В 1945 году работы по освоению атомной энергии были развёрнуты в широком масштабе, но одной из нерешённых проблем оставался вопрос обеспечения страны природным ураном. Министр среднего машиностроения СССР Е.П.Славский, являвшийся вместе с И.В.Курчатовым одним из главных руководителей советского атомного проекта, впоследствии вспоминал, что в первый реактор пришлось загрузить практически весь имевшийся тогда в стране уран. Реактор работал и требовал дозагрузки, а урана больше не было. К этому времени в СССР было известно несколько месторождений радиоактивных руд - Тюя-Муюн, Табошар, Майлису и др., но все они имели весьма небольшие запасы урана и не могли составить основу сырьевой базы атомной промышленности. Тем не менее, на их основе был заложен Ленинабадский комбинат - один из первенцев добычи урана в СССР.
В этих условиях СНК СССР 13 октября 1945 года принимает Постановление «О концентрации и специализации поисково-разведочных работ на радиоактивное сырьё». Этим Постановлением в составе тогдашнего Госкомитета по геологии было создано Первое Главное геологоразведочное управление (Первый Главк), призванное решить проблему обеспечения сырьём зарождающуюся атомную промышленность. Постановлением определялись также беспрецедентно высокие темпы развития геологоразведочных работ на уран. Уже к апрелю 1946 года предусматривалось организовать 270 специализированных полевых геологических партий, охватив ревизионными и поисковыми работами практически всю страну. В 1947 году ряд таких полевых партий был передан в непосредственное подчинение Первому Главку, в составе которого были созданы специализированные территориальные экспедиции - Кольцовская (г. Ессентуки), Октябрьская (г. Ленинград), Волковская (г. Алма-Ата), Берёзовская (г. Новосибирск), Сосновская (г. Иркутск), Шабровская (г. Свердловск).
Стратегия «массированного удара» скоро принесла положительные результаты. Уже в 1946-1947 гг. удаётся выявить несколько новых районов с урановыми месторождениями.
Так, на Украине при ревизии железных рудников геологами Л.В.Ивановой и Я.Н.Белевцевым были обнаружены проявления повышенной радиоактивности, что привело к открытию Первомайского и Желтореченского месторождений урана - первых относительно крупных по запасам урановорудных объектов в СССР. Форсированная их разведка создала сырьевую базу для строительства Восточного горно-обогатительного комбината Минсредмаша СССР.
На Северном Кавказе геологи Л.П.Вилюнова и В.М.Пац обнаружили на горе Бештау люминесцирующий урансодержащий минерал опал-гиалит. Вскоре здесь было открыто Бештаугорское урановое месторождение, на базе которого было создано Лермонтовское рудоуправление по добыче радиоактивных руд.
В Средней Азии были открыты месторождения Каттасай и Алатаньга, в Южном Казахстане - Туракавакское. Первые открытия были сделаны в Сибири - месторождение Усть-Ангарское (Енисейский кряж) и в Колымско-Чукотском районе - месторождения Северное и Бутугычагское. Месторождение Северное даже некоторое время эксплуатировалось.
К 50-м годам произошёл революционный сдвиг в технологии поисков и разведки урана, обусловленный внедрением в практику работ первых отечественных приборов - радиометров. Массовое их использование вскоре привело к целому ряду открытий.
Так, в Северном Казахстане были обнаружены месторождения Маныбай, Ишимское, Балкашинское, Заозёрное и определилась новая крупная урановорудная провинция. В дальнейшем на базе этих открытий был создан Целинный горно-химический комбинат Минсредмаша СССР. Среди первооткрывателей месторождений Северо-Казахстанской урановорудной провинции следует упомянуть В.С.Казакова, Н.И.Королёва, Н.М.Салова, А.Е.Сергеева, Е.П.Сонюшкина и др.
В Южном Казахстане были выявлены месторождения Бота-Бурум, Курдай, Кызыл-Сай. Эти объекты послужили сырьевой базой для строительства Киргизского горно-химического комбината Минсредмаша СССР. В числе первооткрывателей месторождений здесь необходимо отметить М.Я.Дару, Н.Ф.Карпова, А.Л.Лапина, Л.В.Хохлова, А.И.Юдакова и др.
