21 мая 2011 исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Ивановича Антоненко, крупного организатора геологической службы, талантливого гидрогеолога, одного из создателей и руководителей геологической организации, выполнявшей и продолжающей выполнять специальные геологические работы: Государственная контора (с 1939 года - трест) специального геологического картирования «Спецгео», Второе главное геологическое управление, Всесоюзный гидрогеологический трест, Второе гидрогеологическое управление, в настоящее время - ФГУГП «Гидроспецгеология».
После окончания в 1937 году Новочеркасского индустриального института молодой специалист-гидрогеолог К.И.Антоненко был направлен на работу в Главное военно-инженерное управление Красной Армии и стал одним из кураторов недавно созданного предприятия «Спецгео». Таким образом, с первых дней своей самостоятельной жизни, как дипломированный специалист - гидрогеолог, он был связан с военной геологией. В этот период своей деятельности он осваивает специфическое направление геологических исследований, проводящихся в интересах обороноспособности страны, активно участвует в разработке методических рекомендаций по проведению этих работ, набирается опыта при поездках в экспедиции «Спецгео», проводящей полевые работы на всей территории СССР. Он, как представитель Заказчика (ГВИУ и ГШ), участвует в выработке требований к продукции геологов и в приемке завершенных работ.
Как известно, к началу Великой Отечественной войны трест «Спецгео» в основном решил поставленные перед ним задачи обеспечения командования Красной Армии необходимыми военно-геолого-географическими материалами, и в этом есть значительная доля вклада К.И. Антоненко.
С началом войны Константин Иванович принимал участие в решении вопроса о создании спецформирований (геолого-буровые, затем военно-геологические отряды) на базе треста «Спецгео». После призыва на фронт (заместитель командира роты на Западном фронте) он решает задачи организации водоснабжения войск действующей армии, работает во взаимодействии с ВГО-1 (начальник отряда Н.В.Коломенский), приобретая бесценный опыт решения задач водоснабжения войск в условиях боевых действий.
В связи с решением (согласно соглашению союзников и правительства Ирана) о вводе наших войск на территорию Ирана, К.И.Антоненко, по заданию командования Инженерных войск, участвует в организации геологического обеспечения этой операции. Работы по решению вопросов водоснабжения войск выполняются крупным отрядом специалистов из состава ВГО-7 треста «Спецгео» при научном сопровождении профессора А.М.Овчинникова.
После окончания войны Константин Иванович, как представитель заказчика - Штаба Инженерных войск, занимается вопросами сбора и изучения трофейных геологических материалов и работой ВГО на освобожденных территориях Восточной Европы. Большой заслугой К.И.Антоненко и его коллег стало решение о создании отчетов, обобщающих опыт работы ВГО в Великую Отечественную войну. Эти работы были созданы в основном начальниками ВГО, имеют большую историческую ценность и не потеряли актуальности в наше время.
В 1946 году К.И.Антоненко перевели на работу в Комитет по делам геологии при СНК СССР. В конце 1946 года он был назначен руководителем треста «Спецгео», а с 1947 года возглавил Второе главное геологическое управление и провел реорганизацию специальной геологической службы - на базе треста «Спецгео» были созданы 4ГУ и 5ГУ, которые продолжали выполнять военно-геологические работы.
В 1951 году было принято решение о создании Всесоюзного гидрогеологического треста (ВГТ). Вопрос о руководителе решался очевидно - К.И.Антоненко, талантливый профессионал с большим практическим опытом, фронтовик, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий высокий авторитет среди товарищей.
В состав ВГТ были включены гидрогеологические экспедиции союзных республик (Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана), что давало возможность подключить эти экспедиции к уже сложившейся московской школе гидрогеологии, созданной учеными вузов, НИИ и производственными организациями, расположенными в Москве. Впоследствии, уже после вывода из состава ВГТ в конце 50-х годов, это позволило создать мощные гидрогеологические научно-производственные организации в Узбекистане и Казахстане.
