологической документации, достоверности опробования, принципам оконтуривания площадей подсчета запасов.

В связи с многочисленными претензиями, предъявляемыми к действующей классификации запасов твердых полезных ископаемых, на конференции геологов в 1932 году был поднят вопрос о ее пересмотре. 1 января 1935 года СНК СССР издал постановление № 71, согласно которому все запасы полезных ископаемых месторождений должны были в обязательном порядке утверждаться Главным геолого-гидрогеодезическим управлением Народного комиссариата тяжелой промышленности.

С момента утверждения положения о ЦКЗ в 1935 году комиссия становится высшим органом, определяющим и утверждающим запасы полезных ископаемых для проектирования капитального строительства новых, реконструкции  и расширения действующих горных и горнозаводских предприятий союзного, республиканского и краевого значения. Также в обязанности ЦКЗ входили разработка и опубликование методических руководств и инструкций по вопросам подсчета и учета запасов полезных ископаемых, их классификации и оценки месторождений, экспертиза проектов разведочных работ в отношении соответствия методики разведок категориям запасов, составление и опубликование балансов минерального сырья, методическое руководство районными комиссиями по запасам и надзор за их работой.

17 ноября 1937 года народный комиссар тяжелой промышленности СССР Л. Каганович подписал приказ № 993 от 20 ноября 1937 года о выделении ЦКЗ из состава Главного геолого-гидрогеодезического управления и передаче ее в подчинение непосредственно наркому тяжелой промышленности. Таким образом, комиссия стала надведомственным органом государственной экспертизы.

Очередные коррективы в работу ЦКЗ внес 1940 год, когда она вошла в состав Комитета по делам геологии уже как Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ), сохранив свой статус высшего государственного органа по определению и утверждению запасов всех видов полезных ископаемых в недрах.

Согласно положению о ВКЗ, утвержденным СНК СССР 25 марта 1940 года, решения Комиссии  по утверждению запасов полезных ископаемых стали обязательными для всех учреждений. Положение также запрещало проектирование, строительство новых и реконструкцию действующих предприятий союзного и республиканского значения на базе месторождений, запасы которых не утверждены ВКЗ, а определение и подсчет должны были производиться согласно классификации запасов полезных ископаемых, утверждаемой СНК СССР.

За относительно короткий срок - с 1927 по 1940 гг. - в стране был создан государственный орган по промышленной оценке месторождений полезных ископаемых и утверждению запасов минерального сырья для строящихся и реконструируемых предприятий горной промышленности. В этот период были заложены организационные и методологические основы деятельности Комиссии, сформирован ее штат.

В 1941 году постановлением СНК СССР была утверждена  новая классификация твердых полезных ископаемых, в которой были существенно расширены характеристики изученности запасов. Эта классификация, согласно Положению о ВКЗ, приобретала силу закона, обязательного для всех ведомств и организаций, регламентировала вопросы бюджетного финансирования в горнорудной промышленности. Таким образом комиссия принимала на себя народнохозяйственную функцию, неся ответственность за возврат государственных вложений.

С первых дней Великой Отечественной войны стала очевидной необходимость доразведки объектов дефицитных полезных ископаемых, поисков питьевой и технической воды. С целью утверждения запасов сырьевых объектов оборонного значения и оказания консультативной помощи комиссия организует выездные сессии с участием местных геологов. Для оперативного решения вопросов к работе привлекаются авторитетные эксперты в области геологии, горного дела, обогащения полезных ископаемых, технологии разработки месторождений, металлургии.

После войны ВКЗ вошла в состав Министерства геологии СССР на правах главного управления со штатом 33 человека. В составе Комиссии были утверждены пять отделов: металлов, редких металлов, топливно-энергетический, неметаллов и геологический. В условиях активного выявления и разведки месторождений, комплексной оценки регионов перед ВКЗ появляются новые задачи, такие как разработка развернутой систематизации запасов различных видов полезных ископаемых. Функции комиссии в послевоенное время претерпели изменения в сторону большего придания ей государственных полномочий в вопросах формирования и систематизации минерально-сырьевой базы страны. В этот  период фактически сформировался тот облик Комиссии, который определил характер ее деятельности.