В Кызылкумах было открыто крупное месторождение урана Учкудук, положившее начало выявлению крупнейшей в мире Притяньшанской провинции урановых месторождений инфильтрационного типа. На её сырьевой базе создаётся Навоийский горно-химический комбинат Минсредмаша СССР. Среди первооткрывателей месторождений этой провинции следует назвать Ф.Н.Абакумова, В.М.Мазина, А.И.Пака, А.А.Петренко, М.Э.Пояркову и др.
На Мангышлаке было обнаружено крупное урановое месторождение Меловое, а затем ещё ряд однотипных урановорудных объектов. На их базе был создан Прикаспийский комбинат Минсредмаша СССР. Первооткрывателями месторождения Меловое являются Л.Н.Скосырев, Н.М.Шармин, Ю.Н.Терехов.
К 1957 году, т.е. за 10-летний период интенсивных геологоразведочных работ, задача создания урановой минерально-сырьевой базы для атомной промышленности и обороны страны была, в основном, решена. На этом этапе руководителями Первого Главка были С.В.Горюнов, В.И.Смирнов, С.А.Ершов и В.И.Кузьменко, главными инженерами работали Ф.М.Малиновский и Н.И.Королёв, главными геологами - И.Ф.Григорьев, А.Г.Ивашенцев, Б.М.Косов и С.Ф.Лугов.
Одновременно с интенсивными геологоразведочными работами на уран в СССР значительные силы советских специалистов - геологов, геофизиков, горняков, научных работников и др. были привлечены к изучению ураноносности Рудных гор в Восточной Европе. Вклад советских специалистов в создание урандобывающей промышленности бывших ГДР и Чехословакии, а также Румынии, Болгарии и Венгрии можно назвать решающим. При их непосредственном участии были открыты крупнейшие урановые месторождения Шлема-Альберода, Пшибрам, Роннебургское рудное поле и месторождения Стражского блока, эксплуатация которых продолжалась до 90-х годов. Советские специалисты приняли также активное участие в создании урановой сырьевой базы Китайской Народной Республики, а позднее (70-е годы) - Монгольской Народной Республики.
К 60-м годам дефицит урана в стране был преодолён, но весьма значительную его часть составлял импорт из ГДР, Чехословакии и других стран. Дальнейшее развитие атомной энергетики страны требовало развития и совершенствования собственной сырьевой базы. Однако, ресурс легко открываемых месторождений был практически исчерпан. Кроме того, в повестку дня были поставлены вопросы экономики и сразу же вызвало озабоченность качество сырья - содержание урана на большинстве известных в стране месторождений отставало от показателей на месторождениях Восточной Европы и мира.
Новые задачи ставили перед геологической отраслью проблему разработки научных основ и прогрессивных технологий поисков урановых месторождений, не выходящих на земную поверхность. Специалистами ВИМСа, ВСЕГЕИ, ИГЕМ РАН, ЗабНИИ и других институтов были разработаны методы локального прогноза и методика глубинных поисков урановых месторождений. В ВИРГе были разработаны новые методы поисков и новая аппаратура, в т.ч. первые сцинтилляционные радиометры, гамма-спектрометры, каротажные станции и т.д.
Результаты научно-технического перевооружения отрасли не замедлили сказаться. 60-е годы оказались весьма «урожайными» годами урановой геологии.
В 1961 году в Центрально-Алданском районе Южной Якутии была выявлена крупная ураноносная структура - зона Южная. Позднее здесь был установлен уникальный по своим масштабам урановорудный район. К сожалению, качество руд оказалось рядовым, а географо-экономические условия района - весьма неблагоприятными. По этим причинам район остаётся в числе резервных, хотя вопрос его промышленного освоения поднимался несколько раз. В числе первооткрывателей урановых месторождений района следует отметить Н.В.Кожевникова, В.А.Евстрахина, Л.Д.Готмана и др.