К концу 50-х годов одновременно с сокращением объемов работ на Целине перед коллективом ВГТ и его руководителем были поставлены еще более сложные задачи - организация изысканий на ядерных испытательных полигонах - Семипалатинский и на Новой Земле, а также решение проблемы глубинного захоронения ЖРАО атомной промышленности - научное обоснование создания полигонов глубинного захоронения ЖРАО. Эти новые направления работ требовали и своеобразного подхода к решению поставленной задачи.
В 1961 году 4ГУ и ВГТ были объединены во 2ГУ (впоследствии в его состав включат и 5ГУ), таким образом специальная геологическая служба стала единой. Возглавил 2ГУ К.И. Антоненко.
В конце 50-х годов начались изыскания на ядерных испытательных полигонах Московской области. Особое значение они приобрели с 1963 года, когда ядерные испытания в атмосфере были запрещены и, в связи с этим, изучение геологической среды, в которой размещались боевые блоки, приобретало первостепенное значение.
Главная задача заключалась в том, чтобы в результате изучения горных массивов можно было установить ослабленные зоны, существование которых могло при испытаниях привести к выбросу ядерных материалов в атмосферу. Не менее сложной была задача извлечения измененной взрывом горной породы и выдача этих образцов для изучения НИИ заказчика. Попутно решались вопросы технического водоснабжения при проходке горных выработок и бурение приборных скважин.
Для решения поставленных заказчиком задач геологам 2ГУ приходилось наряду с применением всего разнообразного комплекса гидрогеологических и инженерно-геологических методов исследований (на Северном полигоне Новая Земля также и методов мерзлотоведения) широко использовать геофизические методы исследований, совершенствовать известные и создавать новые на уровне изобретений и кандидатских диссертаций. Необходимо отметить, что геологи успешно справились с поставленными задачами и не было ни одного случая аварийного выброса ядерных материалов в атмосферу из-за некачественной работы геологической службы.
Уже с середины 50-х годов обозначились вполне определенно проблемы, связанные с обращением с ядерными материалами (особенно с отходами ядерно-химического комплекса). В связи с этим по поручению Министерства геологии и охраны недр СССР было поручено ВГТ - 2ГУ провести работы, связанные с научным обоснованием возможности безопасного глубинного захоронения ЖРАО. Изыскания проводились для предприятий МСМ - ГХК (Красноярск), СХК (Томск), НИИ АР (Димитровград) и ПО «МАЯК» (Челябинск). Сложность организации работ была обусловлена высокими требованиями заказчика, необходимостью широкой кооперации с проектными и научными организациями МСМ, академической наукой, трудными природно-климатическими условиями, территориальными ограничениями, режимом секретности, высокой ответственностью, абсолютной новизной и сжатыми сроками работ. Кроме того, в отличие от других видов изысканий, выполняемых 2ГУ, на предприятие возлагалась задача строительства подземной части полигона (бурение эксплуатационных и наблюдательных скважин).
Участие 2ГУ в решении экологических проблем предприятий МСМ выражалось не только в создании полигонов захоронения ЖРАО, но и в исследовании вопроса влияния этих предприятий на геологическую среду. Это было особенно важно для тех предприятий, для которых по тем или иным причинам метод глубинного захоронения был непригоден (геологические условия, твердая фракция отходов и др.). Это направление работ также получило свое развитие с конца 50-х годов. И в первую очередь объектом изучения стал ПО «МАЯК» и предприятия МСМ, расположенные в Средней Азии. По результатам этих работ давалась оценка экологической обстановки и разрабатывались соответствующие инженерные мероприятия, опасные явления брались под контроль. Ведущим методом исследований в этом случае становились многолетние режимные наблюдения. При этом создавалась информационная база, которая впоследствии, при развитии компьютерных технологий, методов математического моделирования позволяла получать многолетние прогнозы, организовать мониторинг состояния геологической среды.
Пресс-служба Роснедр