Постановлением Совета Министров СССР № 1347 от 01 июля 1954 года Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых была переименована в Государственную комиссию (ГКЗ) и передана в подчинение непосредственно Совмину СССР. Таким образом, ГКЗ приобретает статус министерства. Такое высокое вневедомственное положение ГКЗ в системе управления соответствовало ее основной функции - государственной приемке запасов  разведанных полезных ископаемых для передачи в освоение добывающей промышленностью.

В 1963 году Правительство СССР передало ГКЗ полномочия на рассмотрение и утверждение технико-экономических обоснований для подсчета запасов твердых ископаемых и оценки промышленного значения месторождений, параметры которых ранее утверждались Госпланом СССР.  К концу 60-х годов в практику работы ГКЗ прочно вошел «повариантный» метод анализа технико-экономических расчетов, заложивший основы геолого-экономической оценки месторождений. Система формирования и использования минерально-сырьевой базы была разрушена в результате преобразований августа-декабря 1991 года. Функции и задачи, решаемые институтом ГКЗ, в том числе важнейшая - «госприемка заказов», решения Комиссии стали невостребованными вследствие резкого падения геологоразведочных работ, уменьшением прироста запасов.  Обстановка начала нормализовываться только к 1997-1998 гг. в связи с завершившимся переделом крупных объектов собственности и дефолтом 1998 года, после которого значительно оживился интерес инвесторов к недрам, проведению геологоразведочных работ. Постановление Правительства № 210 от 23 февраля 1996 года уполномочило комитет РФ по геологии и использованию недр осуществлять государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Этим же Постановлением ГКЗ переводилась в ведение Комитета. Определилась новая тенденция в работе ГКЗ: переход от «госприемки заказов» к определению реального состояния минерально-сырьевой базы.

Современный этап в работе ГКЗ начался в 2004 году. Создается единая по всей России структура государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, формируются единые требования и подходы к их оценке, добавляются новые виды экспертизы. В 2005 году существенно выросло число объектов экспертизы, что напрямую связано с перестройкой региональной системы экспертизы, ликвидацией ТКЗ, а также возвращением  угледобывающей промышленности в рамки закона.

В период с 2007 по 2011 гг. Комиссией проведена государственная экспертиза по 9188 месторождениям, выполнялись работы по совершенствованию методологии государственной экспертизы, осуществлялась деятельность в области взаимодействия с международным сообществом по вопросам классификации и учета запасов полезных ископаемых и совершенствования нормативных документов в этой области.  Участие ГКЗ в работе Европейской экономической комиссии ООН укрепило позиции России по важнейшему направлению геолого-экономической науки и практики, способствовало сближению систем классификации и отчетности РФ по полезным ископаемым с международными стандартами с учетом интересов России.

Знаковым событием для Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых стал рабочий визит Премьер-министра В.В.Путина 16 июня 2009 года. За более чем 80-летнюю историю существования комиссии ее впервые посетил глава Правительства, который сформулировал концептуальные задачи совершенствования государственной системы управления минеральными ресурсами.

При участии Комиссии совместно с Обществом экспертов России по недропользованию и Комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) был разработан российский Кодекс публичной отчетности, который был утвержден 31 октября 2011 года в рамках ежегодной встречи членов CRIRSCO. Таким образом, Россия стала полноправным членом CRIRSCO. Утвержденный Кодекс открывает возможности в части получения более понятной информации о запасах и ресурсах российских месторождений для инвесторов, выработки единых подходов к отчетности российских и зарубежных специалистов. Публичный отчет, подготовленный на основании Российского кодекса, будет необходимым и достаточным документом для листинга, IPO акций и последующей отчетности на большинстве торговых площадок мира.

В современных условиях недропользования государственная экспертиза является одним из важнейших элементов управления минерально-сырьевой базой страны и дает значительный эффект в части повышения извлечения полезных ископаемых из недр.

Пресс-служба Роснедр

вернуться к разделу