В 1962 году было открыто Стрельцовское месторождение в Забайкалье. Вскоре здесь был установлен одноимённый крупный урановорудный район. К концу 60-х годов в забайкальской степи уже стояли первые дома нового города Краснокаменска и начал работать крупнейший в стране Приаргунский горно-химический комбинат Минсредмаша СССР. Первооткрывателями урановых месторождений района являются Л.П.Ищукова, В.П.Зенченко, В.М.Журавлёв, Ю.Г.Рогов, К.А.Метцгер, В.А.Солодовников и др.
На Украине было выявлено Мичуринское месторождение и вскоре - Кировоградская группа месторождений (Ватутинское, Северинское, Центральное и др.), которые вдохнули вторую жизнь Восточному ГОКу. Первооткрыватели этих объектов - Н.В.Смолин, О.Ф.Макивчук, М.В.Репринцев, В.А.Сливинский, Ф.Д.Галкин и др.
В Северном Казахстане было обнаружено Грачёвское и другие (в .т.ч. крупнейшее в районе Косачиное) месторождения. Их первооткрывателями являются Н.С.Зыкова, В.К.Белов, С.Л.Николаев, С.С.Наумов и др.
К началу 70-х годов минерально-сырьевая база урана в стране по объёмному показателю соответствовала возможным программам развития атомной энергетики. Однако в качественном отношении полного решения проблемы добиться не удалось - месторождений богатых руд (за исключением Стрельцовского района) не было выявлено. Добыча урана из рядовых и относительно бедных руд при горном способе обходилась весьма дорого.
В те же 60-е годы специалисты Минсредмаша СССР осуществили крупный технологический прорыв в методах добычи урана. Были разработаны и внедрены в производство бесшахтные системы извлечения урана из недр подземным выщелачиванием через скважины. Себестоимость добычи урана при этом снижается в 3-6 раз по сравнению с горным способом.
Большинство месторождений инфильтрационного типа в Кызылкумах и Южном Казахстане (Учкудук, Букинай, Сугралы и др.) оказались более благоприятными для отработки подземным выщелачиванием, чем горным способом. Начались целевые поиски подобных месторождений в Кызылкумах, Сырдарьинской и Чу-Сарысуйской впадинах, одновременно была разработана геолого-генетическая модель инфильтрационного уранового рудообразования. Новые открытия последовали одно за другим: в Сырдарьинской впадине - месторождения Карамурун и Ирколь, в Чу-Сарысуйской - Уванас, Канжуган, Мынкудук.
В начале 80-х годов выявленные ресурсы урана в недрах страны стали сопоставимы с его суммарными ресурсами в ведущих странах - продуцентах, что обеспечило СССР минерально-сырьевую базу для развития атомно-энергетических программ в самых широких вариантах.
С 1963 года и до конца 80-х годов Первый Главк возглавлял Н.Ф.Карпов, человек неукротимой энергии и высокой деловой интуиции. Геологической службой Главка в 60-е годы руководил А.П.Рогожин, которого в 1974 году, после смерти А.П.Рогожина, сменил М.В.Шумилин. Обязанности главного инженера выполнял В.Е.Гриб, а с 1987 года - А.Л.Лапин.
В 90-е годы резкое осложнение социально-политической и экономической обстановки в стране самым негативным образом сказалось на всей геологической отрасли и, в частности, на урановой подотрасли. Бюджетное финансирование сокращается, становится не регулярным, а порой прекращается вовсе. Положение крайне усугубляется с распадом СССР.
Россия унаследовала от СССР 70% мощностей АЭС, а подавляющая часть сырьевых источников урана и урандобывающих предприятий оказалась за её рубежами. Добыча урана на единственном оставшемся в России добывающем предприятии - Приаргунском горно-химическом комбинате (ныне АООТ «Приаргунское производственное горно-химическое объединение») покрывает потребность действующих АЭС в природном уране примерно на 30%. Дефицит сырья покрывается складскими запасами урана, созданными во времена СССР.
Между тем, для мирового рынка характерна устойчивая тенденция дефицита производства урана относительно его потребления. Это будет стимулировать рост экспорта урана из России за счёт тех же складских запасов. Можно уверенно прогнозировать исчерпание складских запасов урана в России и реальную угрозу обеспеченности атомной энергетики России собственным сырьём к 2005 - 2010 гг.
Проблема российской урановой минерально-сырьевой базы с каждым годом будет обостряться. Её состояние давно заслуживает самого пристального внимания, всестороннего анализа и принятия ответственных решений на самом высоком уровне.
В июле 1994 года Секретарём Совета безопасности России О.Н.Лобовым направлено письмо № А21-1096 на имя Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина о необходимости разработки федеральной программы развития минерально-сырьевой базы урана России. Поручением Пр-873 Президент Б.Н.Ельцин обязал Председателя Правительства России В.С.Черномырдина подготовить Целевую программу и представить её на рассмотрение Совета безопасности. Поручением ВЧ-119-20651 В.С.Черномырдин поручает Роскомнедра, Минэкономики, Минатому, Минфину и Минобороны России разработку в сжатые сроки Целевой программы развития минерально-сырьевой базы урана России и представление её в Правительство Российской Федерации.
На совместном заседании представителей поименованных выше ведомств было поручено Роскомнедра подготовить к 01 октября 1994 года для согласования проект «Целевой программы развития минерально-сырьевой базы урана Российской Федерации на 1995-2010 гг.»
Целевая программа была подготовлена в установленный срок и в ноябре 1994 года она была согласована с Минобороны, Минэкономики, Минфином и Минатомом России, а также с Миннауки и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Она прошла экспертизу в Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации, но в Правительство представлена не была и статуса Федеральной программы не приобрела.
В 2000 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии была утверждена «Программа геологоразведочных работ на уран на территории Российской Федерации на период 2000-2010 гг.».Эта программа остаётся на сегодня главным документом, ориентирующим и направляющим геологоразведочные работы на уран.
Урановая геологоразведочная служба страны со времени своего создания в 1945 году является в то или иной степени централизованной. Многие годы она состояла из центрального органа управления в г. Москве, территориальных (региональных) специализированных производственных предприятий с чётко ограниченными территориями своей деятельности, охватывающими всю территорию страны, и специализированных отделений научно-исследовательских институтов.
Производственные предприятия носили названия экспедиций, производствен-ных геологических объединений, государственных федеральных унитарных пред-приятий, с 2003 г. - структурных подразделений ГФУГП «Центральная геологическая экспедиция». В Российской Федерации до 2002 г. их было семь: «Невскгеология» (г. Санкт-Петербург), «Кольцовгеология» (г. Ессентуки), «Центральная геологическая экспедиция (г. Москва)», «Зеленогорскгеология» (г. Екатеринбург), «Берёзовгеология» (г. Новосибирск), «Сосновгеология» (г. Иркутск) и «Таёжгеология» (г. Хабаровск).
Центральный орган управления по постановлениям Совмина СССР именовался Первым Главным геологоразведочным управлением (Первым Главком), ВГО «Союзгеологоразведка» (с 01.06.78 г.), ГПО «Геологоразведка» (с 12.09.87 г.), ГПУ «Геологоразведка» (с 12.04.88 г.), Геологическим концерном «Геологоразведка» (с 17.05.90 г.). Приказами МПР России центральный орган реорганизовывался в СЦ «Геологоразведка» (с 16.06.97 г.), КПР «Геологоразведка» (с 26.08.99 г.), РГУ «Геологоразведка» (с 03.12.99 г.), ГФУГП «Центральная геологическая экспедиция» (с 27.07.2000 г.) и ФГУП «Урангеологоразведка» (с 2004 г.).
Несмотря на все реорганизации и переименования урановая геологоразведочная служба сохранила свой кадровый потенциал и осталась единым организмом, аккумулирующим знания по урановой геологии и опыт проведения геологоразведочных работ на уран. Сложившаяся и проверенная временем её организационная структура позволяет определить наиболее перспективные районы и направления ГРР на уран, сосредоточить на них максимально возможные финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы.
Пресс-служба Роснедр